Основные задачи деятельности координатора в рамках окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования

Версия для печати
Анализ роли методиста в деятельности ЦППРиК, как Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования

Анализируя деятельность ЦППРиК, как Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, как проекта, следует отметить, что роль методиста - координатора деятельности Центра по этому направлению становится чрезвычайно важной, и если не определяющей, то ключевой. Как будет показано ниже, задачи, лежащие перед этим специалистом лежат не только в методической и организационной плоскости, но и в плоскости содержания и смыслов инклюзивного образования. Соответственно, можно выделить основные задачи деятельности координатора. Этими задачами в первую очередь являются:

1. Поддержка инициатив администрации и методической службы ОРЦ РИО в направлении инклюзивного образования (информационная, методическая, организационная и т.д.).

2. Координация взаимодействия между инклюзивными образовательными учреждениями округа, в том числе:

  • между Окружным ресурсным центром и Городским ресурсным центром по развитию инклюзивного образования;
  • между Окружным ресурсным центром и Ресурсными центрами по развитию инклюзивного образования других округов г. Москвы;
  • между Окружным управлением образования и ОРЦ;
  • между Окружным методическим центром и ОРЦ;
  • между ОРЦ и инклюзивными ДОУ;
  • между ОРЦ и инклюзивными школами, в том числе СКОШ;
  • между ОРЦ и ЦППРиК, включенными в окружной проект по развитию инклюзивного образования;
  • между ОРЦ и учреждениями дополнительного образования, включенными в Проект;
  • между ОРЦ и учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

2. Сбор и анализ информации обо всех мероприятиях международного, регионального, городского и окружного уровня (в том числе организованных ОРЦ), посвященных вопросам инклюзивного образования и информирование о них всех учреждений – участников проекта.

3. Сбор и анализ информации о состоянии дел в инклюзивных образовательных учреждениях (контингент детей, работа службы психолого-педагогического сопровождения, запрос на поддержку тех или иных специалистов ОРЦ и т.д.) и – по запросу – информирование Окружного управления образования и Окружного методического центра (статистические данные).

4. Методическая поддержка специалистов ОРЦ и инклюзивных образовательных учреждений, консультирование по вопросам нормативно-правового обеспечения, организации психолого-педагогического сопровождения в учреждении, создания программ психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, подбора образовательных программ, адаптации учебных материалов и др.

5. Сбор, анализ и подготовка к трансляции научно-практических материалов, описывающих передовой опыт и эффективные технологии в области инклюзивного образования (как отечественного, так и зарубежного), создание базы данных – «Библиотека инклюзивного образования»

6. Участие в разработке критериев эффективности деятельности ЦППРиК как Ресурсного центра.

7. Планирование и организация мероприятий по подготовке и повышению профессиональной компетентности специалистов инклюзивных ОУ на базе ОРЦ.

8. Организация взаимодействия с общественными организациями, фондами, родительскими ассоциациями - координация деятельности на уровне планирования, участия в мероприятиях, привлечение по запросу инклюзивных образовательных учреждений и т.д.

Условиями успешной деятельности методиста-координатора являются:

  • наличие информации о специфике и режиме работы специалистов Центра, включенных в данное направление (должность, категории и возраст детей, с которыми обычно осуществляется коррекционно-развивающая работа, профессиональные интересы, возможность осуществлять методическое консультирование специалистов ОУ, возможность выезда в образовательные учреждения округа и др.)
  • наличие как можно более полной и точной информации об учреждениях образования округа, реализующих различные формы инклюзивного образования и/или помощи детям с ОВЗ включая и учреждения дополнительного образования (электронные адреса, контактные телефоны руководителя учреждения и координатора по инклюзии в ОУ);
  • наличие информации о деятельности ПМПК (контингент детей, определение их образовательного маршрута). По возможности, координатор является членом ПМПК;
  • наличие данных о деятельности негосударственных, некоммерческих организаций и фондов, а также о коммерческих Центрах, реализующих различные программы работы с детьми с ОВЗ и их родителями (имеющиеся специалисты, службы (например, юридическая), возможные направления взаимодействия).

Конкретные шаги в деятельности методиста-координатора зависят от:

1) стратегии Управления образования в развитии сети инклюзивных образовательных учреждений округа – расширения или ограничения участников Проекта, развития различных форм на ступенях дошкольного, школьного, среднего специального образования;

2) меры включенности Окружного методического центра в организации методической и информационной поддержки педагогов инклюзивных образовательных учреждений;

3) стадии (этапа) включения образовательных учреждений округа в Проект по развитию инклюзивного образования;

4) запроса образовательных учреждений на ту или иную помощь (содержание, форма помощи, категория специалистов – участников образовательного процесса (учитель, воспитатель, администратор, специалист и т.д.), специфика ОУ – ДОУ, СОШ, СКОШ, ЦО, имеющиеся структурные подразделения и т.д.)

Опишем конкретные шаги в деятельности методиста - координатора в зависимости от этапов работы в рамках окружного Проекта по развитию инклюзивного образования в течение учебного года.

1 этап – подготовительный (август – первая декада сентября).

Результат: определение условий, смысла и содержания предстоящей работы

Шаг 1. Изучение нормативно-правовых и регламентирущих документов по вопросам развития инклюзивного образования: приказов по округу, рекомендательных писем, распоряжений Департамента образования г.Москвы, международных, федеральных и муниципальных законодательных актов, обновление «библиотеки» нормативных и регламентирующих документов.

Шаг 2. Участие в ежегодном городском и/или окружном Круглом столе (конференции) по вопросам развития инклюзивного образования, анализ тенденций и стратегии органов управления образования в данном направлении.

Шаг 3. Рабочая встреча с директором (координатором) ГРЦ РИО, обмен информацией о возможных направлениях деятельности ГРЦ и ОРЦ на предстоящий учебный год, выработка стратегии взаимодействия.

Шаг 4. Участие в совещании администрации и методической службы по вопросам определения смыслов и содержания предстоящей работы, задач, стоящих перед ОРЦ на учебный год, предположительным результатам деятельности, имеющегося кадрового потенциала, материально-технического оснащения и т.д.

2 этап – сбор информации и планирование деятельности (первая и вторая декада сентября).

Результат: определение условий, стратегии и тактики работы, оформленная документация, план работы.

Шаг 1. Проведение бесед, совещаний, методического объединения специалистов ОРЦ для получения информации о междисциплинарной команде, работающей в данном направлении, изменениях в составе команды и постановки задач на новый учебный год.

Шаг 2. Подготовка документации:

  • утверждение функциональных обязанностей;
  • разработка или обновление (по необходимости) Информационной карты инклюзивного ОУ ;
  • разработка или обновление (по необходимости) Соглашения о сотрудничестве между ОРЦ и образовательными учреждениями – участниками Проекта, между ОРЦ и ГРЦ РИО, между ОРЦ и заинтересованными общественными организациями;
  • разработка или обновление (по необходимости) Карты посещения учреждения специалистами ОРЦ (см. Приложение 6);
  • оформление журналов.

Шаг 3. Обновление базы данных по имеющимся инклюзивным образовательным учреждениям округа:

  • рассылка информационной карты по вновь вступившим в Проект учреждениям или запрос на обновленные данные от учреждений, вступивших в Проект ранее;
  • после получения заполненных или обновленных информационных карт – обновление имеющейся базы данных по направлениям: специфика учреждения, координатор по инклюзии – ответственный за взаимодействие с ОРЦ, контактные данные, имеющиеся структурные подразделения, контингент детей, педагоги - участники Проекта в ГОУ, наличие внутреннего психолого-педагогического консилиума, формы дополнительного образования, взаимодействие с социальными партнерами, программно-методическое обеспечение.

Шаг 3. Обновление базы данных по детям с ОВЗ, прошедших ПМПК и начавших посещать ОУ округа в новом учебном году:

  • Уточнение данных о датах прохождения ПМПК, рекомендованном образовательном маршруте;
  • При непосещении ребенком рекомендованного ПМПК ОУ – выяснение причин отказа;
  • Подготовка справки для ЦОУО о количестве детей с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов), начавших посещение инклюзивных ОУ в новом учебном году, о количестве детей, прошедших ПМПК и получивших путевки, но не начавших посещать ОУ.

Шаг 4. Проведение на базе ЦППРиК - ОРЦ РИО рабочих совещаний с координаторами по инклюзии в ОУ – участниках Проекта. Цель совещаний – заключение соглашений о сотрудничестве, информирование о новых нормативных и регламентирующих документах, обсуждение поступивших в ОУ в новом учебном году детей с ОВЗ, информирование о стратегии, содержании деятельности ОРЦ в новом учебном году, составе междисциплинарной команды специалистов психолого-педагогического сопровождения ОРЦ, совместное формулирование запросов учреждений к ОРЦ (с учетом уровня вступления в Проект), утверждение направленности и тем мероприятий в рамках системы подготовки и повышения профессиональной компетентности специалистов инклюзивных ОУ на базе ОРЦ, обсуждение приемлемых для специалистов ОУ сроков и периодичности проведения мероприятий.

Шаг 5. Подготовка и утверждение плана работы ОРЦ:

  • анализ планов работы по данному направлению ГРЦ РИО, Окружного управления образования, Окружного методического центра, общественных организаций, выделение наиболее значимых мероприятий, в которых будут принимать участие сотрудники ОРЦ;
  • формирование циклограммы регулярно проводимых мероприятий в рамках системы подготовки и повышения профессиональной компетентности специалистов инклюзивных ОУ на базе ОРЦ;
  • проведение рабочих совещаний с ответственными за направление в ОРЦ (например, за сопровождение специалистов ДОУ, психологов ОУ, междисциплинарных команд школ и т.д.) с целью определения наиболее актуальных тем для регулярно проводимых мероприятий (педагогические мастерские, студии, обучающие семинары и т.д.), внесение тем и обозначение форм в плане работы ОРЦ;
  • представление Плана работы ОРЦ директору, внесение поправок, утверждение;
  • представление Плана работы ОРЦ в ГРЦ РИО.
  • представление Плана работы ОРЦ на Окружном Совете по инклюзии, внесение мероприятий, запланированных на базе ОРЦ в Проект плана работы по окружном Проекту по развитию инклюзивного образования.

Шаг 6. Разработка и утверждение циклограммы деятельности методиста – координатора.

3 этап – реализации запланированной деятельности (содержательно-операционный) (с 3 декады сентября по 1 декаду июня).

Результат: четкие, скоординированные действия специалистов психолого-педагогического сопровождения междисциплинарной команды ОРЦ как на базе Центра, так и в процессе выезда в ОУ округа; эффективная система информирования как специалистов ОРЦ, так и ОУ округа о предстоящих мероприятиях; наличие «обратной связи» со специалистами всех инклюзивных ОУ округа; оформленная документация; постоянный анализ запроса ОУ и деятельности специалистов ОРЦ с целью совершенствования работы.

По направлению координации деятельности специалистов ОРЦ по запросу учреждения:

Шаг 1. Анализ запросов, поступающих от специалистов инклюзивных ОУ округа (по телефону, электронной почте, на регулярно проводимых мероприятиях, например – пелагогических мастерских, студиях и т.д.).

Шаг 2. Определение специалистов ОРЦ – одного или группы, готовых «ответить» на запрос.

Шаг 3. При необходимости – поиск дополнительных ресурсов (информации, нормативных документов, специалистов из других учреждений).

Шаг 4. Обсуждение со специалистами Центра формы и содержания проводимой по запросу учреждения работы.

Шаг 5. Информирование координатора по инклюзии в ОУ о дате, месте и необходимых для проведения работы условиях (например, обязательное присутствие или согласие родителей, необходимое оборудование, список инклюзивного класса, др.).

Шаг 6. Непосредственно проведение работы специалистами ОРЦ.

Шаг 7. «Обратная связь» со специалистами ОУ – степень удовлетворенности проведенной работой, ее достаточность, необходимость продолжения работы в данном направлении со специалистами данного учреждения, возможно – формирование нового запроса (от других специалистов или администрации, другие формы взаимодействия).

Шаг 8. Заполнение документации специалистами ОРЦ.

По направлению – создание эффективной системы информирования.

Шаг 1. Анализ информационных карт ОУ, сохранение всех имеющихся с учреждениями контактных данных (в том числе личных телефонов и адресов электронной почты всех специалистов ОУ, включенных в проект).

Шаг 2. Группировка имеющихся сведений (например – все контакты школ, ДОУ, ЦППРиК, общественных организаций, психологи ДОУ или школ и т.д.), преимущественное и обязательное информирование координаторов по инклюзии в ОУ.

Шаг 3. Сбор и сохранение информации о контактных телефонах и адресах электронной почты сотрудников ОРЦ, предоставление информации о всех возможных способах связи с сотрудниками ОРЦ, в том числе методистом-кординатором, координаторам по инклюзии в ОУ (только с разрешения сотрудников ОРЦ).

Шаг 4. Использование интернет-ресурсов:

  • электронная рассылка;
  • размещение информации на сайте ОРЦ;
  • использование полезных ссылок.

4 этап – отчетный (оценочный) (промежуточный – вторая и третья декада декабря; динамический – в течение всего учебного года; итоговый – вторая и третья декада июня).

Результаты: наличие постоянно обновляющейся базы статистических данных; качественный и количественный анализ работы команды специалистов ОРЦ, содержательный отчет о проделанной работе.

Шаг 1. Участие в создании электронной базы данных по инклюзивным образовательным учреждениям округа (осуществляет окружное управление образования или окружной методический центр).

Шаг 2. Анализ обновляемой специалистами ОРЦ (сотрудниками социального отдела и регистратуры) действующей электронной базы данных «Особый ребенок».

Шаг 3. Проведение рабочих встреч, совещаний, методических объединений, тренингов сотрудников ОРЦ, посвященных рефлексии профессиональной деятельности, обсуждению проблем и поиску возможных ресурсов.

Шаг 4. Под руководством администрации ОРЦ - написание отчета по форме, предложенной Окружным управлением образования, Окружным методическим центром или ГРЦ РИО.

Следует отметить, что при наличии в округе большого количества инклюзивных образовательных учреждений (более 20) администрация Окружного ресурсного центра может принять решение о назначении нескольких методистов-координаторов, каждый из которых несет ответственность за определенное направление работы (например, сопровождение ДОУ, сопровождение школ и т.д.). При этом ответственные за то или иное направление действуют в сотрудничестве, являясь членами междисциплинарной команды специалистов ОРЦ РИО.

Смотрите также:

Статьи