Как объяснить детям, что такое атмосфера? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) с детьми 6 – 7-летнего возраста)

Copyright: © М.В.Телегин, Г.А.Ивлюшкина, Ю.А.Романова, Е.В.Гришина, Ю.Г.Куропаткина, Ю.Н.Сивкина, В.А.Головина, И.В.Тимошенко, В.В.Антонова
Тип: статья
Версия для печати
Аннотация: в 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов». Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Атмосфера», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием власть. Популярную информацию о позитивно-манипуляционном дидактическом диалоге вы можете найти в книге М.В.Телегина «Рождение диалога: книга о педагогическом общении». Рекомендуем так же, предварительно ознакомиться с ПМДД по темам «Власть», «Живая клетка»

Цели занятия, его интенция, основная идея, деятельностные методы реализации целей и задач уже обозначены нами применительно к организации диалога на тему «Живая клетка» (см. проект занятия по теме «Живая клетка»). Поэтому сразу приступим к выявлению специфики (при всей универсальности теоретической модели ПМДД, некоторые индивидуальные черты, безусловно, имеют место быть) учебного диалогического взаимодействия по теме «Атмосфера»; изложению практико-ориентированной методической разработки по указанной теме. Для обеспечения преемственности с предыдущим занятием мы задействуем уже знакомую ребятам сюжетную линию, продолжим общение с профессором Микроскопкиным.

Особенности реализации ПМДД по теме «Атмосфера»

Специфика реализации ПМДД по теме «Атмосфера» исчерпывается несколькими моментами.

  1. Изменяется содержание. Естественно, центральным содержанием диалога станет знакомство и присвоение детьми теоретических знаний, связанных с научным понятием «атмосфера».
  2. Существенную трансформацию претерпевает последовательность этапов диалога. Диалог начинается с создания классической проблемной ситуации. Затем следует актуализация спонтанных понятий, связанных в сознании участников диалога с одним из агентов базовой метафоры. На третьем этапе меняется содержание диалога (переход к теме обсуждения), создаётся ситуация запроса на новое знание, или проблемная ситуация видоизменяется, воссоздаётся на более сложном диалектическом витке. На четвёртом – вводятся учебные умные образы. На заключительном – осуществляется закрепление пройденного материала, подведение итогов ПМДД.
  3. В отличие от предыдущего диалога, мы хотим донести до сознания учеников всего лишь один существенный, теоретический признак. Популярно объяснить детям, что атмосфера – это «защитная оболочка Земли».
  4. Для диалогической трансляции реципиентам указанного признака мы собираемся задействовать целую батарею метафор, среди которых правомерно выделять ведущую метафору («теплица») и ряд вспомогательных («космический скафандр», «щит», «одеяло»).

Педагогическая модель ПМДД по теме «Атмосфера» для детей младшего школьного возраста

Первый этап

Контекст: урок начинается с создания классической проблемной ситуации, преодолевая которую учащиеся исподволь, незаметно для себя начнут экстериоризировать, проговаривать, обобщать, насыщать, осознавать собственные представления о функциях и назначении теплицы, оранжереи (отчасти этот опыт уже был актуализирован в процессе предыдущего диалога). Впоследствии базовая метафора «теплица похожа на атмосферу в том смысле, что оба агента сравнения обеспечивают защиту жизни, являются защитными оболочками» – послужит ключом, психологическим орудием, опорным пунктом для понимания учащимися функций атмосферы на уровне теоретического образного мышления.

Конкретное содержание первого этапа

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята.

Дети: Здравствуйте.

Учитель: Не забыли ли вы нашего старого доброго друга, профессора Ивана Ивановича Микроскопкина? Хотите ли вновь встретиться с ним?

Дети: Хотим.

Учитель (перевоплотившись в Микроскопкина): А вот и я, друзья, здравствуйте, признаться, я очень соскучился.

Дети: Мы тоже.

Микроскопкин: Спасибо, друзья. Однако не будем терять драгоценного времени, меня привела к вам суровая необходимость, и я остро нуждаюсь в вашей помощи. Могу ли я на вас положиться?

Дети: Да.

Микроскопкин: Вы, наверное, слышали, что урожай в этом году был низким из-зачрезвычайных погодных условий.

Дети: Слышали, по телевизору говорили.

Микроскопкин: Я думаю, вам не составит труда перечислить, какие природные явления могли загубить урожай, что может навредить растениям?

Дети: Засуха, обилие осадков, заморозки, сильный ветер. (При необходимости можно подготовить соответствующие иллюстрации, «разобрать» каждый фактор более подробно.)

Микроскопкин: Совершенно верно. Итак, урожай невелик, человечество нуждается в пище, значит, нужно сберечь, прорастить каждое…

Дети: Зёрнышко, чтобы не пропало.

Микроскопкин: Теперь представьте, у каждого из вас есть десять зёрнышек. И перед каждым стоит задача – получить наибольший урожай. Подумайте, какие угрозы нависают над вашими крохотными зёрнышками, что может погубить хрупкие росточки, когда они едва-едва проклюнутся из ваших заветных зернышек. И, самое главное, подумайте, как вам обезопасить, защитить растения и в конечном счёте получить отменный урожай.

(Надо пресечь попытки ответить сходу, дать время подумать. Можно разбить аудиторию на малые группы и устроить, по последней моде, конкурс проектов: «Защити зёрнышко, получи небывалый урожай». Из всех вариантов ответов следует выбрать, поддержать, как наиболее перспективную, идею с защитой растений при помощи теплицы. Мы уверены, что ваши собеседники и ученики обязательно, среди прочих ходов, упомянут и даже сами аргументированно докажут все преимущества теплицы.)

Второй этап

Контекст: практически в каждой группе детей встречаются «юные агрономы», прекрасно осведомлённые обо всех преимуществах выращивания растений в закрытом грунте, в теплице. Эти знатоки – лучшие помощники учителя. Не скупитесь на похвалы, не очень считайтесь со временем, выуживайте все наличные представления, задействуйте как можно более широкий круг ребят, допустимы наводящие, «парциальные», уточняющие вопросы и повторения. Ученики должны зарубить на носу несколько нехитрых истин: теплица защищает от солнца, жары, от заморозков, залива, обеспечивает комфортные условия для жизни растений; в теплице своя «погода», свой микроклимат, оптимальный водный и температурный баланс. Вовсе не обязательно, чтобы дети употребляли указанные термины (водный, температурный баланс, климат), допускается их замена житейскими эквивалентами, словами обыденного языка. Главный критерий успешности этапа – достижение понимания учащимися «защитной» функции теплицы.

Конкретное содержание второго этапа

Дети: Надо построить теплицу, как у бабушки, там всё лучше растёт.

Микроскопкин: Из чего теплицу построим? Из плёнки целлофановой или из стекла?

Дети: Чем надёжнее, тем лучше. Надо стеклянную, чтобы лучше защищала и свет пропускала, растениям нужен свет.

Микроскопкин: А вдруг град пойдёт, разобьёт стекло.

Дети: Надо взять прочное стекло, непробиваемое. Или в несколько слоёв стекло расположить.

Микроскопкин: Стеклянная, многослойная, и чтобы свет пропускала. Отопление будем проводить?

Дети: Будем, чтобы зимой огурцы выращивать.

Микроскопкин: А электричество проведём, лампы искусственного света поставим?

Дети: А как же, на улице пасмурно, а у нас светло. Зёрнышки быстрее растут.

Микроскопкин: А водичку по трубам пустим, для полива?

Дети: Да, чтобы в лейках не носить, и растениям вода необходима.

Микроскопкин: Значит, у нас надёжная, отапливаемая, освещаемая теплица с многослойной крышей, с поливом. Мы в такой теплице зимой…

Дети: В шортах будем ходить.

Микроскокин: На улице стужа, зима.

Дети: А у нас жара, лето.

Микроскопкин: Давайте проверим, от каких вредных воздействий способна уберечь растения наша чудо-теплица?

Дети: У солнышка очень жаркие лучики.

Микроскопкин: Правильно, от палящих лучей солнца…

Дети: Когда жарко, вода быстро высыхает, уходит, земля трескается.

Микроскопкин: Да, на открытом воздухе, в зной, вода превращается в пар, как в кипящем чайнике, испаряется.

Дети: А в теплице всегда душно, там вода не так быстро испаряется, и растения лучше себя чувствуют.

Микроскопкин: Да, верно, теплица позволяет сохранить требуемую для растений влажность, чтобы растения получали то количество воды, которое им необходимо. А вот если дожди всё время льют?

