Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Встреча в пути: символический смысл изменений в жизни

Версия для печати

Мир символов – мир жизни. Жизнь работает символами и проявляется через них. О.М. Айванхов [7, c.14]

Человеческая жизнь – динамический процесс, связанный с определенными циклами, кризисами, периодами стабильности и изменчивости. И каждый этап жизни так и иначе отражается в любом символе-образе, сопровождающим человека.

Символ есть одновременно наиболее совершенно неподвижная форма запечатления мыслей и наиболее совершенно пластичный метод применения их к познаванию различных идей (В. Шмаков, 1994) [7, c.26]. Форма представления символа является неким специфическим языком перевода реальности в субъективный мир человека. Наиболее ярко человек фокусируется на символической природе вещей и предметов, людей и животных, встречающихся ему на пути, в периоды кризиса – в периоды необходимости принятия решений. Действительно, часто изменения в жизни воспринимаются человеком как кризис и формулируется им как проблема. А любая проблема – это своего рода задача, требующая решения. Так, «изменения порождают события, которые могут стать источником благоприятных возможностей или проблем» [2, c.26]. Сталкиваясь с изменениями, мы вынуждены принимать решения, и действовать иным образом, разрывая шаблоны, таким образом, вступая в контакт с новым феноменом – с новым пониманием привычных вещей. Выбор предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

  1. Чего я хочу достичь? (цель);
  2. Кто мне может в этом помочь? (выбор помощника);
  3. Какой путь я выбираю (активный или пассивный)? (стратегия изменения).

Эти вопросы неслучайны – их сакральный смысл отражается в общем символе Священной Книги Тота (Древний Египет), в качестве которого выступает «верховный иероглиф: квадрат, внутри него треугольник, посредине (в центре) точка. Точка… является естественным символом Абсолюта, в принципе недоступного нашему пониманию. … Треугольник – символ реальности; все, что существует, подчиняется принципу троичности. … Квадрат – это символ реализации, основанному на принципе четырех стихий». [7, с.18]

Сказочный путь героя – это некоего рода путешествие из реального в метафорический мир, из мира реального времени во время изменений, с тем, чтобы получить новое знание о реальном мире. Это некая инициация, переходный этап в качественно новое состояние. И в пути необходимо выстраивать отношения и действовать.

Целеполагание предполагает актуализацию и преобразование важнейшей личностной жизненной способности – её притязаний. Притязания – проективная модальность личности, выражающая комплекс ее требований к себе, оценку себя, своих желаний и надежд, обобщенное сознанием представление о «Я» [1].

Изменение затрагивает в своей трансформации все уровни психического: сознательного и бессознательного. И ключ к изменению находится в образе помощника или волшебных предметов как «частный случай помощника» (В. Пропп).

Образ связан не только с символическим выражением, но и со временем, отражая таким образом внутреннее и внешнее пространство мира человека.

«Образы - это иные способы фиксации времени, в них и через них смысловая сфера соединяется с когнитивной, которая первоначально выступает как выражение внутреннего времени. Воображение – функционирование образной сферы — есть непроизвольный и частично произвольный механизм работы неосознаваемого. … Время личности и ее сознания – идеальное время и пространство, которое связано с экзистенциальным смысловым временем внутреннего и интернально-экстернального пространства неосознаваемой и бессознательной сфер. Система отношений есть система и способ идеального и реального времен, каждое из которых в своем темпе и смысле не совпадают друг с другом. За счет этого расхождения (и диссонансов), «ножниц» времен возникают акты осознания» (К.А. Абульханова, Т.В. Березина, 2001) [2].

Встреча помощника в пути – это своего рода взаимоотношение двух времен и двух миров – сознательного и бессознательного. Отношения, которые герой выстраивает с помощником, являются проекцией стратегии выбора пути достижения цели. В бессознательном Юнг размесил форму духовного наследия человечества и, соответственно, возможность выхода к источнику – архетип. Это естественное образование «есть иррациональная данность», «опознанный универсум». Архетип является душевным органом, но действует вопреки воле и разуму [4].

Образ помощника или волшебного предмета в сказках является как архетип духа – единственная непосредственная реальность - реальность содержания сознания и бессознательного, которые в какой-то мере несут в себе знак своего духовного или материального происхождения (К.Г.Юнг). «Если в индивиде происходит нечто психическое, - пишет Юнг, - то, что он ощущает как принадлежащее ему самому, то это и есть его собственный дух. Если, однако, с ним случается нечто психическое, что ему кажется чужеродным, то это какой-то другой дух, который, вероятно вызывает одержимость. В первом случае дух соответствует субъективной установке, в последнем, - общественному мнению, духу времени или изначальной, еще не человеческой, антропоидной диспозиции, которая называется также и бессознательным» [3]. Духовной сущности свойственен принцип свободного порождения образов, их трансформация, творческий потенциал, поэтому одно из свойств архетипа духа – динамичность, спонтанность, вечное движение. Созидательная природа данного архетипа состоит в том, что он дает человеку побуждение идеи, чему свидетельствует слово «вдохновение», и таким образом связано с ответом на вопрос «что я хочу?».

Архетип духа имеет наряду с позитивными свойствами – умом, интуицией, доброжелательностью, бескорыстием, готовностью помочь, терпением - и негативные стороны: злопамятность, агрессивность, предательство [3]. И в этом также проявляется его трансцендентная функция качественного изменения состояния и мировоззрения героя.

Архетип лишь «создает и опосредует возможность трансформации из примитивной формы своей первоначальной инстинктивной сущности совершить прорыв в иные – высшие измерения» и несет в себе выражение идеи универсального способа человеческого бытия. «Архетипические формы представляют собой образования, имеющие телесно-духовную природу: архетип связан с идеями (направлен вверх) и влечениями (направлен вниз). В этом смысле архетип … представляет собой онтологическую метафору внутренней реальности человека» [4].

Обратимся к телесности как «интегральной характеристике экзистенциального опыта человека, сплавом природных, социальных и культурных качеств человеческого тела, интеграцией взаимодействия внутреннего и внешнего жизненного пространства человека, овладевшим в ходе социализации различными языками тела» [6].

Тело – исходное пространство человека, которое «является исходной точкой для постижения границ с другими пространствами, служит первым источником символов и кодов, наиболее естественным инструментом человека и проекцией на внешний мир» (А.Т. Шаталов). Телесность в этом смысле является результатом взаимодействия внутреннего и внешнего в экзистенциальном пространстве человека.

В концепции телесности О.В.Лаврова предположила, что телесное бессознательное имеет принципиально ту же структуру, что и бессознательное вообще, и обладает теми же свойствами (трансформации, формообразования, связь с коллективным и индивидуальным опытом), и соответственно, существует архетип телесного бессознательного, который проявляется в протоформах – «шар», «человекоподобный образ», «матрешка». Сама протоформа – пуста и приобретает определенный образ в процессе индивидуации, где она трансформируется и интегрируется в более сложные архетипические образования:

Анимально-анимусные (женские и мужские) архетипические формы.

Теневые архетипические формы тела представляют собой нечто до-человеческое: насекомых, животных, птиц, рыб, мифологических существ с характерным брутальным содержанием (грязное, устрашающее, злое, больное).

Персонная архетипическая форма – «одетый» образ тела – элементы одежды или предметы быта, в котором гипертрофированы те части, которые имеют негативную концептуализацию [4]. Вспомним, что образы всех помощников можно разделить на мужские – женские и живые (животные, люди, природа) – неживые (предметы одежды и быта).

Таким образом, помощник в пути является неким символом, отражающим на телесном и внетелесном уровнях качество изменений. И на этапе взаимодействия с символом человек выбирает значимое в зависимости от этапа жизненного пути, от внутренних переживаний и актуальных потребностей.

Интеграция архетипа тела с архетипом духа и самостью приводит к циклической трансформации в образах направленной визуализации: круг трансформируется в шар, прозрачный для света и энергии.

Помощник в этом смысле является ресурсом, помощью в решении главной задачи в достижении цели – нахождения способа довериться, проявить доброту (отдать), для того чтобы обрести любовь (получить).

Субъективная карта мира человека представляет собой некий сказочный мир, наделенный собственными смыслами. Символы образов, проявляющихся в определенные этапы жизни выступают в качестве помощников или волшебных предметов. Отношения к предметам или с помощниками несут трансцендентную функцию изменения и приобретения новых смыслов. Важно понимать, что реальный и сказочные миры находят свое отражение и продолжение и телесных переживаниях. И, исследуя ролевое взаимодействие с помощниками в телесном выражении, помогает человеку обрести новое знание и природе кризиса и выбора оптимального решения.

Основные вопросы, на которые важно ответить при исследовании отношений с помощником или помогающими предметами включают в себя вопросы, несущие сакральный смысл познания:

  1. Помощник – кто он?
  2. Как помощник может помочь?
  3. Как помощь согласуется с замыслом пути?

Ответы позволяют увидеть ресурсы изменений и выстроить целостную систему видения кризисной ситуации.

Функция успеха любой системы заключается, по мнению И.К. Адизеса, в отношении внешней интеграции наших возможностей и способностей к внутренней дезинтеграции, которая понимается как доверие, уважение и ценность мнения другого, несовпадающее со своим. Это своего рода начальная точка изменения – встреча в пути с помощником – как герой сказки или собственной жизни вступает с ним во взаимодействие, такую сторону помощник и проявляет. Сторону Добра или Сторону Зла. Быстрота реакции является мерилом естества ценности наличия добродетели в сердце героя и чистоты его помыслов.

Реальность человеческого бытия собственно и есть метафора (М. Мамардашвили), а сказочность мира – один из способов достижения внутренней реалистичности (В. Пропп). Поэтому человечество считает, что существует два способа изменить свою жизнь:

1 – правдоподобный – когда некое волшебство опустится на Землю и всё изменит;

2 – сверхъественный – когда человек поднимает себя и начинает что-то делать в реальности для себя, т.е. начинает действовать.

Так и сказочный герой совершает реальные поступки и вступает в реальные отношения с другими сказочными персонажами для достижения собственной цели.

Литература:

  1.  Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с. [Электронный ресурс] //http://www.i-u.ru/biblio/archive/ albuhanova_vremja/02.aspx
  2. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации/ Пер. с англ. под науч. ред. А.Г. Сеферена. СПб.: Питер, 2008. – 384 с.: ил. – (Серия «Теория менеджера»)
  3. Безруких А.В., Пилявина О.М. Архетипы в психотерапии [Электронный ресурс] // http://www.nvppl.ru/show_articles_123.htm, http://www.jungland.ru/node/1115, http://bpaonline.ru/Books.htm
  4. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии [Электронный ресурс] // http://www.adhoc-coaching.spb.ru/pub/koncepciya_telesnosti.htm
  5. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной сказки // http://polbu.ru/propp_fai­rytale/
  6. Шаталов А.Т. Философия здоровья. Проблемное поле человеческой телесности [Электронный ресурс] // http://polbu.ru/shatalov_health/ch17_all.html
  7. Энциклопедия символов/ сост. В.М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – 1007, [1] с.: ил.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика