Зеркальная линза. Сказкотерапия в работе учителя
|
Однажды заяц спросил лису:
«Почему ты такая хитрая и злобная и ловишь нас, зайцев?
Стань лучше такой же доброй, робкой, тихой, как мы».
Лиса подумала и попыталась стать доброй, робкой и тихой.
И у нее стали расти уши.
Сказка, придуманная одним маленьким мальчиком
Сказкотерапия – это одно из направлений психологии, включающее в себя большое количество уровней работы. На первом, самом простом уровне, сказкотерапией занимается почти каждый взрослый человек, когда он начинает читать сказки детям. Это и есть сказкотерапия в ее естественном, первозданном, стихийном виде.
Многие сказкотерапевты уверены, что сказкотерапия – одно из эффективных воспитательных природосообразных направлений, применяя которое взрослые целенаправленно организуют встречу детей со сказкой. На этом уровне сказкотерапией можно и нужно заниматься с детьми в школе.
В научном плане сказкотерапия – сложная многоплановая деятельность, которую осуществляют психологи (об особенностях этой работы можно прочитать в нашей газете «Школьный психолог»).
Волшебный треугольник
Когда встречаются ребенок, взрослый и сказка, возникает волшебный треугольник. Сказка становится пространством и одновременно способом для встречи: ребенка с самим собой; взрослого с самим собой; взрослого и ребенка друг с другом.
Сказка – это волшебная линза, через которую можно легче и лучше увидеть тех, кто рядом с тобой, даже если эти люди совсем другого возраста. В то же время сказка – это волшебное зеркало, позволяющее лучше рассмотреть и понять себя.
В каждой сказке спрятана метафора, а метафора – это универсальное средство переноса свойств одного объекта на другой. Именно при помощи метафор сказка заставляет людей задумываться: о жизни, о мире, о себе. В сказке и взрослый, и ребенок видят самих себя.
Конечно, есть много других педагогических и психологических методов, которые помогают произойти этой встрече. Но сказка выделяется среди этого многообразия: она наиболее естественна, проста, экологична. При встрече со сказкой каждый человек чувствует себя защищенным: «Это просто сказка, она, конечно же, не про меня». Хотя на самом деле то, о чем рассказывается в сказке, – правда, и именно про тебя. За счет изначальной отстраненности создается безопасное пространство, позволяющее каждому ощущать себя уверенно, спокойно, а следовательно, и раскрепощенно.
К сожалению, далеко не все сказки заканчиваются хорошо, например, во многих сказках есть пугающие вещи, в них часто рассказывается о смерти. Это пугает, причем взрослых – гораздо сильнее, чем детей. Но отказываться от страшных сказок не стоит: от своих страхов нельзя скрыться, их нужно пережить, и лучше, если это случится при помощи сказки. При этом надо очень внимательно следить за реакцией слушающих и, если страх становится излишне большим, а дети уже не хотят слушать сказку, вовремя остановиться.
Сказки для маленьких и для взрослых
Конечно, в разные периоды жизни хочется читать разные сказки. Например, сказочную повесть великого чешского педагога Януша Корчака «Король Матиуш Первый» можно читать в любом возрасте. Эта потрясающая сказка учит чудесам, ее хочется перечитывать снова и снова, так же как и «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери.
Сказки далеко не всегда были адресованы детям. Только в последние 200–250 лет их стали рассказывать подрастающему поколению, сочинять специально для детей, а раньше сказки сочинялись для всех. Притчи – те же сказки, в них – кладезь мудрости, их можно перечитывать постоянно и думать о том, что хотели сказать авторы…
Как говорить о сказке?
Самый простой вариант начала обсуждения сказки с учениками – спросить, о чем она. Но при этом нужно помнить одно важное, забытое многими учителями правило: неправильных ответов на этот вопрос не бывает. В сотне методичек может быть написано о том, что означает та или иная сказка, какие смыслы в ней скрыты, а ребенок, который вот тут, рядом с тобой, увидит в этой сказке совсем иное значение, другую мудрость – и будет прав. Сказки существуют для того, чтобы каждый видел в них свой смысл.
Люди видят в сказках, как и в любом другом произведении искусства, то, что отражает их внутреннее состояние. Нет двух одинаковых жизней; не может быть одинакового понимания сказки.
Конечно, и свою позицию можно и нужно предъявлять детям. Иногда впрямую, а иногда, например, так: «Знаете, когда я однажды спросил о том, каков смысл этой сказки, один мальчик сказал, что…», – и, называя какой-либо смысл, сказать, что сам учитель с ним не согласен и хочет вынести его на обсуждение. Чем более откровенно говорит учитель о своих переживаниях, сомнениях, вопросах, тем больше оснований у детей быть откровенными с ним.
Начав говорить о смысле сказки, можно перейти к обсуждению более глубокому, например, к разговору о главном герое. Почему он именно так себя ведет? Что им движет? К чему он стремится? Подобные вопросы инициируют психологический анализ главного героя, люди начинают отождествлять его с самими собой; часто начинают проявляться те черты характера, которые до этого момента никто не замечал. И снова нельзя забывать, что неправильных ответов на эти вопросы нет и быть не может.
Если кто-то, обсуждая главного героя, начинает говорить о себе: «А я бы на его месте…», – стоит только порадоваться, позволить высказаться этому человеку, подключить, по возможности, остальных: «А вы что сделали бы на месте главного героя?». Или задать вопрос: «Интересно, как изменилась бы сказка, если бы на месте главного героя был ты?». Если же кто-то в этот момент, уходя от размышлений о себе, начинает обсуждать кого-то другого: «А этот герой, прямо как Петя наш, отлынивает от работы…» – учитель должен в мягкой форме остановить выступающего, переведя разговор на соотнесение с собой, со своими поступками. Это сделать не просто, но необходимо: проекция поведения сказочных героев на чужое поведение неконструктивна, а иногда – опасна.
Статьи
- Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия
Вестник московского университета, 1993, №2, Стр.62-70 - Место сказки в дошкольном образовании
Вопросы психологии, 1993. № 5. 39-43. - Функционально-статистический анализ сказок,сочиненных детьми
Вопросы психологии, 2001, №6