Без учителя не получится
|
Качество образовательной системы не может быть выше качества учителя? Только как подготовить качественного?
Хотелось бы поддержать позицию Евгения Ямбурга («Новая газета» №125 от 2 ноября 2012) о необходимости разработки стандартов профессиональной деятельности педагога и пересмотре, в этой связи, подходов к подготовке педагогических кадров.
Действительно, необходимость разработки стандартов профессиональной деятельности вытекает из различных, но взаимосвязанных оснований. Большинство разумных людей понимают, что новые цели образования, заданные национальной инициативой «Наша новая школа», переходом на новый стандарт основного общего образования, «Стратегией 2020», останутся лишь на бумаге, если сам учитель не начнет в своей профессиональной деятельности реализовывать все эти установки. И процитированный Евгением Ямбургом Ушинский, и современные мониторинговые исследования (McKenzie) показывают, что качество образовательной системы не может быть выше качества учителя, работающего в ней, что учитель как социальный институт и является основным механизмом реформирования образования.
Вместе с тем именно этот «механизм» и оказывается в наименьшей степени вовлечен в процесс модернизации системы образования. Это особенно видно на примере введения новых стандартов основного общего образования. Можно изменить экономические принципы образования, повысить уровень информатизации образовательных учреждений и даже создать соответствующую современным требованиям инфраструктуру школьных зданий – многое можно сделать. Но если учитель не начнет строить свою педагогическую деятельность как организацию учебной деятельности учеников, то никакие метапредметные и личностные образовательные результаты, декларированные во стандарте, не будут достигнуты. Следовательно, никакого перехода на принципиально другой уровень образования не произойдет.
Могут ли учителя достичь образовательных целей, которые описаны в указанных документах, просто прочитав их и даже прослушав соответствующие курсы повышения квалификации? Какие-то, безусловно, могут, в основном те, кто и так давно уже работает в новой парадигме.
Для остальных педагогов это очень большая проблема. Что я конкретно должен делать в своей профессиональной деятельности для достижения образовательных целей? Как я должен индивидуализировать свою педагогическую деятельность, учитывая, что есть дети с особенными образовательными потребностями? Именно эти вопросы и составляют, на наш взгляд, содержание стандарта профессиональной деятельности педагога.
Важно заметить при этом, что в отличие от документов государственной образовательной политики, разрабатываемых экспертами, обсуждаемых в обществе и утверждаемых государством, стандарты профессиональной деятельности, являются в большинстве стран мира продуктом профессионального сообщества, как правило, профессиональных ассоциаций. И сам факт отсутствия стандартов, разрабатываемых таким образом, показывает уровень участия общества и профессионалов в государственной образовательной политике.
Таким образом, роль стандартов профессиональной деятельности – это не только расширение и детализация квалификационных характеристик. И не только процессуальная регламентация целей государственной политики (т.е. что надо делать и как для достижения поставленных образовательных целей). Прежде всего, это механизм включения самих педагогов, профессиональных сообществ в процесс развития своей профессиональной сферы, т.е. механизм превращения этого сообщества из профессионально разрозненного в общественно-профессиональное.
Кроме того, социальная роль создаваемых таким образом стандартов профессиональной деятельности заключается в развитии и дифференциации самого этого сообщества и его оформлении в рамках общественно-профессиональных ассоциаций, которые до настоящего времени у нас не являются влиятельными участниками образовательной реформы.
Если ты выполняешь стандарт (а это проверяется в виде профессионального экзамена), разделяешь принципы этического кодекса, то становишься членом профессиональной ассоциации и сертифицируемым ею специалистом - педагогом. Ассоциация поддерживает стандарт, а члены ассоциации объединяются вокруг него на принципах саморегулируемой организации.
И еще несколько слов о связи стандартов профессиональной деятельности и системы подготовки педагогических кадров.
Конечно, последовательность разработки этих документов в ходе реформирования общего образования и высшего профессионального образования не была правильной.
Сначала разрабатывались стандарты основного общего образования, потом - высшего профессионального образования по направлениям «Педагогика и образование».
Адекватная логика такова: сначала разрабатывается стандарт общего образования, потом стандарт профессиональной деятельности педагога, показывающий, что и как необходимо делать для достижения учениками образовательных результатов стандартов основного общего образования и предполагающий наличие у педагогов определенных необходимых для этого компетенций. И только на его основе должна следовать разработка стандарта подготовки педагога, обладающего этими компетенциями, т.е. стандарт высшего профессионального образования.
Отсутствие на момент разработки стандартов подготовки кадров стандарта профессиональной деятельности поставило большинство разработчиков в очень трудное положение. Им, по сути, в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ, предлагалось опираться на имеющуюся нормативную базу (т.е. квалификационные характеристики педагогов и стандарты начального общего образования) или на свое видение списка необходимых компетенций.
Видение, как оказалось, может быть принципиально различным.
Стандарты подготовки педагогических кадров, появившиеся в результате этой работы и утвержденные министерством, оказались созданными во многом на принципиально разных основаниях.
Так, стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» создавался разработчиками - Московский городской психолого-педагогический университет - на основе методологии деятельностного подхода. Мы исходили из того, что в ходе подготовки воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов, педагоги-психологи и социальные педагоги должны научиться организовывать обучение как деятельность (игровую, учебную), а также уметь в рамках этой деятельности осуществлять ее индивидуализацию с учетом возрастных особенностей или специальных образовательных потребностей учеников.
Как видите, сама подготовка студента, решающего такие задачи, не может быть построена иначе, как учебно-профессиональная деятельность. Она предполагает другой баланс между практикой, исследовательской работой и теоретическим обучением. Таким образом, речь идет о подготовке на основе современных подходов - клинический метод, практик-исследователь, другой тип школьно-университетского партнерства как основного механизма в реализации подготовки будущего специалиста.
По материалам сайта МГППУ