Детская психология
 

Воспитательные меры: непослушного ребенка можно сдать в детдом или отправить в армию?

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати
Можно ли применять силу в воспитании детей? Популярная пугалка, которую родители часто пускают в ход: «Не будешь слушаться - отдадим в детдом», для подростка из Ростова-на-Дону стала явью.

Можно ли применять силу в воспитании детей?

Популярная пугалка, которую родители часто пускают в ход: «Не будешь слушаться - отдадим в детдом», для подростка из Ростова-на-Дону стала явью.

Спихнули в интернат

Недавно суд принял беспрецедентное решение - лишить родителей родительских прав по собственному желанию. Свой поступок мама и папа, кстати, оба с высшим образованием, имеющие ещё троих старших детей, объяснили тем, что сын прогуливал школу, плохо учился, убегал из дома, таскал деньги. И хотя ребёнок умолял простить его и забрать домой, родители остались непреклонны. Быть в ответе за поступки мальчика, по словам отца, они больше не хотят...

Но гораздо чаще родителям, чувствующим, что не справляются с воспитанием собственного ребёнка, приходит в голову другой вариант - отдать его в армию.

Сергей В., став студентом престижного юридического вуза, учёбой себя не обременял. Родители платили за обучение, поэтому парень был уверен, что диплом уже в кармане. Однако из-за прогулов и хвостов встал вопрос об отчислении. Чтобы взялся за ум, парня на год отправили служить в армию.

Могут ли чужие дяди и тёти дать подростку больше, чем собственные родители?

«Ситуация бессилия - это нормально в любом человеческом контакте, - считает Пётр Дмитриевский, психолог МГППУ. - Такое возможно не только между родителями и детьми, но и между супругами, работником и работодателем. На близкой дистанции люди бывают непереносимы. В таких случаях родители чувствуют острое желание быстрее избавиться от проблемы. Проще всего в такой момент им кажется привлечь внешнюю силу, например, в виде военизированной структуры: «Там из тебя человека сделают!» Раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. Да, есть ребята, которым подходят обучение в кадетском корпусе, служба в армии.

Если у ребёнка есть интерес к военизированным играм, строгой ие­ра­рхической структуре, чётким задачам, желание быть в команде, наверное, в армейских заведениях ему будет хорошо. Но я категорически против этого как воспитательной меры в случае, когда интересы и особенности ребёнка не учитываются. Если родители, пусть в самом глубоком отчаянии, спихивают ребёнка в армейскую структуру, в интернат, это лишает подрост­ка важного опыта - научиться договариваться с близким человеком.

Конечно, в ситуации кризиса, ЧП ребёнок должен уметь действовать не рассуждая, подчиняясь старшим. Но, если ситуация некатастрофическая, такая система воспитания только вредит. Если родители чувствуют отчаяние, надо найти в себе силы обратиться за помощью к специалистам».

Любить сложно

«Отчуждение - это очень жестокое наказание, - уверен Кирилл Хломов, руководитель центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ, кандидат психологических наук. - Я уже даже не говорю о том, чтобы отдать сына или дочь в интернат. Возьмём самый распространённый вариант - бойкот. На самом деле нет никакой разницы - ударить ребёнка или не разговаривать с ним три дня. У него теряется уверенность, что он может быть принят таким, какой он есть. Это воспитывает в нём ответную жестокость. Плюс он перестаёт чувствовать себя в безопасности, ощущать надёжность отношений с родителями. Ни один ребёнок, даже тот, который говорит родителям, что он их ненавидит, не рождается с идеей причинить зло своей семье.

Подросток может наносить ущерб родным, когда его потребности остаются незамеченными, когда насилие, наказание, нагрузка со стороны взрослых становятся непереносимыми. Проще всего наказать ребёнка за какой-то проступок, чем найти в себе силы спокойно разобраться, услышать его, увидеть, в чём на самом деле его потребности. Речь не идёт о том, чтобы принимать любое поведение. Мы можем любить человека, но при этом не принимать его поведение. Самое важное - не обращаться с подростком как со скотиной, которую надо учить методом кнута и пряника, а пытаться пробовать - да, это трудно! - договариваться и от договорённостей не отступать. Воспитание состоит не в том, чтобы наказывать и поощрять, а в том, чтобы создать условия, в которых ребёнку хотелось бы развиваться. Главнейшие из них - ощущение чувства без­опасности и надёжности отношений с родителями».

Новости психологии

18.09.2020 16:17:00

MGPPU - LIB - Новые поступления


14.08.2020

Новое в психологии


06.08.2020 14:37:00

О проблеме взросления и дистанционной поддержке людей с аутизмом



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика