Гармонизация личности через психологический анализ фотографий

Автор: Литвин А. 
Ключевые слова:  одаренность 
Версия для печати
Статья посвящена эмпирическому исследованию, основанному на методе психологического анализа фотографий.

Подходя к личности с точки зрения Я–концепции, многие авторы считают, что согласованность или, другими словами, совпадение (но неполное) Актуального и Идеального Я выражает собой существенный показатель психологического здоровья или, как мы будем говорить далее, гармонии личности. В частности, чем выше согласованность между Актуального и Идеального Я, тем ниже уровень тревоги, нестабильности, социальной незрелости и эмоциональных расстройств [8], [9], [14]; люди, у кого велико соответствие Актуального и Идеального Я, обладают высокой степенью самоактуализации [2], [6], [11]. Также достижение некоторой степени рассогласования Актуального и Идеального Я оценивается как основной фактор социально-психологической дезадаптации (К. Хорни), либо как первопричина личностных нарушений (К. Роджерс), либо как один из параметров слабой самоактуализации личности (А. Маслоу).

Согласно теории К. Рождерса о структуре личности Актуальное Я – это представление человека о самом себе в настоящем времени; Идеальное Я – это Я-концепция, которой индивид хотел бы обладать.

Таким образом, мы выделили критерий гармонизации – согласованность Актуального и Идеального Я.

В соответствие с этим была сформулирована цель исследования: установить, возможно ли через психологический анализ фотографий, изображающих себя, гармонизировать личность.

Метод психологического анализа фотографий был разработан автором при написании работы «Фотография как инструмент психодиагностики» и включает в себя этапы:

  1. создание индивидуальных фотографий, на которых сфотографирован один человек – для анализа личностных особенностей; парных – для анализа межличностных отношений двух людей; групповых – для анализа внутригрупповых отношений; при этом необходимо, чтобы люди на фотографии были в полный рост и знали, что их фотографируют, они должны позировать – это необходимое условие того, чтобы на фотографии отразились черты личности, а не сиюминутное настроение;
  2. описательный анализ пантомимики по фотографиям – особенностей позы испытуемого, его жестов, мимики;
  3. психологическая интерпретация особенностей позы, жестов и мимики, которая производится согласно Александру Лоуэну, Бернхарду Вирту и Алану Пизу, и составление качественного описания некоторых качеств личности.

Данный метод являет собой продолжение объективирующей функции фотографии, описанной А.И. Копытиным. Она заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике [3]. Так появляется новая функция фотографии – объективирующе-диагностическая.

Исходя из концепции гармоничной личности, объективирующе-диагностической функции фотографии и психологического тренинга мы выдвинули гипотезу: через психологический анализ собственных фотографий можно гармонизировать личность в условиях группы. Именно группа позволит задействовать такие механизмы как обратная связь, получаемая участниками тренинга от остальных членов группы, и, как следствие, идентификация себя с окружающими, что является основой формирования личности и, следовательно, фактором, повышающим эффективность психологического тренинга [1], [4], [13].

По нашему мнению механизм гармонизации в процессе тренинга состоит из стадий:

  1. участник тренинга анализирует свои фотографии, интерпретируя собственную пантомимику;
  2. благодаря смыслообразующей функции фотографии [3], субъект видит на ней свои чувства, переживания, поступки, осознается их глубокое содержание. Происходит переосмысление опыта и установление связей между событиями (в данном случае при фотографировании) и своим внутренним миром. Также это предполагает осознание причин проблем в межличностных отношениях, особенностей своего развития;
  3. механизм обратной связи [4] объективирует деятельность, переводит поведение участников тренинга с неосознанного уровня регуляции на осознанный;
  4. поскольку самые важные детерминанты деятельности – те, которые осознаются [5], а основополагающая тенденция у человека – самоактуализация, развитие, адаптация, включается механизм самосогласования Актуального и Идеального Я. Разработанный нами метод является инструментарием, позволяющим наглядно проследить собственные качества: участники анализируют не цифры и даже не рисунок, написанный своей рукой, а собственное изображение на фотографии, при этом процесс осознания собственных внутренних процессов и качеств протекает весьма интенсивно, ведь субъект и объект – одно лицо;
  5. одновременно с процессами, происходящими на стадиях 3 и 4, идет идентификация участников тренинга с окружающими, что также играет роль фактора формирования гармоничной личности. Вместе с этим проявляется деконструирующая функция фотографии [3], позволяющая человеку сконструировать систему значений, достоверно отражающую внутреннюю и внешнюю реальность, позволяющую лучше адаптироваться к среде. А чем лучше приспособленность, тем выше согласованность Актуального и Идеального Я [10].

Следует отметить, что описанные в механизме действия тренинга функции фотографии не были бы задействованы в процессе гармонизации, если бы не было функции объективирующе-диагностической; она представляет собой базу, над которой в настоящем тренинге надстраиваются другие функции и раскрываются их возможности.

