Как объяснить детям, что такое власть? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) о власти с детьми 6 – 7-летнего возраста)

Copyright: © М.В.Телегин, Г.А.Ивлюшкина, Ю.А.Романова, Е.В.Гришина, Ю.Г.Куропаткина, Ю.Н.Сивкина, В.А.Головина, И.В.Тимошенко, В.В.Антонова
Автор: Телегин М.В. 
Тип: статья
Версия для печати
В 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов». Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Власть», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием власть

Содержание:
1. Цель проекта
2. Памятка учителю, организующему ПМДД
2.1. Что такое позитивно-манипуляционный дидактический диалог, в чём состоит его суть и цель?
2.2. Как осуществляется объяснение теоретических аспектов, теоретических связей и отношений учащимся старшего дошкольного и младшего школьного возраста?
2.3. Что такое «модельные представления», «символические схемы», «художественные, эмоциональные, эстетические образы», «умные образы»?
2.4. Почему диалог называется манипулятивным?
2.5. При каких условиях учебная манипуляция приобретает позитивный характер?
2.6. Из каких этапов состоит полноценный позитивно-манипуляционный дидактический диалог?
3. Логико-предметный анализ понятия «власть»
4. Целеполагание ПМДД на тему: «Власть» с детьми младшего школьного возраста
5. Описание наиболее типичных представлений, связанных в сознании детей 6 – 7-летнего возраста со словом «власть» (спонтанных, житейских понятий; мировоззренческих представлений детей о власти)
6. Педагогическая технология организации ПМДД о власти с детьми 6 -7-летнего возраста (конкретные методические рекомендации)
7. Пример реализации теоретической модели дидактического позитивно-манипуляционного диалога на тему «Власть»


1. Цель проекта

Разработка учебно-методического инструментария для организации дидактического (позитивно-манипуляционного) диалога на тему «Власть» с детьми 6 – 7 летнего возраста. В пакет учебно-методических материалов для педагога входит:

  • краткая экспликация теоретической модели полноценного дидактического (позитивно-манипуляционного) диалога («Памятка учителю, организующему позитивно-манипуляционный дидактический диалог»);
  • логико-предметный анализ понятия «власть»;
  • целеполагание ПМДД (цели диалога);
  • описание наиболее типичных представлений, связанных в сознании детей 6 – 7-летнего возраста со словом «власть» (спонтанных, житейских понятий о власти);
  • подробная дескрипция этапов диалога, его хода;
  • описание батареи «умных образов», позволяющих транслировать учащимся некоторые теоретические признаки понятия «власть»;
  • конкретный пример (иллюстрация) наших теоретических построений.

В ходе спроектированного нами дидактического диалога педагог

  • с опорой на имеющийся у детей опыт (спонтанные, житейские понятия);
  • в диалогическом взаимодействии с учащимися;
  • посредством применения учебных «умных образов» (метафор, сравнений);
  • в плане теоретического образного мышления,
  • транслирует учащимся некоторые теоретические признаки, входящие в содержание понятия «власть».

Комплект учебно-методических материалов представляет собой полный набор, необходимых для целостной педагогической технологии организации учебного (позитивно-манипуляционного) диалога, компонентов; что обеспечивает возможность широкого тиражирования, распространения нашего опыта.

2. Памятка учителю, организующему ПМДД

В 2008 году коллективом учёных из Московского городского психолого-педагогического Университета и Психологического Института Российской Академии Образования (В.В.Рубцов; А.А.Марголис, М.В.Телегин), в рамках совместного проекта с Российским Фондом Фундаментальных Исследований (№ 06-06-80119-а), была разработана психолого-педагогическая модель позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД). Подробно указанная модель представлена в следующих публикациях: В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап) // Психологическая наука и образование. 2007. №2; В.В.Рубцов, А.А.Марголис, М.В.Телегин Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) // Психологическая наука и образование. 2008. №2; Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. АЛВИАН. 2009.

Для организации взаимодействия детей в форме полноценного ПМДД педагог должен овладеть необходимым минимумом знаний о сущности, цели, ходе дидактического диалога; ознакомиться с психологической моделью ПМДД. В качестве подспорья, предлагаем педагогам краткую «памятку», способную послужить «ориентировочной основой» для проведения позитивно-манипуляционного диалога.

2.1. Что такое позитивно-манипуляционный дидактический диалог, в чём состоит его суть и цель?

