Психолог из телефона маме не расскажет и денег не возьмет
|
Детский телефон доверия за последние годы стал одной из привычных и необходимых служб психологической помощи детям в нашей стране. Психологи, готовые ответить на звонок ребенка в любое время дня и ночи, спасли не один десяток жизней и помогли решить массу проблем детей и их родителей, однако телефон доверия до сих пор не решил всех проблем, связанных с доступностью для абонентов, утверждают эксперты.
По данным Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сегодня в России работают 229 служб экстренной психологической помощи, подключенных к единому номеру 8-800-2000-122. Кроме того в некоторых регионах есть подобные телефоны доверия, работающие на других номерах.
Детские телефоны доверия отвечают на звонки ежедневно, круглосуточно и на условиях анонимности. Психологи консультируют детей, подростков, родителей и педагогов по любым вопросам, касающимся развития, обучения и воспитания, оказывают им психологическую поддержку в трудных жизненных ситуациях.
В службах экстренной психологической помощи, как правило, работают профессиональные психологи с высшим образованием и опытом работы с детьми. Они проходят отбор, при котором в равной степени учитываются их профессиональные и личностные качества. Кроме того, в штате детских телефонов доверия нередко работают и юристы, которые рассматривают обращения детей и взрослых и оказывают им правовую поддержку.
На что жалуемся?
Следующая популярная причина звонков — школьные проблемы. Детям не хочется или трудно учиться, у них не складываются отношения с учителями или кажется, что те к ним несправедливо относятся.
Старшеклассники нередко обращаются к психологам из-за взаимоотношений с противоположным полом. В подростковом возрасте приходит первая влюбленность, а с ней – и первые тяжелые разочарования. Кризисных звонков, связанных с суицидальными намерениями, насилием и зависимостями, — несколько процентов от общего числа.
Интересно, что за помощью к психологам чаще всего обращаются девочки, а мальчики нередко звонят, чтобы развлечься, отмечают специалисты.
Детские телефоны доверия принимают звонки и от родителей. По данным специалистов, самая распространенная причина их обращений — конфликты с детьми, отсутствие контакта и взаимопонимания, ошибки воспитания и другие семейные проблемы.
Специалисты отмечают, что в течение года традиционно возникают три пика обращений на детский телефон доверия. В сентябре-декабре дети и взрослые жалуются на отношения друг с другом, а также на проблемы со школьной успеваемостью. В апреле обостряются внутрисемейные конфликты. В июле возрастает число звонков, связанных с поступлением в вузы.
А если маме расскажут?
И у родителей, и у детей нередко возникают сомнения в анонимности обращений на телефон доверия. Кроме того, взрослые изредка высказывают опасения, что жалобы детей будут передаваться в службу опеки, и у семьи возникнут проблемы.
«В наш век вопрос сохранения анонимности всегда очень непонятный и больной, — рассказал РИА Новости врач-психотерапевт Константин Ольховой. – Ребенок вполне может решить, что если он позвонит по телефону доверия и пожалуется на то, что его побила мать, его тут же заберут в приют. Естественно, ему этого не хочется».
Все поступающие обращения анонимны, ответили РИА Новости сотрудники московской службы «Детского телефона доверия». По их словам, передача информации в кризисные службы (МЧС, полиция, скорая помощь, органы опеки) возможна только с согласия ребенка, если ему необходима помощь в сложной ситуации – например, в случае насилия или пренебрежения нуждами ребенка.
А звонки от детей, которые жалуются на различные виды насилия, не так уж редки. При этом, как показывает практика, со стороны взрослых дети чаще испытывают грубое психологическое воздействие, а со стороны сверстников — физическую агрессию.
«Если в процессе работы становится понятно, что без специализированной очной помощи не обойтись, то психолог должен убедить ребенка, чтобы он обратился к своим близким, а те помогли бы ему получить помощь в очных службах. Параллельно ребенку объясняют, что и как делают в этих службах», — рассказала РИА Новости руководитель Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Олеся Вихристюк.
По мнению специалистов, звонок ребенка в службу экстренной помощи уже сам по себе говорит о том, что в семье существуют проблемы с доверием.
«Одна из задач телефона доверия – помочь родителям и детям наладить отношения друг с другом. Психолог всегда будет рекомендовать ребенку те механизмы, которые помогут решить эту задачу», — пояснила Олеся Вихристюк.
Бесплатный и доступный
Основные требования к детскому телефону доверия — его доступность для детей, утверждают психологи. Сегодня почти у каждого школьника есть мобильный телефон, и скорее всего, в острой ситуации ребенок позвонит на телефон доверия именно с него. Здесь может скрываться проблема, ведь разговор с психологом длится не три и не пять минут.
«Многие региональные телефоны доверия — это обычные городские телефоны. А у подростков регулярно оказывается немного денег на счету, и они не могут говорить с психологом достаточное время. Поэтому для детского телефона доверия кардинально важно, чтобы звонок был бесплатным», — рассказал Константин Ольховой.
Эта проблема действительно существует в ряде регионов, однако звонки на номер 8-800-2000-122 бесплатны для всех абонентов.
«Звонить можно со стационарных, мобильных номеров, используя IP —телефонию, даже если на счету нет денег. Трафик оплачивается Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», — пояснила Олеся Вихристюк.
Еще одна сложность связана с тем, что детям трудно запомнить номер телефона доверия, ведь они часто не знают и номеров собственных родителей, и своего собственного телефонного номера.
Считается, что дети могут узнать номер телефона доверия из телевизионной или наружной рекламы и интернета, кроме того, о работе службы знают педагоги и школьные психологи, которые должны передавать эту информацию детям. В каждой школе номер телефона доверия указан на информационных стендах.
«У подавляющего большинства школьников сегодня есть мобильные телефоны, и в идеале номер телефона доверия должен быть записан у них в адресной книге», — полагает Олеся Вихристюк.
Тем не менее, телефонная помощь психологов стала бы гораздо доступнее детям, если бы им не приходилось в сложной ситуации искать номер телефона доверия в школе или в интернете. Ведь уже существуют известные большинству россиян единые телефоны службы спасения.
«Если у подростка случилась беда, боюсь, что последнее, что ему придет в голову – начать искать в интернете телефон доверия, — пояснил Константин Ольховой. — Человек вообще не должен знать номер такого телефона. В этом гениальность всех систем типа «911» или «112». Ты помнишь один короткий номер, и все, а по нему тебя перенаправят на нужную службу».
Пока возможности попасть на детский телефон доверия через службу «911» нет по техническим причинам, но вопрос в настоящее время прорабатывается, резюмировала Олеся Вихристюк.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции