Соотношение выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения

Тип: статья
Рубрика:  Подростки 
Ключевые слова:  профориентация 
Версия для печати
Статья посвящена проблеме введения профильного обучения в российские школы. В этой области нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление специфики соотношения выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профиля обучения у разных групп учащихся. В качестве основной гипотезы мы используем следующее предположение: что существует несоответствие в выборах индивидуального набора предпрофильных курсов в 9 классе и выбора последующих профилей обучения в 10-11 классах, и отсутствие этого несоответствия у неготовых к выбору учащихся может повлиять на изменение индивидуально-образовательного маршрута, которое в дальнейшем может привести к искажению профессионального выбора несоответствующего собственным желаниям и способностям учащегося. В частности мы предполагаем, что: в наибольшей степени это несоответствие проявляется у неуспевающих учащихся; а так же различается отношение к такому несоответствию у самих школьников, их учителей и родителей: школьники больше относятся к этому позитивно, а учителя и родители - негативно.

Е.Д. Шахова
аспирант Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), специальность "Педагогическая психология"
научный руководитель доктор: психологических наук, профессор МГППУ
Пряжникова Е.Ю.

Аннотация

Статья посвящена проблеме введения профильного обучения в российские школы. В этой области нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление специфики соотношения выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профиля обучения у разных групп учащихся. В качестве основной гипотезы мы используем следующее предположение: что существует несоответствие в выборах индивидуального набора предпрофильных курсов в 9 классе и выбора последующих профилей обучения в 10-11 классах, и отсутствие этого несоответствия у неготовых к выбору учащихся может повлиять на изменение индивидуально-образовательного маршрута, которое в дальнейшем может привести к искажению профессионального выбора несоответствующего собственным желаниям и способностям учащегося. В частности мы предполагаем, что: в наибольшей степени это несоответствие проявляется у неуспевающих учащихся; а так же различается отношение к такому несоответствию у самих школьников, их учителей и родителей: школьники больше относятся к этому позитивно, а учителя и родители - негативно.
В нашем исследовании принимали участие 120 человек (среди них учащиеся 10-х – 11-х классов профильных школ, их родители и учителя). Для проверки выдвинутых нами гипотез использовались профоиентационные диагностические методики, личностные опросники и анкетирование. Результаты исследования подтверждают выдвинутые гипотезы, и подтверждают возможность искажения индивидуально-образовательного маршрута, поскольку существуют категории учащихся, которые считая необходимым совпадение предпрофильных курсов и профильного обучения, сужают возможность осуществления большего количества предпрофильных проб (получения разнообразного опыта), а, следовательно, более осознанного и самостоятельного выбора в соответствии со своими желаниями и способностями.

Ключевые слова: профориентация, профильное обучение, предпрофильная подготовка, профиль, профильная ориентация, профильные образовательные курсы, элективные курсы.

Общей проблемой на сегодняшней день является вопрос модернизации системы российского образования, в рамках которой ведется эксперимент по введению профильного обучения. В настоящее время разрабатываются различные подходы в обучении, ориентированные на индивидуализацию образовательного процесса и один из таких подходов – профильное обучение.

Профильное обучение (по мнению Логиновой Г.П.) [1]ставит учащихся в условия ранней профессионализации и специализации знаний. Учащимся приходится делать вынужденный выбор элективных курсов уже в девятом классе на этапе предпрофильной подготовки. Без научного обоснования и методического обеспечения процесса психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития подростков.

Так же, общество в лице родителей и учителей выдвигает ребенку противоречивое требование включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, широким кругозором, обилием интересов.

Учитывая вышеперечисленные проблемы профессионального самоопределения, в частности выбора предпрофильных курсов и профильного обучения, необходимо понимать, что суть предпрофильной подготовки, заключается в том, чтобы ребенок смог ознакомиться как можно с большим количеством различных профессиональных сфер, осуществил "профессиональные пробы" на этапе предпрофильной подготовки и "пробы выбора профиля" [2: 19-26.], [3]. И чем обширнее будет опыт предпрофильной подготовки, тем успешнее, по нашему мнению, будет осуществляться выбор профиля и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Следовательно, актуальность нашей работы определяется противоречием между расширяющимся масштабом изменений в системе образования молодежи, с одной стороны, и явным недостатком исследований, выявляющих особенности становления профессионального самосознания старшеклассников на разных этапах обучения в школе.

Целью нашего исследования является выявление специфики соотношения выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профиля обучения у разных групп учащихся.

В качестве объекта исследования нами было выбрано профессиональное самоопределение в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В качестве предмета исследования выступают в нашей работе особенности выбора индивидуального набора предпрофильных курсов и выбора профиля дальнейшего обучения.