ПМДД – особая форма реализации традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения; обеспечивающая трансляцию реципиентам с обыденным (преимущественно наглядно-образным, в спонтанных понятиях, конкретным, ситуативным) мышлением некоторых элементов теоретического знания, отдельных признаков научных понятий.

2.2. Как осуществляется объяснение теоретических аспектов, теоретических связей и отношений учащимся старшего дошкольного и младшего школьного возраста?

Передача теоретического знания в процессе реализации ПМДД осуществляется в плане теоретического образного мышления. Психологическими средствами такой передачи выступают модельные представления (Л.А.Венгер), символические схемы (С.Л.Рубинштейн), художественные, эмоциональные, эстетические образы (А.В.Запорожец), «умные образы» (В.В.Рубцов, М.В.Телегин), при ведущей роли «умных образов».

2.3. Что такое «модельные представления», «символические схемы», «художественные, эмоциональные, эстетические образы», «умные образы»?

Все перечисленные выше феномены выполняют функцию визуализации, перевода в наглядно-образную форму элементов теоретического знания. Указанные феномены представительствуют, ОБОЗНАЧАЮТ в сознании обычного человека нечто, не лежащее на поверхности, – сущностное, содержательное; опосредствуют теоретическое образное мышление; открывают путь ПОНИМАНИЯ теоретических аспектов объективного мира; играют роль промежуточного, переходного звена между наглядно-образным и теоретическим мышлением, спонтанными (житейскими) и научно-теоретическими понятиями; индивидуально-своеобразным и культурно-нормативным опытом; смыслами и значениями.

2.4. Почему диалог называется манипулятивным?

«Движение всё – цель ничто» - коварный, обнаруживший в ходе реформ и модернизаций последних лет принцип. Учёба – это деятельность (целенаправленная активность), значит должна быть цель! На определённом этапе общения эта цель ещё не очевидна для ребёнка. При ПМДД педагогу важен не только процесс учебного взаимодействия, но и результат. Учитель «ведёт», «направляет» ученика (в некотором смысле, манипулирует учеником) не абы куда, ни к «неведомым зверушкам» высосанных из пальца «компетенций», а к культурному образцу, к теоретическим знаниям, входящим в содержание научных понятий. Учитель проектирует «зону ближайшего развития» для житейского опыта ребёнка, помогает открыть саму реальность глубинного, теоретического пласта бытия.

2.5. При каких условиях учебная манипуляция приобретает позитивный характер?

Учебная манипуляция становится позитивной при соблюдении ряда важных условий:

  • реализуется как диалог;
  • учебная манипуляция на определённом этапе «включает», активизирует познавательную активность учеников;
  • не игнорирует, а опирается на опыт обучаемых;
  • развивает воображение, пробуждает интерес к предмету изучения;
  • способствует пониманию теоретических аспектов мира, ведёт от внешнего к внутреннему, от конкретного, к обобщённому;
  • знакомит с лучшими образцами человеческого мышления, эталонными, культурносообразными формами знаний, умений и навыков;
  • не обезличивает и формализирует знание, а делает его «живым», осмысленным, пережитым учеником, включённым в самый злободневный контекст, буквально «примеренным» на себя, «приспособленным» к себе;
  • обладает некоторой «недосказанностью», оставляя пространство мечте, фантазии, интеллектуальному поиску. Причём это условие в равной мере относится к учителю и ученику.

2.6. Из каких этапов состоит полноценный позитивно-манипуляционный дидактический диалог?

При всём разнообразии конкретных вариантов протекания ПМДД состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Первый этап – диалог-актуализация. Цель – «непрямое», «завуалированное» вербальное воздействие на учащихся, позволяющее актуализировать строго определённый, просчитанный заранее сегмент житейского опыта детей.

Второй этап – подводящий диалог. Создание «ситуации запроса на знание», ситуации порождающей удивление, интерес, мотив к изучению темы. «Ситуацию запроса на знание» не следует отождествлять с классической «проблемной ситуацией», изученной А.М.Матюшкиным и его учениками и последователями (Е.Л.Мельникова). Подводящий диалог провоцирует запрос на знание (на объяснение и иллюстрацию) со стороны учеников, запрос к авторитетному, компетентному взрослому – учителю, педагогу.

Третий этап – диалог-объяснение. Это, безусловно, кульминация, пик диалогического учебного взаимодействия. Происходит объяснение нового материала, учебная позитивная манипуляция, направленная на образно-символическую трансляцию учащимся некоторых теоретических знаний по теме занятия. Этап начинается с введения учителем (при самом благоприятном сценарии «инсайт» может исходить от самих учащихся) базовой метафоры. Далее в сотворчестве, в диалоге происходит конструирование «умного образа», наращивание контекста, поиск всё новых соответствий между агентами сопоставления, сравнения. Умный образ подобен интерфейсу, «переходнику» между житейскими и научными понятиями; «наталкивает на мысль», стимулирует её движение в теоретическом направлении, будоражит воображение, вызывает удивление, порождает продуктивные гипотезы и догадки.

Четвёртый этап – диалог-вывод, диалог-закрепление. Позитивно-манипуляционный диалог есть один из вариантов реализации объяснительно-иллюстративного метода обучения. В свою очередь, объяснительно-иллюстративный метод – столп традиционного обучения. А традиционный подход однозначно диктует форму завершение изучения темы – выводы, закрепление пройденного.

Когда «умный образ» выработал свой ресурс, когда из метафоры извлечена вся польза, учитель ставит вопросы на «понимание» существенных связей и отношений. Ученики, прибегнув к помощи интериоризированного умного образа, интериоризированных процесса и результатов ПМДД, задействовав план теоретического образного мышления, воспроизводят (экстериоризируют), репродуцируют полученные теоретические знания.

3. Логико-предметный анализ понятия «власть»

Цель логико-предметного анализа понятия «власть» состоит в выяснении, какие именно теоретические признаки входят в содержание исследуемого понятия. Естественно, мы постараемся абстрагироваться от «экзотических» и маргинальных определений содержания понятия «власть», сосредоточиться на классических, хрестоматийных признаках, входящих в наиболее обоснованные, серьёзные, признанные трактовки и определения.

Мы проанализировали более 40 определений содержания понятия «власть», наиболее типичными, показательными, знаковыми из них оказались следующие дефиниции.

  1. Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле
  2. Политическое господство, государственное управление и органы его
  3. Лица, облечённые правительственными и административными полномочиями

Источник: Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 20-е, стереотипное. М.: «Русский язык», 1989., с. 71.

«Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, право, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство; система государственных органов».

Источник: Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. Изд. 4-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1987., с.229.

В других словарях и энциклопедиях отмечалось, что слово «власть» восходит к греческому слову «kratos», что означает «быть в состоянии, иметь возможность оказывать воздействие» ( Источник: Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. Профессор В.Ф. Пилипенко, Изд. 2-е., М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2005); что под словом «власть» следует понимать «могущественное влияние», «принудительную силу» (Источник: Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова); «право, силу, волю над чем-либо; свободу действий и распоряжений; начальствование и управление» (Источник: Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля).

В целом ряде словарей и энциклопедий обращалось внимание на нерасторжимую связь, диалектическую взаимозависимость категорий «власть» и «ответственность». «Ответственность субъекта власти за подконтрольные (подвластные) ему системы – есть оборотная и необходимая сторона любых властных отношений». Подобная мысль в той или иной редакции звучит в самых разных по профилю и направленности, современных и уже ставших классикой, источниках. («Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»; «Политология: энциклопедический словарь» под редакцией Ю.И. Аверьянова; «Современная философия: словарь и хрестоматия» под ред. В.П.Кохановского; «Современная западная социология: словарь» под ред. Ю.Н.Давыдова и др.).

Осуществив контент-анализ словарных статей по теме «власть», мы можем констатировать, что наиболее частотными, распространёнными признаками, входящими в содержание анализируемого нами понятия являются: «управление» и «ответственность».

4. Целеполагание ПМДД на тему: «Власть» с детьми младшего школьного возраста

ПМДД оказывает комплексное воздействие на личностное и когнитивное развитие учащихся. Наши эксперименты подтверждают эффективность ПМДД при развитии речи, мировоззренческих представлений; коммуникативных навыков; теоретических, логических, креативных и рефлексивных компонентов мышления старших дошкольников и младших школьников.

Вместе с тем, педагогу необходима более точная СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ цель, детально прописанный образ желаемого, как говорили советские психологи «потребного», результата совместной деятельности (диалога). Нельзя вести диалог, не зная конечного пункта, «станции назначения», не ведая его цели. Случайности следует по возможности исключить, «экспромты» тщательно подготовить.

Поэтому, мы предпочитаем формулировать цель диалога не общо и абстрактно, но предельно «практикоориентированно», через предвосхищение тех формулировок, относительно изучаемого предмета, которые смогут дать сами учащиеся, и в редакции участников диалога. Естественно, что цель должна составлять «зону ближайшего развития» для спонтанных (житейских) понятий учащихся; достижение цели знаменовать собой некий «микроэтап в развитии ребёнка» (А.М.Матюшкин); приближать ученика к культурным образцам и эталонам; теоретическому мышлению; обобщённому, глубокому пониманию окружающей вещной и социальной действительности.

