Детская психология
 

Дети должны играть

Copyright: © https://docs.google.com/file/d/0B4w2kzMyr515Q1NIMHBFcTBmMDQ/edit?usp=sharing
Версия для печати
ООН бьет тревогу: детей лишили самого главного права - права на игру. Государства не понимают важности игры для ребенка. Вместо нее в детской жизни царит дух нездоровой соревновательности, успеха и «победы любой ценой». Как изменить сложившуюся ситуацию? Рассказывают специалисты Центра экспертизы игр и игрушек МГППУ

1 февраля 2013 года ООН приняла дополнения к Декларации прав ребенка, связанные с правом ребенка на игру.

В последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребенка на игру. IPA также ставит своей задачей консолидацию усилий специалистов для исследования состояния детской игры в разных странах мира.

IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света, в результате которого были выявлены следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:

  • Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не осознают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благосостояния ребенка
  • Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных знаниях все более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных учреждений
  • Дух нездоровой соревновательности, успеха и «победы любой ценой», который царит на различных детских соревнованиях и состязаниях
  • Сворачивание культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства
  • Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности

Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребенка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребенка.

Эта статья утверждает право ребенка « … участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством».

Однако в данной редакции статьи игра фигурирует как одна из форм участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр. При этом специфика игры и ее ключевая роль в развитии ребенка в данной формулировке не акцентируется.

В этой связи в мае 2008 Международная ассоциация игры направила в Комитет по правам ребенка ООН предложение о пересмотре Общего комментария к статье 31 ООН Конвенции о правах ребенка. Предложенное дополнение должно способствовать общему для разных стран пониманию сущности игры и выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребенка на игру. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для ее поддержки.

В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Игра определяется как добровольная, спонтанная, свободная детская деятельность, приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.

Дополнения содержат предложения по реализации права на игру.

Эти меры предусматривают:

  • Включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей
  • Создание условий для игры и игровых сред во всех учреждениях, где присутствуют дети, включая больницы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения.
  • Обеспечение базовых условий для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободной детской активности как на улице, так и в помещении.

В образовательных учреждениях необходимо:

  • Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества в игре
  • Разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучение педагогов, волонтеров и всех специалистов, работающих с детьми
  • Усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения

В семейной и общественной жизни:

  • Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды и как форма заботы взрослых о детях
  • Любая инициатива, способствующая позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством
  • Игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество
  • Для детей должна быть создана безопасная игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, похищений и пр.)

Чтобы создать условия для детской игры, необходимо:

  • Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов; создавать для всех желающих взрослых программы поддержки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры
  • Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей
  • Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр
  • Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия
  • Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами на всех возрастных этапах развития
  • Обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, адекватными игрушками, игровыми материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.

Планирование инфраструктуры населенных пунктов должно осуществляться с учетом потребностей детей:

  • Нужды детей должны быть приоритетными при планировании пространства жизни людей
  • Дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений, связанных с их непосредственным окружением
  • При планировании новых построек и реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности детей разных возрастов. Для этого важно:
  • Распространять имеющиеся знания о роли игры, о методах ее поддержки среди специалистов и политических деятелей
  • Выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды на детей и семью
  • Создавать условия для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечить безопасный доступ к различным сооружениям, паркам и площадкам.
  • Сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.

После включения ООН данных дополнений в Декларацию о правах ребенка, которое состоялось 1 февраля 2013 года, право ребенка на игру признается приоритетным и отныне отражено в Соглашении по правам ребенка.

Видеосюжет-оценка экспертов МГППУ

Новости психологии

21.06.2021

Разновозрастной отряд в детском школьном лагере: что можно делать?


27.05.2021

Подборка актуальной литературы


13.05.2021

Ребёнок становится понятным для родителей



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика