Дети должны играть
|
1 февраля 2013 года ООН приняла дополнения к Декларации прав ребенка, связанные с правом ребенка на игру.
В последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребенка на игру. IPA также ставит своей задачей консолидацию усилий специалистов для исследования состояния детской игры в разных странах мира.
IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света, в результате которого были выявлены следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:
- Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не осознают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благосостояния ребенка
- Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных знаниях все более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных учреждений
- Дух нездоровой соревновательности, успеха и «победы любой ценой», который царит на различных детских соревнованиях и состязаниях
- Сворачивание культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства
- Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности
Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребенка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребенка.
Эта статья утверждает право ребенка « … участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством».
Однако в данной редакции статьи игра фигурирует как одна из форм участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр. При этом специфика игры и ее ключевая роль в развитии ребенка в данной формулировке не акцентируется.
В этой связи в мае 2008 Международная ассоциация игры направила в Комитет по правам ребенка ООН предложение о пересмотре Общего комментария к статье 31 ООН Конвенции о правах ребенка. Предложенное дополнение должно способствовать общему для разных стран пониманию сущности игры и выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребенка на игру. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для ее поддержки.
В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Игра определяется как добровольная, спонтанная, свободная детская деятельность, приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.
Дополнения содержат предложения по реализации права на игру.
Эти меры предусматривают:
- Включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей
- Создание условий для игры и игровых сред во всех учреждениях, где присутствуют дети, включая больницы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения.
- Обеспечение базовых условий для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободной детской активности как на улице, так и в помещении.
В образовательных учреждениях необходимо:
- Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества в игре
- Разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучение педагогов, волонтеров и всех специалистов, работающих с детьми
- Усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения
В семейной и общественной жизни:
- Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды и как форма заботы взрослых о детях
- Любая инициатива, способствующая позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством
- Игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество
- Для детей должна быть создана безопасная игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, похищений и пр.)
Чтобы создать условия для детской игры, необходимо:
- Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов; создавать для всех желающих взрослых программы поддержки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры
- Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей
- Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр
- Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия
- Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами на всех возрастных этапах развития
- Обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, адекватными игрушками, игровыми материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.
Планирование инфраструктуры населенных пунктов должно осуществляться с учетом потребностей детей:
- Нужды детей должны быть приоритетными при планировании пространства жизни людей
- Дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений, связанных с их непосредственным окружением
- При планировании новых построек и реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности детей разных возрастов. Для этого важно:
- Распространять имеющиеся знания о роли игры, о методах ее поддержки среди специалистов и политических деятелей
- Выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды на детей и семью
- Создавать условия для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечить безопасный доступ к различным сооружениям, паркам и площадкам.
- Сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.
После включения ООН данных дополнений в Декларацию о правах ребенка, которое состоялось 1 февраля 2013 года, право ребенка на игру признается приоритетным и отныне отражено в Соглашении по правам ребенка.