Детская психология
 

Ненужные дети. Почему Россия лидирует по подростковым суицидам

Автор: Хломов К.Д. 
Версия для печати

Если 2010 год ознаменовался всплеском экстремистских и националистических движений среди подростков, то в 2012-м общественность всколыхнула волна детских суицидов

«Я думаю, что следующей волной станет агрессия школьников против учителей», - считает Кирилл Хломов, руководитель центра по работе с подростками «Перекрёсток» Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук.

«Они тихие»

«АиФ»: - Кирилл, прогноз страшный. Наши дети становятся всё более злобными?

К.Х.: - По данным наших исследований, среди детей растут тревожность и депрессивность. То же самое говорят и учителя: в классе меньше буйных хулиганов - больше тихих, которые сидят в своих айфонах. Разглядеть, что такому тихоне нужны внимание и помощь, сложнее. И только когда ситуация станет для него непереносимой, он выберет какой-то способ об этом сообщить обществу - агрессией против учителей, родителей, напьётся, заболеет...

«АиФ»: - В чём причина таких настроений среди детей?

К.Х.: - Дети сейчас находятся в ситуации сильнейшего социального давления. С одной стороны, в школе. Несколько лет назад ввели ЕГЭ, ребёнка натаскивают на тесты, потому что финансирование школ зависит в том числе и от результатов сдачи ЕГЭ детьми. А в этом году реформы в образовании продолжатся. Учителя и руководство школ будут больше заняты тем, как выполнить образовательные стандарты, чтобы не потерять в зарплатах и надбавках. При этом основные педагогические технологии, которые повсеместно используются в школах, - это наказание, пристыживание, запугивание. С другой стороны, давление увеличивается и дома. Родителей очень волнуют успехи ребёнка в учёбе, ведь от того, как он сдаст ЕГЭ, зависит, в какой вуз он поступит, как будет зарабатывать и в конечном итоге то, смогут ли родители рассчитывать на его помощь в старости. И здесь опять используются рычаги давления через отвержение, страх, запугивание - их ведь самих так учили и воспитывали. Так проще и быстрее. Кроме того, российские родители много работают. Если в Западной Европе люди после 7-8 вечера свободны, то у нас почти у всех ненормированные рабочие дни, даже дома человек совершает какие-то звонки. То есть сесть и поговорить с ребёнком некогда, нет ни сил, ни желания.

«Много шума»

«АиФ»: - Россия на первом месте по подростковым суицидам. Неужели никого у нас это не волнует?

К.Х.: - Ситуация чудовищная. Вроде бы в прошлом году на проблему обратили внимание, даже выделили 1,2 млн руб. на разработку федеральной программы и апробацию профилактики суицидов. Автомобиль в гараже какого-нибудь областного УВД стоит в разы дороже! В Германии на одну только землю Северный Рейн - Вестфалия с населением около 20 млн человек на профилактику суицидов подростков выделяют в год 90 млн евро. А у нас новые образовательные стандарты уже ввели, а стандарты социально-психологического сопровождения только разрабатывают. Так что ничего удивительного, что в России такая ситуация. Больше политического шума, реальных шагов мало.

«АиФ»: - Может быть, если в школу придёт поколение молодых учителей, ситуация изменится?

К.Х.: - Прежде всего нужно сменить правила действия системы. Не спускать вниз на школы бессмысленные, иногда неподготовленные приказы и требовать их выполнения опять же через наказание учителей, администрации, а помочь школам, скажем, адекватно распорядиться финансированием.

«АиФ»: - Много случаев суицидов связано с неуспехами в учёбе. Но невозможно же ребёнку сказать: двойку получил - и бог с ней...

К.Х.: - Думаю, что возможно. Дети всё-таки в большинстве своём не слабоумны - они знают, что будет, если плохо сдадут ЕГЭ. Они должны сами иногда испытать последствия своих поступков. У нас же часто бывает так. Ребёнок стал плохо учиться - тут же бегут нанимать репетитора. Родители избавляют подростка от последствий его поступков ещё тогда, когда он может научиться их замечать и брать на себя ответственность. И нечего удивляться потом, если ваше чадо будет рассчитывать, что ему купят ЕГЭ, разрулят сложности с законом...

«АиФ»: - Как понять, что что-то не так?

К.Х.: - Способов, которыми подросток взывает о помощи, очень много. Например, он говорит, что не хочет жить, напивается, не хочет ничего рассказывать про себя. Родителям часто очень трудно услышать ребёнка, увидеть, в чём на самом деле его потребность. Найдите время заглядывать иногда на его странички в соцсетях. Послушайте песню, которую он выложил, попроситесь к нему в друзья. Главная потребность ребёнка - ощущать себя любимым, нужным и принимаемым в любом случае.

Новости психологии

17.10.2021

День отца впервые отмечают в России


12.10.2021 12:32:00

Открылся телефон бесплатной психологической помощи для родителей


12.10.2021

||| Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века"



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика