Организация коррекционной работы по формированию начальных форм ориентировки в пространстве у детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Дети с проблемами в развитии - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ являются полиморфной и крайне разнообразной группой, следовательно, различаются и их образовательные потребности, т.к. они задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Одной из актуальных проблем по сопровождению ребенка с отставанием в развитии, является недостаток в специальной методической литературе для родителей, педагогов, психологов по организации коррекционной работы на дому с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, с активным вовлечением в образовательный процесс всех членов семьи.
Общеизвестно, что эффективную работу с детьми в различных видах и типах инклюзивного, интегрированного, специального образования, обеспечивает: раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы, так как в этом случае можно достичь принципиально иных результатов в развитии ребенка; желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, стремление и готовность родителей реально помогать своему ребенку в процессе обучения; наличие возможности оказывать ребенку квалифицированную коррекционную помощь и т.п.
Семья, для малыша имеющего проблемы в развитии, является первичным социальным окружением. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками. Именно полноценное, организованное общение с близкими взрослыми, и со сверстниками, способствует успешной социализации ребенка. Характер отношения в семье к ребенку, его интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей – все это отражается на динамике развития ребенка.
Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов в развитии, когда в коррекционной работе активно участвуют родители. И как показывает практика, большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка.
Семье необходимо оказывать помощь в организации коррекционной работы. Помочь разобраться в таких вопросах, как «Чем заниматься? Чему и как учить ребенка? Какими приемами пользоваться? Как организовать занятия, чтобы они принесли пользу? Какие игрушки и дидактические материалы нужно использовать в работе с ребенком, отстающим в развитии? Как найти с ним общий язык? и т.д.»
Для большинства родителей наиболее значимым средством оказывается информация о практических мерах, которые вполне обоснованно могут помочь развитию ребенка. Ведь организуя игры и занятия в домашних условиях, активно взаимодействуя с ребенком, они смогут обеспечить полноценное психическое и психологическое развитие ребенка, а также реализовать комплекс индивидуально-ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению возникших проблем в развитии малыша.
И здесь, неоценимую помощь могут оказать педагоги, работающие с ребенком. Именно педагоги способны помочь в создании воспитывающей среды, оздоровлении и нормализации отношений в семье и усилении воспитательной и социальной функции семьи, которая в дальнейшем обеспечит условия для полноценного развития личности и социализации ребенка с проблемами в развитии.
Родители, организуя игры и занятия в домашних условиях, активно взаимодействуя с ребенком, смогут обеспечить полноценное психическое и психологическое развитие ребенка, а также реализовать комплекс индивидуально-ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению возникших проблем в развитии малыша.
Исследователями в области педагогики и психологии, отмечается, что огромное значение для развития ребенка, в том числе и умственного, имеет качество представлений о пространстве. Многие педагоги, психологи, связывают трудности, возникающие у детей с ЗПР при освоении практических видов деятельности, в овладении основами наук, именно с пространственным недоразвитием.
К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях. Важной составляющей при ориентировке в пространстве является умение использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др. Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи детей с помощью предлогов и наречий.
Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников, выделяют два ее вида: в собственном теле и в окружающем пространстве. Тесная взаимосвязь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что ориентировка в собственном теле развивается раньше и лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве. Ориентировка в пространстве складывается постепенно, от чувства собственного тела до выработки стратегии поведения в социальном мире.
Осваивая пространство, дети постоянно приспосабливают свои движения и действия к свойствам предметов, при этом наблюдается постепенная координация зрительных действий глаз и моторных действий руки. Зрительно-моторная координация постепенно становится все более устойчивой, вместе с тем возникает зрительная коррекция, а затем и зрительный контроль двигательными актами. Способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его частей способствует использованию своего тела для ориентировки в пространстве, практического освоения его свойств и направлений. Выявлена тесная взаимосвязь и одновременность развития у детей двигательных навыков и пространственной ориентировки.
Постигая пространство своего собственного тела, у ребенка складывается особая двигательная способность, зарождаются и интенсивно развиваются произвольные, то есть управляемые движения, формируются представления о «схеме тела». Различаемые направления дошкольник соотносит с определенными частями собственного тела, создавая связи типа: “вверху, где голова”, “внизу, где ноги” и т.д. Таким образом, дифференцировка пространственных направлений напрямую зависит от степени освоения ребенком “схемы собственного тела”.
Многие трудности пространственной ориентировки у детей связаны, прежде всего, с недостаточными представлениями о “схеме тела” и слабой осознанностью ребенком своего собственного двигательного опыта, а также низким уровнем тактильно-кинестетического восприятия.
У дошкольников с проблемами в развитии наблюдается низкая сформированность кинестетического восприятия, вследствие чего у ребенка могут возникнуть проблемы моторно-двигательного характера. Данные проблемы можно увидеть в их моторной неловкости, нарушении координации движений обеих рук, снижении двигательной памяти, недостаточности формирования двигательных навыков (неловкость, неумение застегивать и расстегивать пуговицы и пр.). Не сформирована и ритмическая способность, которая, как уже доказано, имеет огромное значение и для развития движений, и речи, и детской деятельности. Наблюдения показывают, что если не проводить специальную работу по формированию ритмической способности, эти дети существенные затруднения в дальнейшем - при обучении чтению и письму. У них могут возникать нарушения последовательности букв и слогов при работе с разрезной азбукой и в процессе письма, при звуковом анализе слов, установлении последовательности звуков и т.д.
Задача формирования пространственных представлений – одна из наиболее важных задач дошкольного воспитания, так как именно этот возраст является наиболее сензитивным в развитии ориентировки в пространстве.
Основываясь на то, что движение является исходной формой активности, помогающая ребенку познавать как собственное, так и окружающее пространство, работа по данному направлению связана с движением самого ребенка. Особое место в работе должны занимать игры и упражнения, направленные на формирование проприоцепции, осязания, зрительно-двигательной координации.
При составлении методики по развитию ориентировки в пространстве детей с ЗПР необходимо основываться на теории поэтапного формирования умственных действий, в которой выделены последовательные компоненты, обеспечивающие интериоризацию, усвоение нового действия, включающие такие этапы, как: предварительное ознакомление с действием, условиями его выполнения, составление ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развертыванием всех входящих в него операций; формирование действия как внешнеречевого, где все элементы действия представлены в форме внешней речи; формирование действия во внутренней речи; переход в умственную форму действия как заключительный этап на пути преобразования действия из внешнего во внутреннее . Таким образом осуществляется «переход от развернутых во вне действий к действиям в вербальном плане и, наконец, постепенной интериоризации последних, в результате чего они приобретают характер свернутых умственных операций, умственных актов» .
Первоначально развитие пространственной ориентировки осуществляется на практической основе. Решающее значение в познании окружающей действительности, в присвоении общественного опыта для ребенка играет подражание, которое обеспечивает «пропитывание» окружающей средой на самых первых этапах онтогенеза. Более сложным и важным способом усвоения общественного опыта является действие по образцу. Общение ребенка с взрослыми помогает развитию действия особого рода – действия по инструкции. Словесная инструкция является первым шагом к осознанию того, что делает ребенок и открывает возможность ребенку регулировать свою деятельность, владеть собой.
В связи с этим, организуя работу с «нетипичным» ребенком задания должны предъявляться по подражанию, по образцу, по инструкции. Необходимо учитывать, что первоначально ребенку нужно дать возможность действовать самостоятельно. В случае если он не может самостоятельно выполнить задание – взрослый оказывает помощь.
Надо помнить, что одним из условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является характер взаимодействия взрослого с ребенком, которое строится в соответствии с ведущими мотивами и потребностями возраста.
Ребенок должен заниматься с интересом, удовольствием, радостью. С этой целью, необходимо проводить занятие в виде игры, забавы. Можно к игре привлечь всех членов семьи. Данное обстоятельство поможет налаживанию особого взаимопонимания между детьми и взрослыми, коррекции коммуникативного поведения ребенка. Немаловажное значение при организации игр и упражнений, имеет предъявление детям красочных картинок, в соответствии с названием выполняемого упражнения.
Цель проводимой работы по формированию начальных форм ориентировки в пространстве заключается в том, чтобы помочь детям осознать собственные движения, сформировать зрительно-двигательные связи, представление о “схеме тела”.
Развитие ориентировки в “схеме тела” выстраивается по следующим этапам:
- “схема тела” с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела (его вертикальной оси);384 Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы»
- “схема тела” с точки зрения «горизонтальной организации» пространства тела (его горизонтальной оси).
Работа по формированию представлений о собственном теле включает задания на обследование своего лица и тела по вертикальной оси (перед зеркалом, с закрытыми глазами, прощупывание, на этапе движений). Большое внимание уделяется анализу расположения, как частей лица, так и всего тела по таким параметрам, как выше, ниже. Вместе с этим обращается внимание на использование в речи предлогов «над», «под», «между».
Аналогично проводится работа и по формированию представлений о собственном теле по горизонтальной оси: “впереди”, “сзади”, “справа”, “слева ”.
При построении коррекционной работы, в качестве наиболее значимых задач нами выделены следующие:
- стимулирование двигательной активности детей;
- формирование положительного отношения к двигательным играм;
- развитие кинестетического восприятия;
- развитие выразительности движений в процессе игр и игровых упражнений;
- развитие ритмичности движений;
- формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях, о собственных возможностях и умениях;
- формирование и развитие способности понимать просьбы-команды, отражающие основные движения и действия, направления движения.
- обучение воспроизведению по подражанию, образцу различных движений кистями и пальцами рук, прослеживая их взглядом;
- развитие координации движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т. п.).
Коррекционно-развивающая работа в виде игр и упражнений поможет положительно повлиять на характер и содержание различных видов деятельности, речи, поведения дошкольника, на состояние его эмоционально-волевой сферы. Ведь в играх дети смогут ощущать свое тело, его части; координировать свои движения; развивать подвижность, силу и гибкость тела; понимать направления движения; внимательно рассматривать и анализировать образец, предложенный взрослым; чувствовать и радоваться достигнутому результату.
Статьи
- Новые задачи ПМПК окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования
Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы». Направление VIII. Здоровьесберегающие технологии в образовании и психологическая поддержка