Дети в окружении СМИ: Россия и Япония

Автор: Сорокина В.В. 
Версия для печати
Сравнение негативных переживаний школьников Росии и Японии при помощи проективных методик.

Потеря нравственных ориентиров, нарастающее отчуждение людей, ожесточение детей и молодежи, усвоение чуждых традиционной культуре норм и образцов поведения, огрубление чувств, усвоение клише, почерпнутых из масс-медиа, – переживание этих острых вопросов учеными – педагогами и психологами двух столь различных стран, как Россия и Япония, дало толчок к нескольким изданиям на русском языке книги профессора Сиро Мураямы «Дети и школа в обществе изобилия», и вызвало интерес японских психологов к исследованиям автора негативных переживаний детей и переводу книги автора данной статьи: «Психологические трудности учащихся начальной школы: психологическая диагностика и терапия проективными методами рисунков» на японский язык.

Заинтересовавшись нашей работой по изучению негативных переживаний школьников проективным методом рисунков и других проективных методик, проф. Мураяма предложил автору провести в Японии в одной из начальных школ ряд проективных рисуночных методик, чтобы посмотреть, как же японские дети будут рисовать человека, свою семью; свои дневные и ночные страхи; фантастическое животное, а, соответственно, интерпретировать их в России. Японские учителя собрали проективные рисунки третьеклассников (средний возраст 9 лет) и прислали их в Москву. Были получены из Японии около 150 рисунков.

Выраженное влияние графики комиксов, мультфильмов и рекламы на восприятие детей отличает японскую выборку. Это очевидно по стереотипности многих изображений, обилию клише. Российские дети в этом отношении более независимы.

Проводя сравнительный анализ рисунков японских и российских школьников, мы обнаружили у детей похожие переживания, объективированные рисуночными методами психодиагностики.

В психодиагностическом смысле наиболее информативными оказались рисунки страхов: «Чего я боюсь днем или что страшного мне снится ночью». Выяснилось, что в отдельных случаях японские дети боятся наказания родителей (в одном классе 20%), некоторые боятся воров и бандитов, два человека нарисовали землетрясение, но большинство детей – 57% в одном классе и 64% в другом боится привидений и монстров. Отдельной темой является боязнь крови, кинжалов (в одном классе это 33 % рисунков), отрезанных кровоточащих частей тела (3 рисунка в одном из классов). В этих переживаниях страхов, индуцированных средствами массовой коммуникации и японские и российские дети полностью единодушны.

Автором статьи среди московских школьников начальных классов было проведено исследование негативных переживаний и страхов было проведено мною, в нем приняло участие около 650 человек. Влияние телевидения на детей не было специальной задачей данной работы, но оно проявилось как некий «сухой остаток» в поисках источников возникновения страхов у детей. Исследование проводилось в школах трех видов: массовых; коррекционной школе для детей с легкой степенью умственной отсталости; в гимназии для интеллектуально одаренных детей «Созвездие».

«Самыми страшными» страхами, обнаруженными у детей этого возраста являются иррациональные страхи: это страхи чудовищ, монстров, привидений, инопланетян, мумий, скелетов, вампиров. Большая часть этих злых существ, по представлениям детей, имеет способность проникать сквозь стены и преграды, двери, окна и крыши домов. Основные цели появления всех этих чудовищ – «запугать ребенка, а потом съесть», «охотиться на детей», «унести на свою планету (в свое царство)», «превратить в кого-то страшного», «заколдовать», «пить кровь». Появляются они, как правило, в темноте. В беседе с детьми о причинах и времени возникновения страхов большинство школьников указывает на просмотр конкретных теле- или видео- фильмов.

Различий по школам в тематике или интенсивности переживаний страхов практически не обнаружено.

То же самое мы видим в рисунках японских школьников, подписи к ним говорят сами за себя: «Если лежишь под одеялом с головой, она не подойдет (женщина-чудовище)», «Когда засыпаю и сплю, страшные вещи происходят», «Телевизор уже выключен, а они продолжают появляться».

Ребенок после школы, как правило, предоставлен родителями самому себе и погружен в мир телевизионных передач, компьютерных игр и своих игрушек

Содержание многих зарубежных для России фильмов, даже проходящих в программе передач под рубрикой «детям», связано с миром чудовищ, темных духов, чародеев и волшебников. Активно и агрессивно средствами массовой коммуникации навязывается магическая картина мира. А что можно противопоставить иррациональному миру злых сил – вампиров, привидений, кровоточащих скелетов? На вопрос о том, как же дети справляются со страхами, следуют самые неожиданные ответы российских школьников: нужно побрызгать в ту сторону, где находится привидение, из брызгалки для утюга; натереться чесноком; спрятаться под одеяло; надеть браслет или кольцо. Некоторые в такие моменты обращаются к родителям с просьбой зажечь свет. Пятеро детей ответили: «Надо перекреститься, прочесть молитву, и они исчезнут».

Способов и средств преодоления страхов телевидение не дает.

Содержательный анализ изображений того, что боятся японские и российские школьники, показал много общего в психологическом плане: это угрожающая картина мира, страх перед иррациональной угрозой, воплощением которой являются монстры, вампиры, нарушающие привычную материальную защиту в виде стен, дверей, имеющих необычное оружие. Взрывы, образы расчлененных тел, капающей крови – все, чем изобилуют многие электронные игры, глубоко запечатлеваются в психике детей в сочетании с чувством собственной беззащитности.

Неповиновение учителям, пренебрежение к старшим, отсутствие порядка и организованности на уроках особенно болезненно для страны с такой строго иерархической системой отношений, как Япония. Одиночество, выхолощенность общения, потеря чувствительности к окружающим людям, нередко означает глубокую внутреннюю боль или страх общения в техногенном мире. Отставание социального развития от физического, отсутствие нравственных опор, запретов, границ вызывает бессознательный страх, ощущение потери себя в безбрежных границах информации; безразличие к чувствам других людей и чудовищная жестокость, – все это, по мнению японского педагога, – симптомы потери человечности в высокоинформационном обществе.

Разбирая на ярких примерах мотивы все возрастающей жестокости школьников, С.Мураяма приходит к выводу: дети, совершившие жесточайшие преступления, ничем не отличались от сверстников: ни в семейном, ни в психологическом, ни в экономическом отношении – такие же как все. Бесчеловечность их поступков он объясняет опустошенностью их внутреннего мира, потерей чувствительности к живому: это «люди с синдромами робота». Проявления этого синдрома, как эпидемия, начинают распространяться и на нашу страну.

Содержание многих мультфильмов, проходящих в программе передач под рубрикой «детям», компьютерных игр и игрушек связано с инфернальным миром темных духов, чародеев, волшебников. Активно и агрессивно средствами массовой коммуникации навязывается магическая картина мира.

Подписи под рисунками, которые делают японские школьники, свидетельствуют сами за себя: «храм дьявола», «дьявол», «черт» и только один раз «ангел-хранитель». Та же тенденция наблюдается и у российских детей.

Встает закономерный вопрос: если масс-медиа, ориентированные на детей знакомит их, только со злобными представителями демонического мира, и большинство детей запугано этими образами, мучается от кошмарных ночных наваждений, то почему детям ничего не сообщают о том, как преодолевать страх, не учат духовно защищаться от зла? Дети одиноки и беззащитны в своих переживаниях.

Как следует из Заключения медиапсихологической экспертизы 12 мультсериалов (118 мультфильмов), транслируемых по каналу “2х2”, выполненной по заказу Прокуратуры Прониным Е.И., Прониной Е.Е., Кириченко А.С., 84% мультсериалов эксплуатируют сексуальную тему, в 92% ведущей является тема насилия и жестокости и при этом в 100% сериалов дискредитируются социальные нормы поведения.

По мнению Сиро Мураямы, современным детям и молодым людям свойственна внутренняя неуравновешенность, усугубляемая тем фактом, что они постоянно находятся под воздействием самых разных систем, которые сами по себе не обладают качеством реальности, но постоянно провоцируют их на соперничество, происходит накопление внутренней неустойчивости, которая всегда держит детей и молодых людей в состоянии страха.

Новые черты современной школы – неповиновение учителям, пренебрежение к старшим, отсутствие порядка и организованности на уроках особенно болезненны для страны с такой строго иерархической системой отношений, как Япония. Одиночество, выхолощенность общения, потеря чувствительности к окружающим людям, нередко означает глубокую внутреннюю боль или страх общения в техногенном мире. Отставание социального развития от физического, отсутствие нравственных опор, запретов, границ вызывает бессознательный страх, ощущение потери себя в безбрежных границах информации; безразличие к чувствам других людей и чудовищная жестокость, – все это, по мнению японского педагога, – симптомы потери человечности в высоко информационном обществе. Но с этими же проблемами с каждым годом все больше и больше сталкивается и российская школа.

Российским детям доступны все каналы и программы телевидения, школьники погружены в мир компьютерных игр, и именно оттуда они черпают образцы социального поведения, некритично усваивая дух эротики и насилия, которым пропитаны современные масс-медиа.

Изменяется характер сексуального развития детей. Начальная школа, считающаяся спокойным периодом в развитии ребенка, призванная формировать познавательную мотивацию и умение учиться, с каждым годом все больше и больше вовлекается в волну “сексуальной революции”. Начиная с первого класса, дети проявляют повышенный интерес к сексуальной тематике и демонстрируют педагогам осведомленность в вопросах пола. Различные виды гетеро- и гомо-сексуальных игр, имитирующие половой акт с элементами агрессивного принуждения; соблазнительные движения, воспроизводящие элементы рекламы; обмен записками на тему:”Секс – это здорово”; использование грубой, нецензурной лексики, эвфемизмов, анекдотов непристойного содержания, – все это примеры проявления несвоевременной, допубертатной эксплуатации сексуальности, развращения детей. Запреты учителей практически не действуют: образцы телеэкрана за счет яркой зрелищности становятся новыми социальными нормами, разрушающими традиционные культурные устои.

Эротическая и агрессивная тематика, яркая образность и динамичность сцен, транслируемых телевидением и компьютерными играми, легко конкурирует с традиционными играми и игрушками, практически вытесняя их. Они становятся слишком пресными и скучными на фоне постоянных взрывов и трансформаций, будоражущих и без того неустойчивую психику детей. Чрезмерная взвинченность, неуправляемость, неподчинение старшим, отсутствие авторитетов, – это характерные черты современных младших школьников в России.Направление VII. Социальное самоопределение и социальная активность молодежи 365

По мнению Сиро Мураямы, современным детям и молодым людям свойственна внутренняя неуравновешенность, усугубляемая тем фактом, что они постоянно находятся под воздействием самых разных систем, которые сами по себе не обладают качеством реальности, но постоянно провоцируют их на соперничество, происходит накопление внутренней неустойчивости, которая всегда держит детей и молодых людей в состоянии страха.

Новые черты современной школы – неповиновение учителям, пренебрежение к старшим, отсутствие порядка и организованности на уроках особенно болезненны для страны с такой строго иерархической системой отношений, как Япония. Одиночество, выхолощенность общения, потеря чувствительности к окружающим людям, нередко означает глубокую внутреннюю боль или страх общения в техногенном мире. Отставание социального развития от физического, отсутствие нравственных опор, запретов, границ вызывает бессознательный страх, ощущение потери себя в безбрежных границах информации; безразличие к чувствам других людей и чудовищная жестокость, – все это, по мнению японского педагога, – симптомы потери человечности в высоко информационном обществе. Но с этими же проблемами с каждым годом все больше и больше сталкивается и российская школа.

Психиатры рассматривают зависимость от компьютерных игр и интернет-зависимость как вид наркомании. При этом подчеркивается высокий дидактический потенциал компьютерных игр. Но по данным экспертизы Московского Центра коммуникативных исследований, содержанием этого дидактического воздействия становится моделирование девиантного, деструктивного поведения.

По данным наркологов, гиперактивные, возбудимые дети представляют группу риска по раннему потреблению и быстрой зависимости от наркотиков.

В условиях развития глобализма дети становятся самым незащищенным объектом манипуляции для получения сверхприбылей. Негативный аспект влияния масс-медиа на детей в полной мере обществом не осознается. Профессиональный долг педагогов, психологов, логопедов, врачей, – всех специалистов, ответственных за психическое и нравственное здоровье детей, требовать от государства экспертизы и контроля над качеством информационной продукции, которая доступна детям.

Литература:

  1. Кириченко А.С., Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Медиапсихологическая экспертиза мультипликационных сериалов. По запросу Басманной прокуратуры г. Москвы, Москва, 2008г.
  2. Ребенок и компьютер: сб. Материалов/ сост.: И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова. -- Клин, 2007.
  3. Мураяма Сиро Дети и школа в обществе изобилия. Состояние и внутренний мир японских детей. Пер. с японского.-Томск: Изд-во Том. ун-та.1994
  4. Мураяма Сиро Дети и школа в эпоху изобилия. Вопросы психологии,1994 ,№6, С. 140-148
  5. Сорокина В.В. Неблагополучие детей в начальной школе. Диагностка и пути преодоления.М.: Генезис, 2005, 2007.
  6. Сорокина В.В. Психические трудности учащихся начальной школы: психическая диагностика и терапия проективними методами рисунков. На япон. яз. Изд-во Синдокусеся, Токио, 2008
Смотрите также:

Книги