Профилактика школьной неуспешности и психологическая поддержка учащихся

Автор: Кабаева В.М. 
Тип: статья
Версия для печати

Известно, что быть успешным в жизни важно для нормального самочувствия, самоуважения, признания окружающими. Но иногда получается так, что эффективным и успешным себя не чувствуешь. Для школьников и учителей один из факторов эффективного обучения – это не только проблема «хороших» - «плохих» оценок в дневнике или журнале, это частая ситуация возникновения напряженных отношений друг с другом, непонимания между детьми и родителями, родителями и учителями. Одни не любят ставить плохие оценки, другие не любят получать плохие оценки. Но почему же школьная неуспешность остаётся проблемой и проблемой многоплановой?

На успешную деятельность детей и учителей влияют многообразные негативные факторы. Например,

  • Недостаточная подготовка педагогов и родителей.
  • Отсутствие единой мировоззренческой педагогической концепции.
  • Калейдоскопичность учебного материала, не соответствующего законам восприятия, либо ценностным ориентирам.
  • Интенсификация обучения и, соответственно, умственные и психоэмоциональные перегрузки учащихся.
  • Консервативные технологии и методики обучения.
  • Проявление авторитарности среди учителей и родителей.
  • Низкая мотивация и отсутствие потребности к обучению, самореализации и самопознанию.
  • Недостаточная физическая активность, отсутствие ценностной направленности на ведение здорового образа жизни.

Для преодоления неуспешности обучения школьный Центр здоровья и развития ребёнка СОШ № 1240 проводит систему мероприятий по профилактике школьных проблем и оптимизации обучения детей, имеющих разного рода трудности. Специалисты Центра (логопед, физиолог, психологи, социальный педагог) проводят глубокую диагностику здоровья и обученности учащихся; оказывают консультативную помощь по вопросам здоровья и профилактики школьных проблем учащимся, учителям, родителям; оказывают научно-методическую помощь творческим педагогическим группам; обеспечивают информационно администрацию школы, коллектив; участвуют в решении аналитико-прогностических задач образования; разрабатывают коррекционно-развивающие программы; участвуют в экспертизе планов учебно-воспитательной работы школы, разрабатывают и способствуют внедрению технологий реабилитации, создают условия для профессионального развития педагогов.

Психологическая поддержка образовательной среды ГОУ СОШ № 1240 опирается на реализацию программы оптимизации обучения и развития ребенка и подростка по индивидуальным образовательным траекториям в рамках конкретной образовательной практики.

Данная программа оптимизации обучения и развития школьников решает задачи:

  • сохранения нервно-психического здоровья детей;
  • предупреждения отклонений в психическом развитии;
  • оптимизации школьной адаптации;
  • профилактики проблем в обучении;
  • гармонизации интеллектуального и личностного развития учащихся;
  • выявления детей, имеющих те или иные специальные способности;
  • сохранения и развития творческого потенциала каждого одаренного ученика школы;
  • помощи в первичном профессиональном самоопределении школьников;
  • повышения рейтинга ГОУ СОШ № 1240.

Схематически направления деятельности психологической составляющей Центра можно представить следующим образом.

Структурными компонентами программы оптимизации адаптации, обучения и развития мы считаем следующие:

  • диагностический;
  • аналитический;
  • прогностический;
  • информационный;
  • обучающий;
  • консультационный;
  • коррекционно-развивающий.

Проводя углубленную диагностику интеллектуальных и личностных особенностей, влияющих на обучение, психологи имеют обширный материал для анализа причин проблем, заявленных учителем или учащимися. Знание и понимание особенностей работоспособности, функциональной готовности выносить интеллектуальные нагрузки, соответствующие усложнённым программам, эмоциональной включённости в учебную деятельность, формирование рефлексивной позиции ученика и самого учителя помогают специалистам Центра здоровья оказывать квалифицированную адресную помощь.

Дифференциация причин неуспешности позволяет учащимся с несформированными мыслительными операциями, неразвитыми способностями осознать это и начать работать в развивающих группах «Культура познавательной деятельности». Если способности развиты, но личностные особенности таковы, что мешают преодолевать самостоятельно подростку трудности в учёбе, то психологи и учителя помогают формировать волевое самоуправление, исполнительность, самостоятельность и другие качества, полезные для эффективного и успешного обучения.

Учитель получает тонкий инструмент, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка или подростка, испытывающего трудности в обучении. Но самая важная помощь учителя и психолога ребёнку, имеющего сложности в обучении, это преподавание предмета на языке восприятия, технологии и стратегии понимания и усвоения материала именно данным ребёнком. Для того, чтобы это случилось, большая работа проводится психологами по психологическому обучению педагогов. Специальная программа психологического обучения учителей даёт свои положительные результаты. Примерные темы: «Особенности восприятия материала аудиалами, визуалами, кинестетиками», «Структура учебной деятельности», «Особенности работы с одарёнными детьми».

Учителя, прошедшие соответствующую подготовку, принявшие идеи, умеют построить урок таким образом, чтобы учесть то, что все ученики учатся по-разному: в разном темпе получают и запоминают информацию, разными словами и в разной последовательности могут её обосновывать или наоборот подвергать сомнению или полностью отвергать.

Таким образом, для эффективного сохранения нервно-психического здоровья детей; предупреждения отклонений в развитии; оптимизации школьной адаптации; профилактики проблем в обучении – наибольшую эффективность имеют конструктивное взаимодействие педагогов и психологов по обеспечению индивидуализации обучения.

Смотрите также:

Статьи