Профилактика школьной неуспешности и психологическая поддержка учащихся
|
Известно, что быть успешным в жизни важно для нормального самочувствия, самоуважения, признания окружающими. Но иногда получается так, что эффективным и успешным себя не чувствуешь. Для школьников и учителей один из факторов эффективного обучения – это не только проблема «хороших» - «плохих» оценок в дневнике или журнале, это частая ситуация возникновения напряженных отношений друг с другом, непонимания между детьми и родителями, родителями и учителями. Одни не любят ставить плохие оценки, другие не любят получать плохие оценки. Но почему же школьная неуспешность остаётся проблемой и проблемой многоплановой?
На успешную деятельность детей и учителей влияют многообразные негативные факторы. Например,
-
Недостаточная подготовка педагогов и родителей.
-
Отсутствие единой мировоззренческой педагогической концепции.
-
Калейдоскопичность учебного материала, не соответствующего законам восприятия, либо ценностным ориентирам.
-
Интенсификация обучения и, соответственно, умственные и психоэмоциональные перегрузки учащихся.
-
Консервативные технологии и методики обучения.
-
Проявление авторитарности среди учителей и родителей.
-
Низкая мотивация и отсутствие потребности к обучению, самореализации и самопознанию.
-
Недостаточная физическая активность, отсутствие ценностной направленности на ведение здорового образа жизни.
Для преодоления неуспешности обучения школьный Центр здоровья и развития ребёнка СОШ № 1240 проводит систему мероприятий по профилактике школьных проблем и оптимизации обучения детей, имеющих разного рода трудности. Специалисты Центра (логопед, физиолог, психологи, социальный педагог) проводят глубокую диагностику здоровья и обученности учащихся; оказывают консультативную помощь по вопросам здоровья и профилактики школьных проблем учащимся, учителям, родителям; оказывают научно-методическую помощь творческим педагогическим группам; обеспечивают информационно администрацию школы, коллектив; участвуют в решении аналитико-прогностических задач образования; разрабатывают коррекционно-развивающие программы; участвуют в экспертизе планов учебно-воспитательной работы школы, разрабатывают и способствуют внедрению технологий реабилитации, создают условия для профессионального развития педагогов.
Психологическая поддержка образовательной среды ГОУ СОШ № 1240 опирается на реализацию программы оптимизации обучения и развития ребенка и подростка по индивидуальным образовательным траекториям в рамках конкретной образовательной практики.
Данная программа оптимизации обучения и развития школьников решает задачи:
-
сохранения нервно-психического здоровья детей;
-
предупреждения отклонений в психическом развитии;
-
оптимизации школьной адаптации;
-
профилактики проблем в обучении;
-
гармонизации интеллектуального и личностного развития учащихся;
-
выявления детей, имеющих те или иные специальные способности;
-
сохранения и развития творческого потенциала каждого одаренного ученика школы;
-
помощи в первичном профессиональном самоопределении школьников;
-
повышения рейтинга ГОУ СОШ № 1240.
Схематически направления деятельности психологической составляющей Центра можно представить следующим образом.
Структурными компонентами программы оптимизации адаптации, обучения и развития мы считаем следующие:
-
диагностический;
-
аналитический;
-
прогностический;
-
информационный;
-
обучающий;
-
консультационный;
-
коррекционно-развивающий.
Проводя углубленную диагностику интеллектуальных и личностных особенностей, влияющих на обучение, психологи имеют обширный материал для анализа причин проблем, заявленных учителем или учащимися. Знание и понимание особенностей работоспособности, функциональной готовности выносить интеллектуальные нагрузки, соответствующие усложнённым программам, эмоциональной включённости в учебную деятельность, формирование рефлексивной позиции ученика и самого учителя помогают специалистам Центра здоровья оказывать квалифицированную адресную помощь.
Дифференциация причин неуспешности позволяет учащимся с несформированными мыслительными операциями, неразвитыми способностями осознать это и начать работать в развивающих группах «Культура познавательной деятельности». Если способности развиты, но личностные особенности таковы, что мешают преодолевать самостоятельно подростку трудности в учёбе, то психологи и учителя помогают формировать волевое самоуправление, исполнительность, самостоятельность и другие качества, полезные для эффективного и успешного обучения.
Учитель получает тонкий инструмент, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка или подростка, испытывающего трудности в обучении. Но самая важная помощь учителя и психолога ребёнку, имеющего сложности в обучении, это преподавание предмета на языке восприятия, технологии и стратегии понимания и усвоения материала именно данным ребёнком. Для того, чтобы это случилось, большая работа проводится психологами по психологическому обучению педагогов. Специальная программа психологического обучения учителей даёт свои положительные результаты. Примерные темы: «Особенности восприятия материала аудиалами, визуалами, кинестетиками», «Структура учебной деятельности», «Особенности работы с одарёнными детьми».
Учителя, прошедшие соответствующую подготовку, принявшие идеи, умеют построить урок таким образом, чтобы учесть то, что все ученики учатся по-разному: в разном темпе получают и запоминают информацию, разными словами и в разной последовательности могут её обосновывать или наоборот подвергать сомнению или полностью отвергать.
Таким образом, для эффективного сохранения нервно-психического здоровья детей; предупреждения отклонений в развитии; оптимизации школьной адаптации; профилактики проблем в обучении – наибольшую эффективность имеют конструктивное взаимодействие педагогов и психологов по обеспечению индивидуализации обучения.
Статьи
- Психологические аспекты профилактики неуспешности
Материалы Круглого стола в Северо-западное окружном управлении образования. Москва. Август, 2005. - Психологическое развитие как составляющая образования
Вопросы психологии, 2003, №1 - Психопрофилактика в образовании
Вопросы психологии, 2002, №1.