Школы-лидеры как основной ресурс модернизации педагогического образования
|
Каким требованиям должна отвечать подготовка учителя начальных классов, как она реально сейчас построена в разных стандартах подготовки, существующих в рамках педагогического образования, каким образом могут быть сформулированы и реализованы на практике те требования, которые нынче предъявляют к учителю начальных классов?
Среди требований, предъявляемых к освоению основной образовательной программы начального общего образования, выделю метапредметные компетенции, которые должны быть сформированы учителем у учащегося начальных классов в ходе его обучения на этой ступени образования.
Где сейчас готовят учителей? Их готовят не только в педагогических вузах в рамках программы высшего профессионального образования, но и в рамках среднего профессионального образования в педагогических колледжах. Я посмотрел новые стандарты подготовки учителя на уровне среднего профессионального образования, это специальность, которая называется «Преподавание в начальных классах». Здесь есть общие компетенции, основные профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности, которыми должен обладать учитель начальных классов:
- определять цели и задачи, планировать уроки;
- проводить уроки;
- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения;
- анализировать уроки;
- вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
Вообще говоря, внимательное чтение этого стандарта показало, что слово «деятельность» там используют только в контексте «профессиональная деятельность учителя», а не в плане формирования деятельности самих учащихся.
Если сравнить стандарты среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах» 2002 и 2009 годов, то, к сожалению, существенных различий в значимой части стандартов очень немного.
Что касается уровня высшего профессионального образования - направление «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование», то выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- осознает специфику начального образования, способен реализовать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся;
- способен применять знания теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов;
- способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности;
- способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного и логического мышления, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
- способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального естественно-научного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать;
- способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Как видно, здесь нет тех специальных компетенций, которые должны появиться у учителя и позволят ему формировать метапредметные и личностные результаты учащегося начальных классов.
Что предусмотрено в нашем стандарте по направлению «Психолого-педагогическое образование»?
Тут есть такие компетенции: «способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей...», «способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий», «способен выстраивать развивающие учебные ситуации...», «готов руководить проектно- исследовательской деятельностью обучающихся», способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность младших школьников...», «способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ», «готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ», «готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования».
На самом деле это подготовка учителя, способного организовать деятельностную педагогику, этот стандарт выполняется именно под стандарт общего образования, и в его основу, собственно, положен системно-деятельностный подход. Поэтому та работа, которая должна была быть проведена профессиональным сообществом по подготовке учителя, способного реализовывать системно-деятельностный подход в школе, в каком- то смысле проделана, но это все пока не переведено в реально существующие программы вузов - педагогических и классических, которые готовят учителя на основе такого подхода. Это очень сложная работа, которой мы сейчас отчасти и занимаемся.
Сопоставление стандартов подготовки учителя 2005 и 2011 годов по направлению «Педагогическое образование» года показывает, что на самом деле подготовка учителя в рамках «Педагогического образования» начиная с 2005 года (а мы на самом деле проанализировали стандарт начиная с 2000 года)за последние 11 лет не претерпела значимых изменений. Мы нашли десять новых предметов, появившихся в стандарте «Педагогического образования», который существует сейчас по учебным планам 2011 года, на этом, собственно, изменения заканчиваются. Что касается стандарта подготовки учителя по направлению «Психолого-педагогическое образование» 2011 года, то мы по нему работаем и он уже хорошо всем известен.
Каким требованиям должен отвечать современный учитель и как они могут быть реализованы? Основных требований, собственно, два. Первое - выполнение основной образовательной программы на основе ФГОС, из этого требования следует умение строить учебную деятельность, то есть формировать предметные, метапредметные и личностные качества, предметные компетенции. Второе - индивидуализация обучения, умение работать с различными категориями учащихся, то есть умение индивидуализировать учебную деятельность с учетом возраста и иных особенностей. Таким образом, мы видим, что для учителя новой школы важны два главных требования: умение строить обучение как учебную деятельность, то есть не ЗУНы, а компетенции, и индивидуализация учебной деятельности за счет более серьезной психологической подготовки.
Традиционное решение второй задачи - индивидуализации - увеличение часов психологии. Однако, как показал весь существующий опыт, это не очень эффективное решение, так как оно оказывается формальным и, самое главное, не соединенным с реальными потребностями различных детей в процессе организации учебной деятельности. Это скорее рассказ об особенностях таких детей, а не способы их обучения, развития, социализации в ходе самой учебной деятельности. Мы считаем, что более эффективным решением будет совместное решение этой задачи с психологом, значит, необходим общий профессиональный язык учителя начальных классов и психолога, общие средства коммуникации и совместная реализация профессиональной деятельности. Вывод, который тут можно сделать, собственно, положен в основу нашего стандарта: необходим другой уровень на одной базовой, психолого-педагогической подготовке в течение 1-2 лет. Это и реализовано в нашем стандарте высшего профессионального стандарта «Психолого-педагогическое образование».
Однако реализация такого стандарта не гарантирует подготовки нового учителя в соответствии с перечисленными требованиями, если не решена задача обучения построению учебной деятельности. Если эта задача не решена, психологические знания оказываются формальными и не вовлеченными в процесс индивидуализации обучения.
Решение первой задачи предполагает необходимость другой модели практико-ориентированной подготовки, где единицей будет стажировочная площадка или стажировочная база для формирования определенных компетенций учителя в процессе решения конкретной профессиональной задачи.
Что мы предлагаем как деятельностную модель подготовки учителя начальных классов? В ее основе школа, в которой существует образец учебной деятельности и учителя-носители компетенций по организации учебной деятельности. Такая школа может быть сертифицирована в качестве стажировочной площадки, то есть превращена в некую клиническую базу для подготовки кадров. Тут важны три средства. Для того чтобы школа была превращена в стажировочную площадку, должно быть сделано описание профессиональных задач, решаемых на базе этой школы, должны быть описаны компетенции, необходимые для решения этих задач, из чего вытекает возможность и необходимость сертификации учителей школы как лиц, владеющих этими компетенциями. Наконец, третья задача - создание на базе стажировочной площадки учебного процесса. То есть превращение этой площадки в элемент учебного модуля основной образовательной программы высшего профессионального образования, по сути дела, обеспечит встраивание школы в учебную деятельность студентов вуза.
Модуль основной образовательной программы предполагает одновременное освоение теоретических, исследовательских и практических компетенций, которые обязательны в рамках решения профессиональных задач этого модуля. Таким образом, модуль в основной образовательной программе и соответственно те дисциплины, которые интегрированы в этот модуль, объединены общей задачей решения конкретной профессиональной задачи. В стандарте прописаны три уровня владения компетенциями на уровне: знания - умения - владения. Профессиональная деятельность состоит из решения совокупности профессиональных задач, которые в основной образовательной программе представлены в виде последовательности этих модулей. Что из этого следует для организации учебного процесса? Абсолютно другой способ построения практики студентов. Практика в этом случае оказывается распределенной не по семестрам, а оказывается частью каждого модуля. Исследовательская работа в этом случае также становится частью каждого модуля, и не для достижения цели подготовки исследователя, а для того, чтобы научный метод стал возможностью решения профессиональных задач конкретного учителя в конкретном классе. Способ освоения деятельностного содержания может быть отражен в соответствующих требованиях стандарта. Мы считаем, что наряду с кадровыми, финансовыми и прочими требованиями, которые существуют в настоящий момент в стандарте (если хотим достичь цели принципиально другого уровня практико-ориентированной подготовки студента, который действительно сможет решать задачи формирования компетенций у учащихся), процесс подготовки студента может быть дополнен в виде практико-ориентированных требований и все это можно внести прямо в стандарт. В этом смысле мы обсуждаем не конкретную задачу нашего учебно-методического объединения или связанную непосредственно с психолого-педагогическим образованием, это может быть общим требованием, по сути, для любой программы педагогического образования, для любого направления.
Таким образом, наличие сертифицированных баз и супервизоров как необходимое условие освоения содержания модулей, построенных по принципу решения основных профессиональных задач, и составляет суть того, что мы понимаем под деятельностной педагогикой. Стажировочные базы таким образом оказываются не средством иллюстрации теории на практике, а способом освоения содержания решения профессиональных задач. Наличие баз с сертифицированными компетенциями по решению основных профессиональных задач - основное условие реализации деятельностного подхода в подготовке учителя. Школы-лидеры, существующие в системе образования, могут быть основным ресурсом модернизации педагогического образования.
Аркадий МАРГОЛИС, первый проректор МГППУ