Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Дети должны играть

Copyright: © https://docs.google.com/file/d/0B4w2kzMyr515Q1NIMHBFcTBmMDQ/edit?usp=sharing
Версия для печати
ООН бьет тревогу: детей лишили самого главного права - права на игру. Государства не понимают важности игры для ребенка. Вместо нее в детской жизни царит дух нездоровой соревновательности, успеха и «победы любой ценой». Как изменить сложившуюся ситуацию? Рассказывают специалисты Центра экспертизы игр и игрушек МГППУ

1 февраля 2013 года ООН приняла дополнения к Декларации прав ребенка, связанные с правом ребенка на игру.

В последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребенка на игру. IPA также ставит своей задачей консолидацию усилий специалистов для исследования состояния детской игры в разных странах мира.

IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света, в результате которого были выявлены следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:

  • Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не осознают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благосостояния ребенка
  • Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных знаниях все более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных учреждений
  • Дух нездоровой соревновательности, успеха и «победы любой ценой», который царит на различных детских соревнованиях и состязаниях
  • Сворачивание культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства
  • Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности

Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребенка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребенка.

Эта статья утверждает право ребенка « … участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством».

Однако в данной редакции статьи игра фигурирует как одна из форм участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр. При этом специфика игры и ее ключевая роль в развитии ребенка в данной формулировке не акцентируется.

В этой связи в мае 2008 Международная ассоциация игры направила в Комитет по правам ребенка ООН предложение о пересмотре Общего комментария к статье 31 ООН Конвенции о правах ребенка. Предложенное дополнение должно способствовать общему для разных стран пониманию сущности игры и выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребенка на игру. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для ее поддержки.

В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Игра определяется как добровольная, спонтанная, свободная детская деятельность, приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.

Дополнения содержат предложения по реализации права на игру.

Эти меры предусматривают:

  • Включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей
  • Создание условий для игры и игровых сред во всех учреждениях, где присутствуют дети, включая больницы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения.
  • Обеспечение базовых условий для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободной детской активности как на улице, так и в помещении.

В образовательных учреждениях необходимо:

  • Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества в игре
  • Разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучение педагогов, волонтеров и всех специалистов, работающих с детьми
  • Усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения

В семейной и общественной жизни:

  • Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды и как форма заботы взрослых о детях
  • Любая инициатива, способствующая позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством
  • Игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество
  • Для детей должна быть создана безопасная игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, похищений и пр.)

Чтобы создать условия для детской игры, необходимо:

  • Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов; создавать для всех желающих взрослых программы поддержки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры
  • Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей
  • Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр
  • Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия
  • Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами на всех возрастных этапах развития
  • Обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, адекватными игрушками, игровыми материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.

Планирование инфраструктуры населенных пунктов должно осуществляться с учетом потребностей детей:

  • Нужды детей должны быть приоритетными при планировании пространства жизни людей
  • Дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений, связанных с их непосредственным окружением
  • При планировании новых построек и реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности детей разных возрастов. Для этого важно:
  • Распространять имеющиеся знания о роли игры, о методах ее поддержки среди специалистов и политических деятелей
  • Выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды на детей и семью
  • Создавать условия для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечить безопасный доступ к различным сооружениям, паркам и площадкам.
  • Сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.

После включения ООН данных дополнений в Декларацию о правах ребенка, которое состоялось 1 февраля 2013 года, право ребенка на игру признается приоритетным и отныне отражено в Соглашении по правам ребенка.

Видеосюжет-оценка экспертов МГППУ

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика