Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Марголис Аркадий Аронович
Ученая степень: кандидат психологических наук
E-mail: amargolis@mail.ru
|
|
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, первый проректор (проректор по учебной работе) МГППУ, профессор кафедры «Педагогическая психология», профессор кафедры «Международной культурно-исторической психологии», лауреат премии Президента РФ в области образования, куратор портала «Детская психология».
Образование и профессиональная деятельность.
Закончил МГПИ им. Ленина, затем аспирантуру ПИ РАО.
А.А.Марголис работает в МГППУ со дня его основания в 1997 году.
Совмещает большую организаторскую работу с преподавательской деятельностью в качестве профессора кафедры «Педагогическая психология» и научной работой в лаборатории «Психологические основы педагогических технологий» Психологического института РАО в должности заведующего лабораторией.
А.А.Марголис является известным специалистом в области педагогической психологии и подготовки педагогических и психологических кадров. Им внесен значительный вклад в разработку проблемы организации коллективно – распределенной формы организации учебной деятельности. Марголис А.А. является соавтором и участником разработок целого ряда научных концепций и проектов, таких как «Психологические основания использования информационных технологий», «Культурно – исторический тип школы», «Региональная модель психологического обеспечения развивающего образования». Результаты этих научных исследований неоднократно обсуждались на престижных международных конгрессах и конференциях.
За участие в этих разработках А.А.Марголис, в составе авторского коллектива под руководством В.В.Рубцова, был награжден Премией Президента РФ в области образования за 1998г.
В последние годы авторским коллективом под руководством А.А.Марголиса изучались психологические особенности построения диалогических учебных сред, ориентированных на развитие мышления младших школьников. Практическим результатом этой работы стало создание учебного курса «Философия для детей» (для детей младшего школьного возраста), одобренного и рекомендованного Министерством образования для учащихся начальных школ и получившего официальное признание со стороны UNESKO. В настоящее время курс используется в большом количестве школ разных регионов РФ, проводится подготовка учителей по работе с этой программой.
А.А.Марголис активно вовлечен в процесс подготовки психологических кадров. Разработанная, при его непосредственном участии и соруководстве, новая деятельностная модель подготовки психологов была одобрена коллегией Министерства образования РФ и получила практическое применение в практике учебного процесса Московского городского психолого-педагогического университета.
А.А.Марголис активно участвует в практической работе, проводимой Университетом по развитию службы практической психологии образования г. Москвы. При его непосредственном участии созданы факультет «Психология образования», программа довузовской подготовки «Психологический класс», программа повышения квалификации Университета, программа дистанционного обучения и обучения по заочной форме (на базе среднего специального образования), реализуются проекты создания Городской фундаментальной психологической библиотеки, электронной библиотеки, совместные проекты с Российской правовой академией, Российским университетом дружбы народов, целый ряд международных проектов, организована и успешно функционирует система повышения квалификации психологических кадров, реализован целый ряд проектов, ориентированных на развитие психологической службы.
С 1995 года по инициативе А.А.Марголиса и при его деятельном участии в качестве 1-го заместителя главного редактора издается научно-методический журнал «Психологическая наука и образование» (гл. редактор - В.В. Рубцов, тираж журнала - 3000 экз.).
А.А.Марголис является председателем Ученого Совета факультета «Психология образования», членом Ученого Совета Московского городского психолого-педагогического университета, членом Федерального Экспертного Совета Министерства Образования РФ.
А.А.Марголисом опубликовано более 50 научных работ, в том числе за рубежом.
- Коченовские чтения «Психология и право в современной России» М.: МГППУ , 2010. - 286с. Составители: И.Б.Бовина, И.Н. Коноплева / Конференция проводится при финансовой поддержке гранта РГНФ 10-06-14219г.
- Объяснительная записка к программе "Философия для детей" ("Воспитательный диалог") АНО "Центр "Развивающее образование". Москва, 2002.
- Ромашка-Почемучка. Книга 1. Учебник по программе «Философия для детей» (начальная школа – 1-й, 2-й классы) М.: Международный образовательный и психологический колледж , Центр «Развивающие образование». 1998. – 24 с.
- Ромашка-Почемучка. Книга 2. Учебник по программе «Философия для детей» (начальная школа – 1-й, 2-й классы) М.: Международный образовательный и психологический колледж , Центр «Развивающие образование». 1998. – 24 с.
- Без учителя не получится Новая газета, № 128 от 13 ноября 2012
- Концепция системы поддержки принятия решений для психологического тестирования Психологическая наука и образование. 2012. №1. – C. 56-65
- Культурно-исторический тип школы (проект разработки) Вопросы психологии. 1994. №5, с. 100-110
- О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. №4. – C. 62-68
- Перспективная модель интеграции психологической науки, образования и практики на базе Психологического института РАО Вопросы психологии, 2004, №2.
- Схема организации управления проектом «Модернизация педагогического образования»
- Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров Психологическая наука и образование, psyedu.ru. 2014. № 1
- Школы-лидеры как основной ресурс модернизации педагогического образования УГ №43 (10436). 23 октября 2012
- О стратегии и направлениях модернизации педагогического образования в России: анализ международного опыта подготовки учителя для новой школы
- Развитие учебно – познавательных действий школьников в условиях использования компьютерных средств, Автореферат кандидатской диссертации
- Образование одаренных – государственная проблема