В основной гипотезе нашего исследования мы предполагаем, что существует несоответствие в выборах индивидуального набора предпрофильных курсов в 9 классе и выбора последующих профилей обучения в 10-11 классах, и отсутствие этого несоответствия у неготовых к выбору учащихся может повлиять на изменение индивидуально-образовательного маршрута, которое в дальнейшем может привести к искажению профессионального выбора несоответствующего собственным желаниям и способностям учащегося. В частности, в наибольшей степени это несоответствие проявляется у неуспевающих учащихся; а так же различается отношение к такому несоответствию у самих школьников, их учителей и родителей: школьники больше относятся к этому позитивно, а учителя и родители - негативно.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были определены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы соотношение выборов школьников.
  2. Проанализировать мнение экспертов (родителей и учителей) о несоответствии выбора индивидуального набора предпрофильных курсов и выбора профиля дальнейшего обучения.
  3. Сравнить выбор индивидуального набора предпрофильных курсов с выбором профиля дальнейшего обучения.
  4. Разработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной подготовки старшеклассников.

В ходе теоретического анализа проблемы исследования, анализируя исторический опыт введения профильного обучения в российские и зарубежные системы образования нами были выявлены следующие факты. Профилизация в России претерпевала несколько этапов развитии, начинала развиваться с видов самостоятельных образовательных учреждений и продолжалась в виде профилей на старшей ступени обучения. Развитие профильного обучения периодически прерывалось введением единого образовательного плана, что не давало возможности развивать профильное обучение адаптировать его к Российскому образованию и ввести адекватное дифференцированное обучение.

Сейчас в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в России ведется эксперимент по введению на старшей ступени школы общеобразовательного профильного обучения. В общих своих чертах принципы профильного обучения схожи с обучением в зарубежных школах. Правда во многих экспериментальных школах профильное обучение охватывает только два последних года обучения, так же существуют сложности с формированием индивидуального учебного плана учащегося. Эти трудности возникают вследствие нехватки квалифицированных кадров (в том числе по психолого-педагогическому сопровождению профильного обучения), материальной базы и др. [4, 5]

Одной из целей профильного обучения является способствование в профессиональном самоопределении. Существует большое количество методов профессиональной ориентации (информационно-справочные, просветительские методы; методы профессиональной психодиагностики; методы морально-эмоциональной поддержки клиентов; методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения). Профессиональная ориентация школьников претерпевает некоторые изменения в связи с введением профильного обучения.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [7].

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

В ситуации профильного обучения необходима организация такой профриентационной работы, которая помогала бы школьникам добиваться поставленных целей самоопределения на каждом этапе обучения. Следовательно, необходимо грамотное применение методов профориентации. Каждый этап профильной ориентации сопровождается соот­ветствующими содержанием, формами и методами.

Специфика профессиональной ориентации и сопровождения процесса профессионального самоопределения школьника так же зависит от модели профильного обучения, которую выбрала школа [8]. Модель профильного обучения выбирается в зависимости от ресурсов школы, ее месторасположения. Эти предпосылки определяют количество профилей школы и предпрофильных курсов.

Организация учебного плана предполагает наличие базовых общеобразовательных курсов, курсов по выбору в 9-м классе, элективных курсов в 10-м. В настоящее время уделяется недостаточно внимания межпредметным ориентационным курсов по выбору в 9-м классе, которые выполняют профориентационную функцию и элективным курсам выходящим за рамки выбранного профиля, а так же практической направленности курсов.

При организации профильного обучения важно учитывать возрастные особенности учащихся. Так в 9-м классе осуществляется предпрофильная подготовка, которая должна содействовать самоопределению подростков по завершению основного общего образования и являться подготовкой к выбору профиля. Правда самим девятиклассником приходится осуществлять выборы предпрофильных курсов еще вначале 9-го класса. Учитывая периодизацию Д.Б. Эльконина, в основе которой лежат представления о сензитивности отдельных пери­одов детского развития к определенному типу воздей­ствий, следует отметить, что профессионально-учебная деятельность приоб­ретает статус ведущей лишь к концу подросткового воз­раста, не говоря об индивидуальных особенностях каждого подростка. К сожалению даже не все одиннадцатиклассники готовы к осуществлению хотя бы предварительного (на уровне профиля) профессионального выбора.

С введением профильного обучения, в том числе и для решения вышеуказанных проблем, в школах появились материалы по психолого-педагогическому сопровождению профильного обучения. В целом материалы содержат основные методы, формы и конкретные методики по профориентации. Чистякова С.Н предлагает свой подход (наиболее разработанный с учетом модернизации образования) к психологическому сопровождению самоопределения школьников [7]. Так же есть подход Г.В. Резапкиной[9, 10, 11], в котором были предложены варианты методик для решения проблемы отбора в профильные классы. Не смотря на такую большую методологическую базу, существуют трудности в сопровождении профильного обучения и предпрофильной подготовки, в частности сопровождения профильной ориентации. В Федеральных нормативных документах по организации профильного обучения и предпрофильной подготовке даны общие рекомендации, которые больше адресованы к администрации образовательных учреждений, а более конкретных рекомендаций и примеров их применения на сегодняшний день недостаточно.

Исходя из вышеуказанной информации, мы видим, что существует немалый опыт зарубежных и российских школ по введению профильного обучения, разработаны различные модели профильного обучения в зависимости от возможности и месторасположения учебного учреждения; разработаны и адаптированы к профильному обучению методы профессиональной ориентации; но как показывает практика, большое количество разработанных в теории моделей и методов сложно применить на практике, а именно во многих экспериментальных школах существует масса проблем, в частности с профессиональным самоопределением в условиях профильного обучения, причем часто психолого-педагогическое сопровождение этого процесса либо отсутствует, либо сведено к минимуму.

Для рассмотрения одной из указанных выше проблем, а именно несоответствия в выборах индивидуального набора предпрофильных курсов в 9 классе и выбора последующих профилей обучения в 10-11 классах и последствий, а так же для проверки выдвинутых нами гипотез были продиагностированы учащиеся 9-11 классов профильных школ, их родители и учителя. В качестве экспериментальных методов использованы: методика "Эрудит"
(методика Школьный тест умственного развития – "ШТУР" в модификации Г.В. Резапкиной); методика "Определение уровня тревожности" (модификация Г.В. Резапкиной); методика "Определение типа будущей профессии" (Дифференциально-диагностический опросник – "ДДО" Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной); Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной); (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной); методика "Определение темперамента" (модификация Г.В. Резапкиной) [9, 10]; а так же анкеты для учащихся, родителей и учителей.

По результатам анкетирования учащихся, родителей и учителей на предмет отношения их к различию в выборе предпрофильных курсов и последующего профиля обучения, которые представлены в диаграмме 2., можно сделать вывод, что частная гипотеза о разных отношениях родителей, учителей и учащихся к отличию в выборе предпрофильных и профильных курсов подтвердилась. Поскольку большинство родителей (75%) и учителей (74%,) считают, что курсы по выбору на этапе предпрофильной подготовке и последующий профиль обучения должны совпадать. И лишь 25% родителей и 26% учителей считают, что разнообразный и отличающийся от профиля набор предпрофильных курсов благоприятно влияет на последующее профессиональное самоопределение школьников.

По результатам анкетирования родителей учащихся профильных классов можно привести следующие результаты.

Большинство родителей (95% от всех опрошенных) считают, что профильное обучение имеет большое значение для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся, причем получаемых знаний при таком обучении достаточно. Но в рекомендациях по дальнейшему развитию профильного обучения указывают необходимость увеличения количества общеобразовательных дисциплин, что говорит о неком несоответствии в ответах и, возможно, о недостаточном количестве знаний получаемых учащимися при профильном обучении.

Также вызывает интерес мнение учителей по поводу внедрения профильного обучения. Большинство учителей (74 %) понимая цели профильного обучения, считают, что предпрофильные курсы необходимы для уточнения выбора профиля дальнейшего обучения. А выбор профиля дальнейшего обучения связан с будущей профессией (считают 80 % учителей). Но в том, что школьники стали учиться лучше убеждены лишь 50 % опрошенных педагогов. В предложениях по развитию и изменению профильного обучения учителя указывают: увеличение количества элективных курсов, ориентация курсов на интересы и потребности учащихся, увеличение количества практических занятий, ведение профориентационной работы с учащимися средней и старшей школы.

Проанализировав набор предпрофильных курсов учащихся, участвующих в исследовании, можно сказать, что он является достаточно скудным. Предложенный набор не отличается разнообразием: "английский язык", "русский язык", "алгебра", "химия", "медицина", "психология, "театральное искусство, при этом, 50 % предпрофильных курсов, выбранных учащимися относятся к предметно ориентировочным (пробным), т.е. являются углубленным изучением базовых предметов, что в малой степени способствует проявлению профориентационной функции профильной ориентации.

