Система педагогического образования: шансы есть?
|
26 февраля в пресс-центре РИА Новости прошел круглый стол, посвященный проблемам системы педагогического образования. Мультимедийный круглый стол на тему: "Система педагогического образования: шансы есть?", был приурочен к старту Всероссийского конкурса "Директор школы — 2013". В дискуссии приняли участие члены ОП, представители Совета Федерации и Минобрнауки, руководители вузов, учителя и представители профильных СМИ.
В ходе заседания участники обсудили, что изменилось в системе педагогического образования за последний год, как отразилось слияние вузов на подготовке педагогических работников, каковы механизмы повышения их квалификации и есть ли будущее у российского педагогического образования.
По словам вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, система образования в России, безусловно, нуждается в модернизации, но этот процесс не должен сводиться лишь к слиянию и укрупнению вузов.
«Здесь необходим совершенно иной подход, необходимо кардинально менять дидактику», — считает эксперт. В своем выступлении он коснулся также вопросов новых образовательных стандартов. По его мнению, стоит серьезно озаботиться вопросом, знакомы ли студенты педвузов с этими нововведениями и смогут ли они работать по новым стандартам.
Ректор МГППУ Виталий Рубцов считает, что основным вектором развития педагогического образования должно стать принципиальное изменение его содержания. «Будущий педагог должен научиться строить свою деятельность, организовывать работу с детьми, чего многие современные учителя пока делать не умеют», — заявил он. Для этого, по мнению Рубцова, лабораторные формы педобразования следует сменить на практико-ориентированные, позволяющие студентам сочетать учебу в вузе с практической работой.
Главный редактор журнала «Директор школы», профессор Константин Ушаков отметил, что даже самый сильный и отлично подготовленный по самым лучшим стандартам профессионал сможет реализовать себя только в благоприятной среде.
«И ответственнен за эту среду лишь один человек — руководитель организации. Поэтому ключевая фигура здесь — директор школы. Именно от него зависит, насколько современный учитель сможет применить на практике свои знания и способности», — уверен Ушаков.
Член ОП, учитель Сергей Волков считает, что ему как раз с директором школы повезло. «Я попал как раз в ту самую благоприятную среду, в которой чувствую себя абсолютно свободным, где можно применять собственный подход к обучению и позволяется высказывать и отстаивать свою точку зрения, порой отличающуюся от точки зрения директора», — рассказал Серей Волков.
«Но наша школа, скорее, редкое исключение, — продолжил он, — я много езжу по регионам и могу с уверенностью сказать, что у учителей в нашей стране есть огромная проблема — это колоссальная внутренняя несвобода. И дело не только в личности директора, помимо этого, работники образовательных учреждений связаны всевозможными приказами, распоряжениями, планами и отчетами».
Говоря о будущем педобразования, Сергей Волков заметил, что в педвузе очень трудно обучать ремеслу учителя, если в итоге в профессию идут в лучшем случае 25% выпускников.
«Каким бы интересным не был процесс обучения, он не имеет никакого смысла, если у студентов нет мотивации учиться учить. Поэтому, я считаю, что действовать надо по-другому — учить надо уже тех, кто приходит работать в школы, то есть эти методики надо преподавать уже на местах. Имеет смысл работать с теми, кто в итоге выбрал для себя путь учителя», — заключил Сергей Волков.
И все же, участники заседания пришли к выводу, что будущее у педагогического образования есть, но при соблюдении определенных условий, таких как использование в обучении студентов современных подходов, отвечающих требованиям нынешнего времени; изменение самой формы образования и, конечно, одним из главных условий является повышение престижа профессии «учитель» и «педагог».