По-нашему мнению, указанным требованиям (учитывая возрастные особенности детей 6 – 7-летнего возраста) в полной мере отвечает следующая формулировка целей ПМДД о власти:

«Власть – это управление и ответственность. Когда кто-то управляет, отдаёт приказы, командует, руководит – у него власть. Власть у того, кому подчиняются, чью волю выполняют. Имеющий власть несёт ответственность, отвечает за то, чем он управляет. Безответственное распоряжение властью может причинить большой вред, погубить, испортить дело».

Не следует стремиться к подобным формулировкам в чистом виде (хотя вовсе не исключено, что некоторые, особо «продвинутые», талантливые дети в финале диалога воспроизведут указанную дефиницию почти дословно). Главное, что бы эти мысли хотя бы отчасти прозвучали из уст ваших маленьких собеседников. При этом, учитывая характер мышления детей (преимущественно наглядно-образный, достаточно конкретный), вполне допускаются и приветствуются ссылки на единичные примеры, «сценки из памяти», мнения взрослых.

Другие важные цели ПМДД дидактического диалога состоят в создании психолого-педагогических условий, позволяющих:

  • активировать познавательные интересы, мотивировать учащихся к изучению темы «Власть»;
  • посредством учебных умных образов транслировать учащимся (оптимальный возраст 6 – 8 лет) некоторые теоретические знания о функциях власти, её назначении и роли в жизни людей;
  • создать оптимальную среду для развития аналитико-синтетической деятельности, мышления по аналогии, экстраполяции спонтанного (житейского) опыта детей в неизвестные для них сферы, проблемные области.

5. Описание наиболее типичных представлений, связанных в сознании детей 6 – 7-летнего возраста со словом «власть» (спонтанных, житейских понятий; мировоззренческих представлений детей о власти)

С помощью экспериментальной методики «Инопланетянин» нами было осуществлено пилотажное исследования актуального уровня развития спонтанных понятий и мировоззренческих представлений современных детей в возрасте 6 – 7 лет о власти. Напомним, что под мировоззренческими представлениями мы понимаем особый вид спонтанных (житейских) понятий; форму внутренней, психологической связи между «абстрактным», «обобщающим» словом обыденного языка, находящимся в языковой компетенции ребёнка и представлениями, образами разной степени сложности. (Подробно о спонтанных понятиях, их типологии и функциях см.: Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М: МГППУ, 2006.; Телегин М.В. Рождение диалога: Книга о педагогическом общении. М.: АЛВИАН, 2009).

В эксперименте приняло участие более 100 респондентов (50 человек – дети, посещающие подготовительные группы детских дошкольных учреждений Москвы; 50 человек – учащиеся первых классов школ г. Москвы). Мы убедились, что старшие дошкольники младшие школьники, отнюдь не «чистая доска», имеют собственные представления и даже предпонятия (в терминологии Л.С.Выготского), соотнесённые со словом «власть». Впрочем, вряд ли стоит удивляться этому факту, он имеет вполне логичное объяснение. Дети, как и мы, взрослые, погружены в интенсивное информационное поле, подвергаются массированному воздействию СМИ, слышат как слово «власть» употребляется по отношению к тому или иному «сегменту» объективного мира, используется в коммуникативной (передача информации) и сигнификативной (обозначение чего-либо) функциях. Более того, оказалось, что слово власть присутствует в активном словаре некоторых ребят (7%), а так или иначе понимается (присутствует в пассивном словаре) ещё большим количеством респондентов (45%). Следовательно, более половины детей (52%) 6 – 7-летнего возраста субъективно, психологически соотносят со словом власть некое содержание, вкладывает в это слово некий смысл.

Приступим к феноменологической дескрипции (описанию), и типологизации представлений (основанием послужила типология мировоззренческих представлений, разработанная В.В.Рубцовым, А.А.Марголисом, М.В.Телегиным, см. Приложение 2), связанных в сознании современных детей 6 – 7 летнего возраста со словом «власть».

У большинства детей со словом власть субъективно, психологически связаны единичное, конкретное представление, или несколько изолированных, рядоположенных конкретных представлений (тип 2.1., 2.2. – фактический подуровень наглядно-образного уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений).

Примеры: «Власть – это Путин»; «Власть – это Путин и Медведев»; «Власть это наш президент, и дядя, который командует парадом»; «Власть – это главный инопланетянин, с волшебным компьютером»; «Власть – это папа, мама, моя учительница».

Некоторые старшие дошкольники и первоклассники со словом власть соотносят единственный наглядный, внешний, несущественный признак, объединяющий несколько конкретных представлений; или несколько подобных признаков без соподчинения (тип 2.3., 2.4 – предпонятийно-наглядный подуровень наглядно-образного уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений).

Примеры: «Власть – это когда громко говорят, кричат на кого-то». «Власть, это когда на чёрной машине, с мигалками едет». «На своем самолёте летает, все его встречают, кланяются» «Она у царей, кто в короне ходит». «Я смотрел фильм, там власть у вождей, они самые сильные».

Ещё одну статистически значимую группу представлений испытуемых о власти составляют типы 3.1. и 3.2. (переходный от формального к содержательному обобщению). Это когда с абстрактным словом связываются внутренние, существенные и внешние признаки, при этом существенный признак даже может выделяться ребёнком в качестве ведущего, главного.

Примеры: “Власть у того, кто отдаёт приказы. Кто говорит где стоять, кто в нападении, кто в воротах. А другие слушаются. Вот мы играли в футбол. У судьи свисток, УК него власть, его слушаются. И у капитана команды власть. Он самый большой, у него бутсы настоящие, мы все его слушаемся». «Если папа говорит, или мама. Надо же делать. Власть у тех, кто старше, у родителей. Родители командуют, говорят что можно и чего нельзя делать. А дети должны слушаться». «У папы очень вредный начальник, он свою власть использует, что бы папу расстроить. Папа знает, как лучше сделать. Но власть-то у начальника, как он скажет, так папа и сделает. Начальник командует, приказывает. Потому что шеф главный, а папа подчиняется. А если папа по-своему сделает, ему денег не дадут и мне велосипед не купят».

В качестве эксцессных, единичных случаев в сознании детей представлены следующие типы: 4.1. (образно-предпонятийно-теоретический уровень развития спонтанных понятий).

Пример: «Власть похожа на посох Деда Мороза. Он ударил и всё появляется, все желания и приказы Деда Мороза выполняются. Делается так, как ему хочется. Елка зажигается. Власть она не только у Деда Мороза, это я для того, что бы вы поняли сказал. Она как будто волшебный посох, или волшебная палочка. Тогда всё желания выполняются и все рыбы, птицы, звери, люди слушаются. Даже Баба Яга».

Удивительно, но нами обнаружено и вербально-предпонятийно-теоретическое (тип 4.2) представление о власти у ребёнка в возрасте 7-ми лет.

Пример: «Власть – это управление. Когда кто-то приказывает кому-то, управляет чем-то».

6. Педагогическая технология организации ПМДД о власти с детьми 6 -7-летнего возраста (конкретные методические рекомендации)

Начнём диалог с организации проблемной ситуации, выполняющей сразу три важные функции:

  • порождение мотива, интереса к обсуждению темы;
  • актуализация спонтанного опыта (житейских понятий, имеющихся у собеседников) по теме диалога;
  • создание психолого-педагогических условий, провоцирующих детей к экстериоризации (в вербальной форме), «проговариванию» собственных мировоззренческих представлений (в данном случае, представлений психологически связанных в сознании детей со словом «власть»).

Для решения указанной триединой задачи нами последовательно применялись два специальных стимульных текста: «Автодром» и «Незадачливый царь».

Стимульный текст «Автодром»

Пошёл мальчик Илюша с папой в парк. Самый интересный аттракцион – автодром. Это такие машинки, от электричества работают. Купил папа билет. Сел Илюша в машину, сначала не получалось, а потом, ничего, разобрался. Руль вправо – машина вправо. Руль влево – и машина туда же. На тормоз нажал – стоп машина. Газу поддал – лети вперёд, не зевай.

Вот и время незаметно пролетело. Пора послушную машину освобождать. Выходит Илюша, а папа смеётся и спрашивает:

- Ну, что понравилось тебе власть над автомобилем чувствовать?

- Что-что чувствовать?

После прочтения этого рассказа педагог просит детей объяснить Илюше, о чём его спрашивал папа. Пусть дети вспомнят аналогичные случаи (управления игрушечным автомобилем, велосипедом и т.д.) и ответят на вопрос, понравилось ли им чувствовать власть? Далее можно переходить к анализу следующего стимульного текста.

Стимульный текст «Незадачливый царь»

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. Долго ли коротко ли, такая с ним приключилась незадача – власть куда-то потерялась-запропастилась. На троне нет, под троном нет, слуги весь дворец вверх дном перевернули… Нет как нет власти, будто и не было никогда. Что же теперь царю делать? Как власть отыскать?

Пусть дети помогут незадачливому царю, подскажут, как и где отыскать власть. Наверняка рецепты будут разными. Обратите внимание малышей на следующее обстоятельство: прежде чем что-то искать, надо понять что, собственно, ищешь.

После актуализации спонтанных мировоззренческих представлений следует подводящий диалог. Повторите различные мировоззренческие представления ваших собеседников о власти, прозвучавшие после знакомства со стимульными текстами (первым и вторым).

Как правило, между представлениями учащихся по теме диалога легко найти несоответсвия, несовпадения. Обратите внимание детей на факт наличия нескольких познавательных перспектив, несхожих точек зрения. Призовите к совместному поиску наиболее «точного», «лучшего» определения. Почему бы при этом не воспользоваться мыслями учёных? Не обратиться к авторитетным источникам? Скажите, что готовясь к уроку, вы специально ознакомились с несколькими определениями содержания понятия «власть». Итогом подводящего диалога должна стать ситуация «запроса на знания», критерием её возникновения является прямой вопрос учащихся к педагогу: «А вы как думаете? Объясните, пожалуйста, что такое власть».

Кульминация ПМДД – диалог-объяснение. Наш опыт показывает, что оптимальным для трансляции детям теоретических признаков (управление, ответственность), связанных со словом «власть», является применение батареи (серии) умных образов, с последующим индуктивным (от частного – к общему) движением мысли. При такой процедуре диалога тот или иной умный образ окажется адекватным спонтанному опыту того или иного ученика (тем самым мы добьемся максимальной индивидуализации образовательной траектории). Затем, в результате кооперации, сложения индивидуальныхз потенциалов возникнет особая коммуникативно-знаковая среда, в которой уже в полном объёме будет представлено интересующее нас содержание. Интериоризация процесса и результата диалога его участниками обеспечит понимание детьми некоторых теоретических признаков, связанных с термином власть.

Итак, после введения умных образов, педагог действует в логике конструктивной майевтики (Платон, Сократ), настраивает учащихся на обобщение примеров (ни в коем случае не подменяя детские обобщения собственными, не давая «готового ответа», работая в открытом диалогическом режиме). Вообще, конструирование умных образов, домысливание интерпритационного контекста следует осуществлять децентрализовано, «подбрасывая гипотезу», оставляя ребятам свободу рассуждений.

Мы предпочитаем начинать диалог-объяснение с анализа двух ситуаций, неизменно вызывающих эмоциональный отклик, интерес, оживлённую дискуссию.

Ситуация первая – «компьютерная игра». Кто управляет «космическим солдатом», у кого власть над ним (у того, у кого «джойстик» в руках). Если игрок зазевается, что ждёт «солдата»? Следовательно, кто несёт ответственность? (Тот, у кого власть, кто управляет, у кого «джойстик»).

Ситуация вторая – «семейный просмотр телепередач». У кого власть над телевизором, кто отдаёт команды, переключает программы, выбирает передачи? (У кого пульт). А что будет, если человек не умеет пользоваться пультом (собъёт настройки, может вывести телевизор из строя).

При анализе каждой ситуации не забывайте акцентировать (эта функция вполне по силам первоклассникам): власть у того, кто «отдаёт приказы», «управляет» и «несёт ответственность».

По казанному нами алгоритму необходимо обсудить ещё 2 – 3 умных образа, например:

  • капитан футбольной команды;
  • учитель;
  • воспитатель в детском саду;
  • командир воинского подразделения.

После такого обстоятельного разговора более 75% детей в возрасте 6 -7-ми лет способны сделать правильный вывод, дать культурное определение содержания понятия «власть».

Для закрепление полученных знаний проводим диалог-вывод, диалог-закрепление.

Можно вернуться к нашим проблемным ситуациям (стимульный текст «Автодром»), пусть ребята теперь точно и чётко объяснят Илюше, о чём его спрашивал папа. Можно так же предложить ребятам составить «словарную статью» (как в настоящем словаре), чтобы их ровесники могли поучиться, получить «правильное» и «полное» определение.

Наконец, в финале диалога, устройте конкурс: кто лучше придумает какие-то примеры, показывающие что такое власть.

7. Конкретный пример реализации теоретической модели дидактического позитивно-манипуляционного диалога на тему «Власть»

В качестве иллюстрации наших теоретических построений, конкретного примера реализации теоретической модели учебного позитивно-манипуляционного диалога предлагаем Вашему вниманию фрагмент беседы отца и сына (7 лет) на тему «Власть». Надеемся, что эти материалы станут хорошим подспорьем для педагогов, организующих позитивно-манипуляционный диалог о власти с детьми 6 – 7 –летнего возраста.

Отец: Хочешь, тебе историю интересную расскажу?
Сын: Конечно. А про что?
Отец: Слушай, сейчас узнаешь.
Сын: Слушаю, давай скорее.
Отец: История называется «Автодром». Пришёл Илюша с родителями в парк аттракционов. Больше всего ему на автодроме понравилось. Досталось Илье красная машина.
Сын: Папа, здорово, как в нашем парке, помнишь, я тоже на красной машине катался.
Отец: Помню, не перебивай, пожалуйста. Сел Илюша за руль. Отлично! Куда руль повернёшь, туда и машина повернёт. Руль вправо и машина вправо.
Сын: Вввв ууууу (изображает, как шофёр баранку крутит, как машина заворачивает).
Отец: На тормоз нажмёшь – машина остановится, на газ – с места вперёд сорвётся. Слушается Илюшу машина, подчиняется его приказам. Вышел Илюша из машины. А папа его и спрашивает: «Ну, что, Илюша, понравилось тебе власть над машиной чувствовать?» – «Что-что чувствовать?» – не понял Илюша. А ты понял?

(Таким образом, отец создал для сына проблемную ситуацию, провоцирующую ребёнка к высказыванию представлений, связанных в его сознании со словом «власть».)

Сын: Понял, Илюшин папа спросил про власть. Понравилось ли Илюше власть над машинкой.
Отец: Да-да, правильно. Вот ты тоже на машинке, помнишь, катался, тебе понравилось над ней власть чувствовать?
Сын: Очень даже понравилось.
Отец: А как это, власть чувствовать над чем-то, над машинкой, например?
Сын: Ну, это значит… Значит, что машинка тебя слушается, пока ты в другую машинку не врежешься. Если врежешься, то машинка твоя остановится. Ты на педаль будешь нажимать, а машина не едет, не слушается тебя.
Отец: Значит, в этот момент тебя машина не слушается. И у тебя нет над ней…
Сын: Правильно, она меня не слушается, и у меня нет над ней власти. А когда я на педаль нажму и снова машинка поедет, то власть ко мне возвращается.
Отец: Так что такое, по-твоему, власть, только не над машинкой, а вообще?
Сын: Власть – это когда все слушаются. Если громко и строго говоришь. Самый главный человек.
Отец: Вот как?
Сын: Власть это главный начальник. Ну там президент. Точно. Путин – это власть. Тот, кого все слушаются. Ему все подчиняются – это власть.
Отец: Значит, власть это…
Сын: Это Путин и другие президенты.

(Произошла экстериоризация (выявление) спонтанных понятий ребёнка, связанных в сознании мальчика со словом «власть». Как и следовало ожидать, со словом «власть» мальчик соотносит бессистемный набор внешних (наглядных), ситуативных, несущественных признаков. «Власть» – «когда тебя слушаются», «если громко и строго говоришь», «Путин и другие президенты». Далее отец приступает к объяснению теоретических признаков, раскрывающих содержание понятия «власть» – «управление», «ответственность». Для этого отец задействует потенциал спонтанного познавательного опыта своего собеседника, широко использует учебные «умные образы».

