Функционально-статистический анализ сказок,сочиненных детьми
|
Сочинение сказки является одним из наиболее продуктивных подходов к исследованию детской психики, который успешно применяется в психодиагностике, психотерапии и практике развивающего обучения. Однако имеются некоторые существенные ограничения данного метода, которые связаны с трудностью формализации и отсутствием реальных критериев оценки созданного текста. Для решения этих проблем предлагается использовать метод функционального анализа В.Я. Проппа, который дополнен введением понятия смысловой нагрузки каждой функции, определяемой на основе статистических закономерностей. Это позволяет получить объективный критерий оценки сказки - показатель ее когнитивной сложности. Выявлено семь уровней когнитивной сложности волшебной сказки, значения которой варьируют в определенных границах для каждого возрастного диапазона. Исследование рекурсивных конструкций сочиняемой сказки может быть перспективным направлением в развитии ее функционального анализа.
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Сказка как форма организации детского опыта
М., 2003 - Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка
Вопросы психологии, 2004, №6. - Место сказки в дошкольном образовании
Вопросы психологии, 1993. № 5. 39-43. - Зеркальная линза. Сказкотерапия в работе учителя
Классное руководство и воспитание школьников, N24 (72), 16-31.12.2009 - Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия
Вестник московского университета, 1993, №2, Стр.62-70