На современном этапе развития общества, в период кризисов, человечество более чем когда-либо, начинает искать способы выхода из состояния неустойчивости. Поэтому одним из способов преодоления внутри- и межличностных конфликтов становится гармонизация состояния человека. В психологии это реализуется через тренинг, который оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрел статус одного из самых популярных методов психологической помощи людям. Особенно актуально проблема формирования гармоничной личности в процессе психологического тренинга стоит в работе с одаренными подростками, потому как у них могут возникать проблемы в эмоционально-личностной сфере развития по сравнению с интеллектуальными или другими способностями; эти проблемы могут привести к полному блокированию творческого развития [7], [12]. Именно этим и было обосновано решение работать с выборкой, состоящей из одаренных детей 13-16 лет.

Нами был разработан и проведен психологический тренинг, состоящий из восьми занятий по 1 часу каждое, цель которого – овладеть методом психологического анализа фотографий. Наш тренинг можно охарактеризовать как форму активного обучения, целью которого является передача психологических знаний, а также развитие умений и навыков.

Начальную стадию тренинга составили: первое занятие, где проводилась входная диагностика; второе занятие, на котором обсуждалась роль фотографии в психологии; и третье занятие, посвященное критериям анализа фотографий. Это занятия разогревающего, вводного характера, необходимые для постепенного включения тренинговой группы в основную работу по научению методу психологического анализа фотографий. Кроме разогревающей функции они носят познавательный характер: в них рассказывается о том, без чего сам анализ практически осуществлен быть не может и теоретически не имеет основания.

Рабочая стадия состояла из: четвертого занятия, на котором участники тренинга анализировали свои индивидуальные фотографии; пятого занятия, когда анализу подвергались парные фотографии; и шестого занятия – анализировалась групповая фотография участников тренинга.

Завершающая стадия представлена седьмым занятием, посвященным групповой дискуссии о механизмах гармонизации личности; и восьмым, на котором проводилась выходная диагностика и обеспечивалась рефлексия.

Как говорилось выше, для контроля состояния тренинговой группы на первом и последнем занятии была проведена входная и выходная диагностика, также была протестирована и контрольная группа (в ней тренинг не проводился, группа создана для сравнения с группой экспериментальной, потому как в этом сравнении проявятся результаты эксперимента).

Для диагностики использовались методики:

  1. «Диагностика межличностных отношений» Л. Собчик, созданная на основе теста Т. Лири (необходимая для измерения согласования Актуального и Идеального Я);
  2. «Социометрия» Я. Морено (мы полагаем, что гармонизация должна проявляться в повышении сплоченности группы, что позволяет измерить эта методикой, т.к. в основе межличностных отношений лежат психологические свойства личности);
  3. «Автопортрет», адаптирован Р. Бернсом (по ней мы определяли личностные качества, среди которых доля позитивных должна повыситься в ходе гармонизации – повышение уверенности в себе, снижение тревожности, нормализация самооценки и т.д.);
  4. метод психологического анализа фотографий (применялся для создания рабочего материала тренинга, а также для диагностики межличностных отношений в группе; мы полагаем, что результаты тренинга в первую очередь отразятся на методике, которая служила центральным материалом тренинга).

Выборка, на которой проводился тренинг, составила 58 человек, из них 29 человек вошли в экспериментальные группы, 29 – в контрольные. Всего было проведено 3 тренинга.

Рассмотрим детально одну из тренинговых групп.

Экспериментальная и контрольная группа (в ней тренинг не проводился) состояли из 12 человек в каждой.

Проанализировав результаты методик, мы составили описания групп.

В экспериментальной группе до проведения тренинга было 5 гармоничных личностей. В группе присутствует 2 микрогруппы по 4 и 5 человек и 3 человека, не вошедших в них. Среднее значение социометрического статуса членов группы 0,550. Уровень коммуникативности в группе 0,41. Удельный вес изолированных 0,16. Групповой коэффициент благоприятности психологического климата 0,41. Средний индекс интеграции составляет -0,52.

В контрольной группе до проведения тренинга было 7 гармоничных личностей. В группе присутствует 3 микрогруппы в составе 5 человек в одной группе и по 2 человека в двух других и 3 человека, не вошедших в них. Среднее значение социометрического статуса членов группы 0,590. Уровень коммуникативности в группе 0,75. Удельный вес изолированных 0,08. Групповой коэффициент благоприятности психологического климата 0,70. Средний индекс интеграции составляет -0,33.

В экспериментальной группе после проведения тренинга стало 9 гармоничных личностей. В группе присутствует 1 микрогруппа, состоящей из 8 человек, и трех, не вошедших в нее. Среднее значение социометрического статуса членов группы 0,586. Уровень коммуникативности в группе 0,72. Удельный вес изолированных 0,27. Групповой коэффициент благоприятности психологического климата 0,72. Средний индекс интеграции составляет -0,31.

В контрольной группе после проведения тренинга стало 5 гармоничных личностей. В группе присутствует 1 микрогруппа в составе 4 человек и семь человек, не вошедших в нее. Среднее значение социометрического статуса членов группы 0,618. Уровень коммуникативности в группе 0,36. Удельный вес изолированных 0,18. Групповой коэффициент благоприятности психологического климата 0,36. Средний индекс интеграции составляет -0,48.

Далее мы провели сравнительный анализ входной и выходной диагностик.

В экспериментальной группе доля гармоничных личностей повысилась в 2 раза. Сплоченность группы повысилась. Социометрические статусы членов группы повысились на 0,036. Уровень коммуникативности повысился почти в 2 раза. Удельный вес изолированных увеличился на 0,11. Групповой коэффициент благоприятности психологического климата увеличился почти в 2 раза. Индекс интеграции значительно увеличился. Доля позитивных личностных качеств стал в 7 больше, чем негативных, что было обсчитано нами сразу же.

В контрольной группе доля гармоничных личностей упала на 0,13. Сплоченность группы снизилась. Социометрические статусы членов группы повысились на 0,028. Уровень коммуникативности упал в 2 раза. Удельный вес изолированных увеличился на 0,1. Групповой коэффициент благоприятности психологического климата снизился в 2 раза. Индекс интеграции значительно уменьшился. Количество негативных личностных качеств в 1,25 больше, чем улучшений.

Также мы зафиксировали увеличение доли гармоничных личностей, позитивных личностных качеств, повышение сплоченности группы, уровня интеграции, произошедшее именно в экспериментальной группе. В группе контрольной наблюдалось снижение доли гармоничных личностей, понижение уровня сплоченности группы, уменьшение позитивных личностных качеств и уровня интеграции.

Также мы отметили, что в обеих группах происходило повышение социометрических статусов членов групп и увеличение удельного веса изолированных.

Был проведен корреляционный анализ результатов методики ДМО для определения согласованности Актуального и Идеального Я по коэффициенту Пирсона.

В экспериментальной группе до проведения тренинга r = 0,67; после r = 0,82, что говорит о повышении согласованности Актуального и Идеального Я (что является показателем гармонизации). В контрольной группе коэффициент, напротив, немного понизился: на входной диагностики r = 0,69, на выходной r = 0,59.

Таким образом, гипотеза подтвердилась: через психологический анализ собственных фотографий можно гармонизировать личность в условиях группы.

Нами был впервые разработан и применен на практике комплекс методов и упражнений для проведения групповой работы на основе авторского метода психологического анализа фотографий. Также доказаны терапевтические возможности фотографии. В результате работы нам удалась попытка создания тренинга, научающего методу психологического анализа фотографий и за счет этого гармонизирующего личности его участников. В этом мы видим практическую новизну и значимость работы.

Научная новизна нашей работы обусловлена использованием в тренинге метода психологического анализа фотографий. В литературе, проанализированной нами, нет ни одного упоминания о подобном методе, следовательно, и тренинг, в основу которого положен метод, также является новшеством.

Практическую значимость работы мы видим в том, что предлагаемый нами тренинг является эффективным методом гармонизации личности и может быть активно использован в психологической и психотерапевтической практике. Кроме того, рабочий материал тренинга (фотографии) позволяет нагляднейшим образом проследить собственные личностные качества и внутренние психологические процессы.

  1. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2007, с. 48-49;
  2. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: изд. Речь, 2002;
  3. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003, с.12-13;
  4. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Для высшего управленческого персонала/под. ред. Р. Р. Кашапова. – Ижевск, 1996, с. 237;
  5. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. Пер. с англ. Рефл-бук, Ваклер, 1997;
  6. Роджерс К.. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994;
  7. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. Москва-Воронеж, 2004, с. 49;
  8. Achenbach Т., Zigler E. Social competence and self-image disparity in psychiatric and nonpsychiatric patients. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, 67, 197-205;
  9. Higgins E. T. Self-discrepancy: A theory relating self and affect. Psychological Review, 1987, 94, 319-340;
  10. Higgins, E. Т., Bond, R. N., Klein, R., & Strauman, T. Self-discrepancies and emotional vulnerability: How magnitude, accessibility, and type of discrepancy influence affect. Journal of Personality and Social Psychology, 1986, 51, 5—15;
  11. Mahoney J., Hartnett J. Self-actualization and self-ideal discrepancy. Journal of Psychology, 1973, 85, 37-42;
  12. Rilley Jim & Macdonald Ann. Getting a group on emotion. Gifted Education Communicator, vol. 33, № 1, 2002. – Р. 42-43;
  13. Sallivan H.S., The Interpersonal Theory, New York, 1953;
  14. Turner R. H., Vanderlippe R. H. Self-ideal congruence as an index of adjustment. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1958, 57, 202-206.