Дети: Тогда нужно закрыть теплицу. Засуха – плохо. И дожди всё время – тоже ничего хорошего. Может залить растения, и они сгниют, не дадут урожай.

Микроскопкин: Правильно. Теплица защищает и от засухи и от излишней влаги. Воды в меру, вот это и называется баланс, равновесие. Вы знаете, что такое заморозки?

Дети: Это когда под утро иней выпадает. Когда ночью холодно становится. У бабушки помидоры на грядках помёрзли, а в теплице – нет. Заморозки, когда мороз возвращается или приходит, особенно весной или осенью.

Микроскопкин: Верно. Так вы утверждаете, что и от заморозков может теплица спасти?

Дети: Конечно, мы же вам говорим, что на грядках…

Микроскопкин: В открытом грунте, без защиты…

Дети: В открытом грунте наши ростки замёрзнут. Тут без теплицы не обойтись, теплица защитит от холода.

Микроскопкин: Как одеяло, как одежда у человека, теплица защитит от холода, так что ли?

Дети: Да, теплица как одеяло для наших зёрнышек. На улице холодно, а им всё нипочём. И мороз – красный нос до растений не доберётся. Теплица ростки надёжно спрячет, защитит от мороза.

Микроскопкин: А когда слишком жарко, растениям тоже, наверное, туго приходится.

Дети: Да.

Микроскопкин: Наверное, растениям комфортно, хорошо, когда нормальная температура, не слишком жаркая и не слишком холодная, подходящая для этих растений. Тоже равновесие нужно, баланс необходим, температурный баланс.

Дети: Правильно.

Микроскопкин: Давайте повторим, теплица что обеспечивает?

Дети: Чтобы воды нормальное количество было и температура подходящая. Такое равновесие, полезное, приятное для растений, чтобы больше урожай получить.

Микроскопкин: Правильно, теплица обеспечивает оптимальный, лучший для роста растений водный и температурный баланс. На улице одна погода, а в теплице…

Дети: Другая, сохраняющая растения.

Микроскопкин: В теплице своя погода?

Дети: Здорово. Теплица нужна, чтобы создавать особую погоду…

Микроскопкин: Свой микроклимат. И этот микроклимат, эта своя погода защищает растения. Теплица – это…

Дети: Лучшая защита для растений.

Третий этап

Контекст: теперь от обсуждения преимуществ теплицы необходимо плавно, как можно более естественно и непринуждённо, не теряя темпа, канализировать, направить диалог в новое русло. Мы должны от теплицы перейти ближе к теме, попытаться подвести детей к разговору об атмосфере. После «поворота», смены направления, третий этап может протекать (и тот и другой сценарий вполне допустимы) в виде классической проблемной ситуации либо разворачиваться как ситуация запроса на новое знание. Первый вариант возникнет, если в спонтанном опыте учащихся уже есть представления об атмосфере, если дети сами, без подсказки преодолеют возникшее затруднение, скажут, что землю защищает атмосфера, или «воздух». Альтернативный способ организации диалога (запрос к педагогу о помощи, о предоставлении новых знаний) появится, если информация об атмосфере не входит в зону актуального развития учащихся или дети не сумеют извлечь данную информацию из памяти и связать с решением стоящей перед ними задачи. В любом случае, не спешите подсказывать, дайте возможность пофантазировать, поспорить, обсудить различные гипотезы, исходящие от различных учеников, можете помочь наводящими вопросами, действуйте в логике проблемно-поискового метода обучения. Вирулентность, вариативность данного этапа чрезвычайно высока, непосредственно зависит от параметров аудитории, от уровня осведомлённости и креативности детей, поэтому наше описание носит весьма приблизительный и частный характер.

Конкретное содержание третьего этапа

Микроскопкин: Здорово вы, ребята, придумали, насчёт теплицы, отличный план получения гигантского урожая, спасения человечества от голода предложили. Теплица – надёжная защита.

Дети: Да.

Микроскопкин: Пришла мне в голову интересная мысль, да никак не могу её хорошо обдумать, поможете?

Дети: Да.

Микроскопкин: Вот смотрите (показывает фотографию Земли), первый космонавт планеты, наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин, когда увидел Землю-матушку, планету нашу из космоса, подумал, какая же она красивая и вместе с тем маленькая, беззащитная наша планета. Как хрупка жизнь. Летит Земля в космическом пространстве с огромной скоростью, вращается вокруг Солнца, и Солнечная система летит, вращается вокруг центра Галактики. В космосе нет воздуха, космос пронизан опасными, губительными для всего живого излучениями. Если человек, без защиты, без специального скафандра окажется в открытом космосе, то тут же погибнет. Миллионы и миллионы планет изучили астрономы и нигде ещё пока не нашли жизни. Планеты похожи на раскалённые камни или на глыбы льда. На них царит нестерпимая жара или дикий холод (показывает фотографию безжизненных планет).

Сравните Землю и безжизненные планеты. Земля – голубая планета, колыбель жизни… Синие воды океана, высокие горы и пики, изумрудная зелень лесов и полей, сахарные макушки полюсов, жёлтые пески пустынь, и повсюду буйство жизни, повсюду зёрнышки жизни дали добрые, обильные всходы. А на других планетах жизни пока не обнаружили.

Дети: Только в фантастических фильмах есть инопланетяне, а на самом деле, их пока не нашли.

Микроскопкин: Правильно. А вот ещё вопрос, что будет с человеком, если он окажется в открытом космосе без специального защитного костюма, без скафандра.

Дети: Без скафандра человек погибнет, у космонавтов обязательно должен быть скафандр, он даёт воздух и тепло, защищает от вредных лучей.

Микроскопкин: Значит, всё живое в космосе, человек или живые организмы на поверхности планеты нуждаются в защите?

Дети: Конечно, иначе они погибнут, не выживут.

Микроскопкин: Что может убить живые организмы?

Дети: Вредные лучи, жара, холод, отсутствие воды.

Микроскопкин: У космонавтов защита скафандр, у растений – теплица, а что же защищает нашу планету?

Дети: Может, воздух защищает, вы нам расскажите.

Микроскопкин: Земля окружена плотной оболочкой, предохраняющей всё живое.

Дети: Что это за оболочка, может, небо и тучи?

Микроскопкин: Небо, тучи, воздух, знаете, как называется оболочка Земли?

Дети: Нет. Скажите, как называется.

Микроскопкин: Запомните, атмосфера. Повторите…

Дети: Атмосфера.

Четвёртый этап

Контекст: этап постижения теоретического знания за счёт экстраполяции, символического переноса спонтанного опыта (знания о теплице) в изучаемую проблемную область (атмосфера, её функции). Рассказать о функциях атмосферы, дать искомую дефиницию атмосферы как «защитной оболочки земли» нашим собеседникам должны помочь образы теплицы, космического скафандра, щита, кольчуги, одеяла и т.д. На данном этапе указанные образы должны в сознании учащихся прирасти символическим смыслом и стать «умными образами», опорой для фиксации и понимания важных теоретических связей и отношений объективной реальности. Со стороны педагога может осуществляться сообщение, вкрапление дополнительных фактов по теме диалога.

Конкретное содержание четвёртого этапа

Микроскопкин: Ребята, вспомните, о чём мы с вами говорили, как зёрнышки лучше сохранить, как урожай получить?

Дети: Мы говорили о теплице.

Микроскопкин: Теплица защищает растения, живые росточки. Космонавта в космосе защищает скафандр. Догадайтесь, для чего нужна атмосфера.

Дети: Ура, атмосфера как теплица, как скафандр.

Микроскопкин: Эврика, замечательное открытие.

Дети: Атмосфера из воздуха.

Микроскопкин: А воздух, которым мы дышим, состоит из различных газов. И вроде прозрачный воздух, невесомый, а на самом деле…

Дети: Воздух, атмосфера защищает землю как теплица и скафандр.

Микроскопкин: От чего атмосфера защищает Землю?

Дети: От космических лучей, они убивают всё живое. От всего вредного.

Микроскопкин: А про температуру что скажете?

Дети: В космосе может быть очень жарко, а на Земле своя погода, которая нам подходит.

Микроскопкин: Правильно.

Дети: Не слишком холодно и не слишком жарко.

Микроскопкин: Атмосфера создаёт нужный для жизни температурный баланс.

Дети: Нормальная температура, своя погода.

Микроскопкин: В космосе один климат, а на Земле…

Дети: Другой. Мы как будто в теплице живём, под защитой атмосферы.