Существует специфика отношения к несовпадению предпрофильных курсов с выбором профиля у учащихся хорошо успевающих и слабоуспевающих, которая представлена в диаграмме 2. (Успеваемость удалось определить благодаря методике "Эрудит" и беседе с классным руководителем учеников). Большинство слабоуспевающих учащихся (80 %) считают, что разнообразный и отличающийся от выбора профиля набор предпрофильных курсов благоприятно влияет на последующее профессиональное самоопределение. В ходе предпрофильного обучения данная категория учащихся отдавала предпочтение предметно ориентировочным курсам ("английскому языку", "русскому языку", "алгебре" и др.), а профилю – юридическому и психологическому. А большее количество хорошоуспевающих учеников (80 %), считают, что предпрофильные и профильные курсы должны быть одинаковыми, набор предпрофильных курсов разнообразнее, чем в вышеописанном случае ("английский язык", "русский языку", "алгебра", "химия", "психология"), возможно вследствие хорошей успеваемости и умения учиться у учеников. Мнение хорошоуспевающих учеников может быть обусловлено влиянием мнения взрослых (родителей и учителей) на хорошоуспевающих учеников, причем, следует отметить, что подверженность мнению взрослого может привести к несамостоятельному выбору дальнейшего профессионального пути.

Так же нами было рассмотрено совпадение профессионального выбора, в частности выбора профиля обучения с желаниями и возможностями учащихся. Желания и возможности учащихся, а так же их совпадение было вывалено с помощью таких методики "Эрудит", методика "Определение уровня тревожности", методика "Определение темперамента" (методики направленные на определение возможностей, способностей учащихся); методика "Определение типа будущей профессии", Опросник профессиональных склонностей, методика "Профиль" (методики направленные на определение желаний учащихся).

Учащиеся, имеющие наиболее благоприятную ситуацию для профессионального самоопределения, а именно учащиеся у которых профессиональные желания и способности совпадают, выбирают разные предпрофильные курсы (60%) и профиль обучения и считают, что предпрофильные курсы должны быть разнообразнее и отличными от профиля дальнейшего обучения. В отличие от вышеуказанных учащихся, десятиклассники у которых желания и возможности не совпадают с выбором профиля, причем возможности и желания чаще тоже не совпадают у таких учеников (и как правило, в таких ситуациях желания являются не собственными, а выбранными под влиянием других), считают, что предпрофильные курсы и дальнейший профиль обучения должны быть одинаковыми (80%) и у самих предпрофильные курсы и профиль обучения совпадают (см. диаграмму 3).

Результаты исследования подтверждают выдвинутые нами гипотезы, и подтверждают возможность искажения индивидуально-образовательного маршрута, поскольку существуют категории учащихся, которые считая необходимым совпадение предпрофильных курсов и профильного обучения, сужают возможность осуществления большего количества предпрофильных проб (получения разнообразного опыта), а, следовательно, более осознанного и самостоятельного выбора в соответствии со своими желаниями и способностями.

Учитывая такую ситуацию, а также результаты анкетирования педагогов по готовности их к организации профильного обучения в школе, которое показало что половина опрошенных педагогов (50 %) не готовы к разработке программы элективных курсов для профильной подготовки, 30 % - скорее готовы, и всего 16 % ответили, что готовы разрабатывать и подбирать элективные курсы, в качестве практического материала нами были разработаны рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению профильного обучения, предпрофильной подготовки и в частности профильной ориентации.

Психолого-педагогические рекомендации состоят из нескольких частей в зависимости от участников процесса профильного обучения:

1. Рекомендации, адресованные психологам и учителям (классным руководителям) по организации профильной ориентации. С примерной программой психолого-педагогического сопровождения профильной ориентации, которая включает материалы:

1) для пропедевтического этапа (8 класс), где предложена батарея диагностических методик, направленных на определение потребностей, способностей (возможностей) учащихся и соотношение с востребованностью на рынке труда;

2) для основного этапа (9 класс), где предложены методики, направленные на пробы себя в разных проф. деятельностях, такие как: профессиональные пробы Чистяковой С.Н., методики Пряжниковой Е.Ю. Пряжникова Н.С., ролевые игры;

3) для завершающего этапа (окончание 9 класса), где предложены методики по повышению самостоятельности и ответственности за собственный выбор школьников

2. Рекомендации адресованные учителям по подготовке элективных курсов.

3. Рекомендации для преподавателей ВУЗов осуществляющих предпрофильную подготовку абитуриентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2003. № 3
  2. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1
  3. Хейзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М.; 2007.
  4. Гильманов Д. Структурные изменения и возможные модели шкoл // Наука и школа Татарстана. 2002.№ 8..
  5. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб, 2004.
  6. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.; 1983.
  7. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / Под редакцией С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. М.; 2004.
  8. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М.; 2006.
  9. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.; 2005.
  10. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.; 2005.
  11. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.; 2005.