Новые задачи ПМПК окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования

Автор: Семаго Н.Я. 
Версия для печати
Статья ведущего научного сотрудника Городского ресурсного центра по развитию Интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ Семаго Н.Я. о новых задачах ПМПК

В окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования в качестве структурного или функционального подразделения разворачивается деятельность ПМПК. В задачи этого ПМПК входит комплектование групп и классов инклюзивного обучения и воспитания. Все зачисленные в инклюзивные группы и классы дети проходят динамическое наблюдение, либо в самом Центре, либо на базе ОУ. По результатам этих динамических оценок состояния и особенностей социальной адаптации разрабатывается индивидуализированный образовательный маршрут и формируется база данных на каждого ребенка. Таким образом, при длительном и регулярном динамическом наблюдении формируется своеобразное «портфолио» на каждого ребенка. Именно эти данные используются для аналитических прогнозов.

Таким образом, следует рассматривать психолого-медико-педагогическую комиссию окружного ресурсного центра, как один из важнейших структурных «элементов» основной и наиболее важной задачей которого становиться определение и конкретизация образовательного маршрута ребенка с учетом особенностей его развития и возможностей того инклюзивного учреждения, в которое он будет рекомендован.

Как основные задачи деятельности ПМПК в рамках Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, можно выделить следующие:

  • Оценка особенностей и уровня развития ребенка;
  • Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение инклюзивного типа;
  • Выбор формы инклюзивного образования: в ППМС-Центре, структурном подразделении ДОУ, инклюзивном классе СОШ, диагностическом классе СКОШ, школы надомного обучения и т.п.;
  • Выбор оптимального уровня включения в среду обычных сверстников – частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и т.д.
  • Определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников, в том числе определения необходимого специального оборудования;
  • Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в данном ОУ (структурном подразделении ОУ);

Таким образом, ПМПК ОРЦ в процессе и по результатам работы с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими) определяет: для детей дошкольного возраста –

Тип ДОУ, подразделение ДОУ:

  • Служба ранней помощи
  • Лекотека (с гибкой интеграцией в среду обычных детей)
  • Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей)
  • Инклюзивная группа (группа комбинированного типа) и др..

Условия пребывания ребенка

  • Потребность в сопровождении (тьютор)
  • Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.)
  • Рекомендуемый режим занятий и консультаций
  • Дополнительная помощь специалистов
  • Дополнительное оборудование
  • Срок повторного обращения к специалистам ПМПК

Для детей школьного возраста –

Тип школы

  • СОШ (Центр Образования) с инклюзивными классами
  • Школа Здоровья с инклюзивными классами
  • Школа надомного обучения с интегрированными группами
  • СКОШ (диагностический класс)
  • СКОШ (Интегрированный класс)
  • Учреждения дополнительного образования

Условия пребывания в школе

  • Потребность в сопровождении (тьютор)
  • Рекомендуемая образовательная программа
  • Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.)
  • Рекомендуемый режим занятий и консультаций
  • Дополнительная помощь специалистов
  • Срок повторного обращения к специалистам ПМПК, или ПМПк ОУ.

При этом, важно представлять основные диагностические задачи каждого из специалистов ПМПК -

Диагностические задачи психолога: оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности в ситуации, развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка. Оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности, оценка возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и образовательном учреждении в целом. Типологизация варианта отклоняющегося развития

Диагностические задачи логопеда: оценка коммуникативной и просодической стороны речи и ее лексико-грамматической стороны, особенности понимания обращенной речи. Эта оценка возможна не только при непосредственном контакте логопеда с ребенком, но и при наблюдении взаимодействия другого специалиста с ребенком. Оценка звукопроизносительной стороны речи, удержания слоговой структуры, особенности фонетико-фонематического восприятия, возможности словообразования, признаков дизартрических нарушений и т.п.

Диагностические задачи дефектолога: необходимо оценить уровень сформированности знаний, умений и навыков в их соотнесении с возрастом ребенка и программных материалом ДОУ, СОШ, СКОШ (для детей школьного возраста), оценить уровень обучаемости ребенка, возможности переноса сформированного навыков на аналогичный материал и т.п. Точно также могут быть определены и диагностические задачи специалистов педагогического и медицинского профиля по работе с другими категориями детей:

Диагностические задачи сурдопедагога: оценка специфики слухового восприятия, уровня снижения слуха и наличия дополнительных факторов, влияющих на особенности понимания речи и адаптации ребенка.

Диагностические задачи тифлопедагога: оценка специфики зрительного восприятия, степени снижения зрения, дополнительных факторов, осложняющих визуальные возможности ребенка. Специфические условия, необходимые для обучения ребенка в инклюзивном ОУ.

Диагностические задачи врача-психиатра: оценивается характер контакта, адекватность поведения и его соответствие возрасту ребенка, наличие признаков каких-либо психических заболеваний, в том числе соотнесенных с данными медицинских документов и историей развития ребенка. Врачом (также как и всеми другими специалистами ПМПК) оценивается вероятность адаптации ребенка в образовательном учреждении и необходимые для этого условия, в том числе и необходимость сопровождения ребенка врачом-психиатром, в том числе, и необходимость дополнительных исследований и/или медикаментозного лечения. Эти данные основываются, в том числе и на данных анамнеза.

Диагностические задачи невролога: оценка состояния ребенка, определение наличия знаков текущего, или имевшего место ранее неврологического заболевания. Ориентировочная оценка особенностей моторного, речевого и психического развития, в соотнесении с неврологическим статусом ребенка (наличием или отсутствием неврологической патологии).

При этом наиболее важный момент работы специалистов - междисциплинарное обсуждение результатов и оценка особенностей и уровня развития ребенка, на основе которой делается общий вывод о варианте отклоняющегося развития и принципиальной возможности посещения ребенком образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование, его форме и условиях, необходимых для успешной адаптации в одном из структурных подразделений ОУ.

Принимается решение об условиях, необходимых как для развития ребенка, так и для успешной адаптации в детской среде – выбирается форма и объем включения в детскую среду, стратегия включения - необходимость поддержки со стороны тьютора, необходимость занятий со специалистами (какими и в каком режиме занятий), другие условия.

С родителями согласовывается тип образовательного учреждения, номер образовательного учреждения, группа (класс), программа обучения (коррекционные занятия специалистов), другие условия, необходимые для успешной адаптации ребенка и его социализации. Подбор ОУ осуществляется по принципу шаговой доступности при наличии мест в конкретном образовательном учреждении.

Можно привести примерные варианты образовательных маршрутов для детей разного возраста:

Для детей раннего и дошкольного возраста

  • Посещение службы ранней помощи в ДОУ или ППМС Центре + условия необходимые для адаптации ребенка и его семьи; посещение группы кратковременного пребывания «лекотека» + условия необходимые для адаптации ребенка – В ДОУ или ППМС центре;
  • Посещение группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», в том числе на базе СКОШ (с гибким пребыванием в среде обычных сверстников) + условия необходимые для адаптации ребенка;
  • Посещение группы «Для детей со сложным дефектом» с гибким пребыванием в среде обычных сверстников + условия необходимые для адаптации ребенка;
  • Посещение инклюзивной группы ДОУ среде обычных сверстников + условия необходимые для адаптации ребенка;

Для детей школьного возраста:

  • Посещение инклюзивного класса СОШ (ЦО, ШЗ) + условия необходимые для адаптации ребенка; посещение диагностического класса СКОШ + условия необходимые для адаптации ребенка;
  • Посещение СОШ или СКОШ (в соответствии с уровнем и особенностями развития ребенка) и учреждения дополнительного образования для задач социальной адаптации ребенка, или Реабилитационного центра системы социальной защиты населения; и т.п.

Дополнительными условия успешной деятельности ПМПК является наличие как формальной базы данных по учреждениям образования Округа, реализующим различные формы инклюзивного образования и/или помощи детям с ОВЗ включая и учреждения дополнительного образования, так и неформальные связи со специалистами этих образовательных учреждений. Подобная информация, представленная в виде Базы данных по Округу значительно облегчает выбор конкретного ОУ для ребенка с ОВЗ и его семьи. Специалисты (координатор деятельности в ОРЦ, секретарь ПМПК, члены ПМПК) осуществляют непосредственную связь с координаторами по инклюзивному образованию в ОУ и имеют представление о наличии мест в различных подразделениях и специфике комплектования инклюзивных групп и классов. Ответственность за комплектование групп и классов несет координатор деятельности в инклюзивном ОУ или руководитель структурного подразделения ОУ.

Необходимо иметь представление и об организациях здравоохранения, реализующих задачи диагностики, реабилитации и лечения детей с различными вариантами отклоняющегося развития. Безусловно, что у специалистов ПМПК обязана быть полная информация об учреждениях системы социальной защиты населения, реализующих свои программы по работе с детьми с ОВЗ. Помимо этого, важными могут стать данные о негосударственных, некоммерческих организациях и фондах, Центрах в городе, реализующих различные программы работы с детьми с ОВЗ и их родителями.

Как пример, можно привести следующий образовательный маршрут для ребенка с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста (ребенок наблюдался с 4-х летнего возраста):

  1. Прием специалистами ПМПК - Рекомендации ПМПК ОРЦ - Посещение группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», в течении 6 мес., при наличии тьютора (специалиста сопровождения) с постепенным переходом от индивидуальных к групповым формам взаимодействия и наличии индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Консультация врача психиатра Центра психического здоровья МЗ РФ. Проведение ПМПк специалистов ДОУ не реже раза в 3 мес., с целью определения готовности к интеграции (частичной) ребенка в соответствующей его развитию группе ДОУ (на отдельных хорошо структурированных и знакомых ребенку занятиях или темах, в группе детей более младшего возраста), о необходимости сопровождения тьютора.
  2. Повторное ПМПК в Центре (динамическое) – оценка динамики развития регуляторной и эмоциональной сфер, оценка возможностей ребенка для частичной интеграции в обычной группе ДОУ, и оформления в группу для детей со сложной структурой дефекта (группа постоянного пребывания) с определением режима посещения с постепенным увеличением до полного дня и гибкого пребывания в среде обычных детей. Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия с психологом, дефектологом, логопедом. Занятия ЛФК. Определение срока пребывания в таком режиме по усмотрению ПМПк ОУ.
  3. Повторное ПМПК (выездное) – для задач корректировки уровня и степени включения ребенка в среду обычных сверстников по результатам оценки динамики развития ребенка, эффективности пребывания в группе, эффективности всех развивающих мероприятий. Перевод ребенка в инклюзивную группу ДОУ, определение режима посещения индивидуальных занятий. Дополнительные Занятия в Ресурсном центре по подготовке к школе (группа фольклор+ занятия в интегрированной группе по формированию коммуникативных и социальных навыков), продолжение наблюдения у психиатра в Научном центре психического здоровья Минздрава РФ. Срок на 1 год.
  4. Повторное ПМПК в Центре – оценка динамики развития ребенка и его психологической готовности к обучению в массовом классе. Определение программы обучения и необходимых дополнительных занятий Рекомендации: обучение в 1-ом инклюзивном классе по массовой программе, сопровождение тьютора (на период учебного года), дополнительные занятия с дефектологом – (индивидуальные), психологом во фронтальном режиме, психотерапевтическая работа с семьей в рамках Ресурсного Центра. Обсуждение на школьном ПМПк, с целью корректировки объема коррекционных занятий и их направленности. Обсуждение стратегии деятельности специалиста сопровождения (тьютора). Совместное обсуждение со специалистами ПМПК динамики адаптации и развития ребенка. Во второй половине учебного года посещение Фольклорного кружка или студии в системе дополнительного образования. Продолжение наблюдения у врача психиатра.

При этом, специалисты ППМК имеют право оговаривать с родителями дополнительные условия, необходимые для успешной адаптации ребенка в ОУ - в нашем примере это наблюдение психиатра в НЦПЗ, или проведение психотерапевтической работы с членами семьи в условиях другого Центра и т.п.

Читать полнотекст Сборника конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы»   [ PDF, 5237.16 КБ ]