Микроскопкин: А если исчезнет атмосфера…

Дети: Всё живое погибнет, ещё засуха будет, и нечем будет дышать, ведь тогда воздуха не станет.

Микроскопкин: Атмосфера защищает от обезвоживания, от засухи?

Дети: Защищает, как теплица, поддерживает, вы нам говорили, водный баланс.

Микроскопкин: Чтобы вода не испарялась?

Дети: Да, без атмосферы океаны и реки пересохли, и всё живое умерло, и Земля стала как летающий камень.

Микроскопкин: А ещё теплица защищает от такого льда, который, случается, с неба падает, забыл, как называется, круглые такие ледышки, размером с горошину, а то и с куриное яйцо…

Дети: Град, град.

Микроскопкин: А в космосе кое-что поопаснее града летает, про метеориты слышали?

Дети: Да, метеориты это космические камни, целые глыбы.

Микроскопкин: Если атмосферы, защиты нет, то метеориты оставляют на поверхности планеты огромные воронки, которые называются кратеры. Эти кратеры по размеру могут быть больше моря. Такие вот градины космические летают (показывает луну, кратеры на луне). Получается, что атмосфера защищает ещё и от…

Дети: От метеоритов, мы смотрели передачу, метеориты врываются в атмосферу на огромной скорости и сгорают в ней.

Микроскопкин: Вот у Земли есть кольчуга, одеяло, бронежилет, надёжный щит?

Дети: Да, это атмосфера.

Микроскопкин: Что такое атмосфера, кто лучше скажет?

Дети: Это защитная оболочка Земли, она состоит из воздуха. Она, как теплица, защищает жизнь на нашей планете.

Микроскопкин: Спасибо, друзья.

Пятый этап

Контекст: повторение, закрепление, контроль, оценка, коррекция неблагоприятных вариантов. Вопросы должны помочь детям сконцентрироваться на главном.

Вопросы и задания для повторения, закрепления, категоризации информации

  1. Для чего люди строят теплицы, оранжереи?
  2. От каких вредных воздействий окружающей среды может защитить растения теплица?
  3. Теплица защищает растения от заморозков?
  4. Теплица защищает от низкой температуры?
  5. Теплица способна защитить от засухи? А от излишней влаги?
  6. Может быть так: на улице ночь, а в теплице – день? На улице зима, в теплице – лето?
  7. Что значит фраза: «в теплице свой микроклимат, своя погода»?
  8. Согласны ли вы, что теплица специально придумана людьми для защиты растений?
  9. Теплица чем-то похожа на одеяло, на щит, на кольчугу? Чем?
  10. Если человек окажется в открытом космосе без скафандра, что с ним произойдёт? Почему?
  11. Что защищает космонавта в открытом космосе?
  12. Чем космический скафандр похож на теплицу?
  13. Что сказал первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин, когда увидел нашу планету из космоса?
  14. Земля находится в космосе, каким вредным воздействиям она подвергается?
  15. Представляют ли опасность для всего живого: вредные космические излучения, нестерпимый космический жар, ужасный космический холод, отсутствие воздуха?
  16. На всех ли планетах, как на Земле, есть жизнь?
  17. Что защищает Землю от действия вредных излучений, от метеоритов?
  18. Есть ли у Земли щит, надёжная защита?
  19. Можно сказать, что всё живое на Земле будто живёт в теплице?
  20. Как называется такая «теплица»?
  21. Что общего между теплицей и атмосферой?
  22. Из чего состоит атмосфера?
  23. От чего защищает атмосфера?
  24. Что случится, если атмосфера исчезнет?
  25. Почему люди должны бороться за чистоту окружающей среды, чистоту атмосферы?
  26. Что такое атмосфера?
  27. Согласны ли вы с тем, что атмосфера – многослойная защитная оболочка Земли, состоящая из воздуха, из газов?

Мы специально привели избыточное количество вопросов. В зависимости от конкретных условий протекания заключительного этапа диалога, педагог должен выбрать именно те вопросы (5–7), которые помогут вашим собеседникам ещё раз мысленно воспроизвести самые важные, ключевые положения и моменты дидактического диалога. Для фиксации результатов общения финал учебного взаимодействия целесообразно (как и в предыдущем диалоге) обыграть, устроив конкурс рисунков, объяснительных схем, созданных ребятами (возможна помощь родителей) по теме: «Что такое атмосфера?».