Отец: Помнишь, мы с тобой в игру играли, про космонавтов?
Сын: А, это как они на другой планете. Там ещё надо через пропасть идти, и в этом, как его, лабиринте, не заблудиться. И стрелять по опасным, вредным инопланетянам. И из ловушек выбираться.
Отец: А кто космонавтам помогает?
Сын: Как кто? Мы с тобой, ты и я.
Отец: А с помощью чего?
Сын: С помощью джойстика. Направо – налево. Вверх – вниз. И красная кнопка – стрелять.
Отец: С помощью джойстика мы что делаем?
Сын: Отдаём приказы.
Отец: А с помощью руля, когда на машинке едем?
Сын: Тоже приказы отдаём.
Отец: Кто с помощью джойстика управляет космонавтами?
Сын: Мы управляем. А с помощью руля мы управляем машиной.
Отец: А что значит управлять?
Сын: Отдавать приказы, и чтобы тебя слушались. Вот я джойстик поверну, и космонавт выберется из ловушки. Он мне подчиняется. Это я им управляю?
Отец: А можно ли сказать, что у шофёра над машиной власть, а когда играешь…
Сын: У тебя над космонавтом власть.
Отец: Почему у тебя над космонавтом власть и над машиной?
Сын: Потому что я ими управляю. Я хозяйничаю над ними. Они меня слушаются. Мои приказы выполняют. Значит, у меня власть.
Отец: А если шофёр неправильный приказ отдал, не туда руль повернул, что случится?
Сын: Авария произойдёт.
Отец: А если ты джойстиком не ту команду отдал?
Сын: Тогда красный свет зажжётся. Это значит, что космонавт умер. И ты проиграл, не прошёл этот уровень.
Отец: Кто за машину и за космонавта отвечает?
Сын: Шофёр или игрок. Тот, кто командует, кто приказы отдаёт. Отдашь неправильный и всё испортишь.
Отец: Значит, кто ответственность за всё несёт? У кого что есть?
Сын: Получается, кто командует, отдаёт приказы, у того и ответственность. Ответственность у того, у кого власть.
Отец: И наоборот, кто управляет, у кого власть…
Сын: У того и ответственность.
Отец: А вот возьмём пульт от телевизора, для чего он нужен?
Сын: Чтобы программы переключать. У кого пульт, тот и отдаёт приказы телевизору, у того над телевизором власть. Помнишь, ты хотел футбол смотреть, а мама сериал, и вы даже боролись в шутку за пульт.
Отец: А почему, у кого пульт, у того и власть над телевизором?
Сын: Ты что, сам не понимаешь, телевизор управляется через пульт. Программы переключаются, звук громче делается. У кого пульт, у того и власть. Помнишь, как к нам дедушка приходил. Он не умеет нашим большим телевизором пользоваться, взял пульт и все 100 программ сбил. У него власть была, а об ответственности он не подумал.
Отец: Дедушка изучал телевизор, опыты ставил, как учёный. Он знал, что мы возьмём пульт. Возьмём власть в свои руки и всё исправим.
Сын: Возьмём власть в свои руки.
Отец: А у нас в семье у кого власть?
Сын: У тебя.
Отец: У меня?
Сын: Хотя иногда у мамы. Когда она нас в магазин посылает или ковры трясти. А иногда даже у меня. Когда я болел, вы мне всё покупали, что я просил, и вообще всё выполняли. Но всё-таки, наверное, у тебя больше власти. Ты же у нас «добытчик», ты основные деньги зарабатываешь. На тебе больше ответственности. Если ты не получишь денег, то на что наша семья будет питаться. И потом, ты всё-таки все самые важные решения принимаешь. Куда мы летом поедем отдыхать. Хотя ты же не один решаешь, ты же с мамой советуешься и со мной. Ты как будто делишься своей властью. А то мы потом скажем, что ты в плохое место нас привёз. Ты не хочешь один нами командовать. Вот ещё власть есть у командира над солдатами.
Отец: Как это?
Сын: Ну, вот наш дедушка военный. У него были солдаты в подчинении и не только солдаты. Дедушка отдавал приказы. Или другой командир. Мы парад смотрели на праздник. Равняйсь, смирно. Шагом марш. Командир командует, управляет солдатами, а солдаты слушаются. И дедушка выполнял приказы какого-то генерала. Бабушка ещё говорила, что генерал совсем дедушку не жалеет. Всё время ему самое сложное поручает, но ничего не поделаешь. Генерал ведь командир, у него власть над дедушкой.
Отец: А у дедушки власть над…
Сын: Власть над солдатами. Дедушка заботился о солдатах, чтобы они поели, выспались. Ничего не сделали, чего нельзя. Дедушка всегда переживал. Бабушка его ругала, что он очень ответственный, о нас меньше думает, чем о солдатах. Я понял. Власть – это не обязательно президент. Власть – это когда ты приказы отдаёшь, командуешь, управляешь чем-то или кем-то и у тебя за это дело или человека ответственность, ты за это переживаешь, от тебя зависит, какой ты приказ отдашь, как управлять станешь. Ты можешь всё испортить, а можешь пользу принести. Надо думать, как власть использовать.

Отец: Молодец ты у меня, умница.

Предложенный вашему вниманию учебно-методический комплект представляется нам необходимым и достаточным для организации полноценного дидактического диалога на тему: «Власть» с детьми 6 – 7-летнего возраста.

Литература:

  1. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.:МГППУ, 2006.
  2. Телегин М.В.Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.АЛВИАН,2009.
  3. Использованы материалы сайтов: www.p4c.ru www.mtelegin.ru