Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Ненужные дети. Почему Россия лидирует по подростковым суицидам

Автор: Хломов К.Д. 
Версия для печати

Если 2010 год ознаменовался всплеском экстремистских и националистических движений среди подростков, то в 2012-м общественность всколыхнула волна детских суицидов

«Я думаю, что следующей волной станет агрессия школьников против учителей», - считает Кирилл Хломов, руководитель центра по работе с подростками «Перекрёсток» Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук.

«Они тихие»

«АиФ»: - Кирилл, прогноз страшный. Наши дети становятся всё более злобными?

К.Х.: - По данным наших исследований, среди детей растут тревожность и депрессивность. То же самое говорят и учителя: в классе меньше буйных хулиганов - больше тихих, которые сидят в своих айфонах. Разглядеть, что такому тихоне нужны внимание и помощь, сложнее. И только когда ситуация станет для него непереносимой, он выберет какой-то способ об этом сообщить обществу - агрессией против учителей, родителей, напьётся, заболеет...

«АиФ»: - В чём причина таких настроений среди детей?

К.Х.: - Дети сейчас находятся в ситуации сильнейшего социального давления. С одной стороны, в школе. Несколько лет назад ввели ЕГЭ, ребёнка натаскивают на тесты, потому что финансирование школ зависит в том числе и от результатов сдачи ЕГЭ детьми. А в этом году реформы в образовании продолжатся. Учителя и руководство школ будут больше заняты тем, как выполнить образовательные стандарты, чтобы не потерять в зарплатах и надбавках. При этом основные педагогические технологии, которые повсеместно используются в школах, - это наказание, пристыживание, запугивание. С другой стороны, давление увеличивается и дома. Родителей очень волнуют успехи ребёнка в учёбе, ведь от того, как он сдаст ЕГЭ, зависит, в какой вуз он поступит, как будет зарабатывать и в конечном итоге то, смогут ли родители рассчитывать на его помощь в старости. И здесь опять используются рычаги давления через отвержение, страх, запугивание - их ведь самих так учили и воспитывали. Так проще и быстрее. Кроме того, российские родители много работают. Если в Западной Европе люди после 7-8 вечера свободны, то у нас почти у всех ненормированные рабочие дни, даже дома человек совершает какие-то звонки. То есть сесть и поговорить с ребёнком некогда, нет ни сил, ни желания.

«Много шума»

«АиФ»: - Россия на первом месте по подростковым суицидам. Неужели никого у нас это не волнует?

К.Х.: - Ситуация чудовищная. Вроде бы в прошлом году на проблему обратили внимание, даже выделили 1,2 млн руб. на разработку федеральной программы и апробацию профилактики суицидов. Автомобиль в гараже какого-нибудь областного УВД стоит в разы дороже! В Германии на одну только землю Северный Рейн - Вестфалия с населением около 20 млн человек на профилактику суицидов подростков выделяют в год 90 млн евро. А у нас новые образовательные стандарты уже ввели, а стандарты социально-психологического сопровождения только разрабатывают. Так что ничего удивительного, что в России такая ситуация. Больше политического шума, реальных шагов мало.

«АиФ»: - Может быть, если в школу придёт поколение молодых учителей, ситуация изменится?

К.Х.: - Прежде всего нужно сменить правила действия системы. Не спускать вниз на школы бессмысленные, иногда неподготовленные приказы и требовать их выполнения опять же через наказание учителей, администрации, а помочь школам, скажем, адекватно распорядиться финансированием.

«АиФ»: - Много случаев суицидов связано с неуспехами в учёбе. Но невозможно же ребёнку сказать: двойку получил - и бог с ней...

К.Х.: - Думаю, что возможно. Дети всё-таки в большинстве своём не слабоумны - они знают, что будет, если плохо сдадут ЕГЭ. Они должны сами иногда испытать последствия своих поступков. У нас же часто бывает так. Ребёнок стал плохо учиться - тут же бегут нанимать репетитора. Родители избавляют подростка от последствий его поступков ещё тогда, когда он может научиться их замечать и брать на себя ответственность. И нечего удивляться потом, если ваше чадо будет рассчитывать, что ему купят ЕГЭ, разрулят сложности с законом...

«АиФ»: - Как понять, что что-то не так?

К.Х.: - Способов, которыми подросток взывает о помощи, очень много. Например, он говорит, что не хочет жить, напивается, не хочет ничего рассказывать про себя. Родителям часто очень трудно услышать ребёнка, увидеть, в чём на самом деле его потребность. Найдите время заглядывать иногда на его странички в соцсетях. Послушайте песню, которую он выложил, попроситесь к нему в друзья. Главная потребность ребёнка - ощущать себя любимым, нужным и принимаемым в любом случае.

Новости психологии

13.02.2020

"Каждый важен" - концепт-презентация всероссиского антибуллингового проекта Центра толерантности


22.01.2020

Первое заседание регулярного семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление»


17.01.2020 19:39:00

«Сухаревские чтения. Семья и психическое здоровье ребенка»



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика