Арт-терапия как психологический метод технологии здоровьесбережения
|
Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся. Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, развитии саморегуляции, формировании ответственности за свое здоровье и жизнь.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности осуществляется благодаря социально-адаптирующим и личностно-развивающим технологиям. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, коррекционные программы, психотерапевтические методы, направленные на укрепление и развитие духовного, личностного здоровья учащихся.
Актуальные запросы практики на «психологическую технологию» требуют опыта взаимодействия между психологией исследующей, объясняющей и психологией воздействующей, использующей методы практической психологии и психотерапии. Одним из активно развивающихся направлений психологической модели психотерапии является арт-терапия, которая может служить не только средством для диагностической работы с учащимися, но и способом освобождения от психологических конфликтов и сильных переживаний, средством усиления их чувства личностной ценности, формой свободного самовыражения и самопознания.
Формирующаяся личность ребенка не всегда может являться серьезной опорой в коррекции его поведения, самооценки, прео доления эмоциональных трудностей именно потому, что у него мо жет существовать нарушение в онтогенетически ранних этапах развития эмоциональной сферы.
«Застревание» на том или ином раннем этапе онтогенеза эмоционального развития отражает нарушение процесса созревания личности. Это может проявляться в страхах, тревожности, нерешительности, агрессии и других эмоциональных расстройствах, а с другой стороны, - затрудняет развитие более зрелых эмоциональных форм.
Полагаем, что в процессе арт-терапии эмоционально неблагополучных учащихся происходит активизация, «оживление» базальных уровней эмоциональной регуляции средствами изобразительной деятельности, насыщение того, что в более раннем возрасте не было развито в должной степени, было усвоено неверно, дисгармонично или не проделало должного развития в рамках более поздних онтогенетических образований.
Согласно концепции, разработанной В.В.Лебединским, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг (1990, 2000) можно выделить четыре уровня в структуре организации базальных эмоциональных процессов: уровень полевой реактивности (организация аффективной преднастройки к активному контакту с окружающим); уровень стереотипов (адаптация субъекта к окружающему), уровень экспансии (овладение меняющейся, динамической средой) и уровень эмоционального контроля (эмоциональное взаимодействие с другими людьми).
Психологическая коррекция эмоционально неблагополучных детей методом арт-терапии должна представлять собой ряд этапов, логика следования которых основывается на принципах онтогенетически ориентированного подхода.
Так, на первом этапе, для активизации уровня полевой реактивности, в изобразительной деятельности детей используется работа с насыщенным цветом и светлым фоном, определение эмоциональной природы цвета, выражение характера персонажей и их настроения с помощью цвета.
Основной задачей второго этапа коррекционной работы - (уровень стереотипов), является выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта: аффективное переживание синестезии, упорядочивание психосоматических переживаний в совместном рисовании, аффективное насыщение психического ресурса ребёнка посредством ритмического рисования под музыку.
На третьем этапе - уровне экспансии - аффективное переживание теряет свою конкретную сенсорную окраску, проигрывает в многообразии, но выигрывает в силе, напряженности. Через осознание конфликта желания и возможности здесь впервые возникают предпосылки выделения себя из ситуации как субъекта аффективного поведения.
Для ребёнка переживания успеха, победы, конечно, связаны с переживанием избавления от опасности, преодоления преграды, т.е. с динамикой преобразования отрицательного впечатления в положительное. На этом этапе используются следующие арт-терапевтические приёмы: рисование страхов, снов, ситуаций одиночества, устрашающих сюжетов с реальной перспективой их успешного разрешения.
Четвёртый коррекционный этап обеспечивает налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми и это является основой возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением - радость от похвалы и огорчение от неприятия. Это осуществляется в групповой изобразительной работе с учащимися на заданную тему, метафорических портретах членов группы, создание композиций на конфликтные темы.
Уровневый подход арт-терапии эмоциональных нарушений детей позволяет определять последовательность коррекционных этапов и выбирать соответствующие художественные техники, игры и упражнения арт-терапевтической работы. Арт-терапевтические техники и приёмы легко осваиваются (в дальнейшем учащиеся могут применять их самостоятельно) и обеспечивают стабилизацию аффективной жизни, снижают уровень тревожности, формируют механизмы эмоциональной саморегуляции, развивают позитивное самоотношение.
Таким образом, арт-терапия как психологический метод здоровьесберегающей технологии направлен на оптимизацию аффективных ресурсов учащихся, укрепление их психологического здоровья, изменение мировосприятия и системы отношений. Растущая популярность и профессионализация арт-терапии ведут к тому, что этот метод превращается в одну из активно развивающихся форм современной практической психологии, выполняющей задачу здоровьесбережения в образовательном процессе.
Статьи
- Новые задачи ПМПК окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования
Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы». Направление VIII. Здоровьесберегающие технологии в образовании и психологическая поддержка
- Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
М.: Генезис , 2007. – 143с., ил. - Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала"
Спб.: Речь , 2009 г., 144 стр. / Под редакцией А. И. Копытина - 2-е издание исправленное - Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Спб.: Речь — 336 с. - Руководство по групповой арт-терапии
Речь, 2003 г., 320 стр. - Арт-терапия - новые горизонты
М.: Когито - 336 с., Под ред. Копытина А.И.