Сопоставительный анализ результатов адаптации детей-сирот при национальном и международном усыновлении
|
Принятая в России стратегия помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на протяжении двадцатого века заключалась преимущественно в помещении их в учреждения. Сегодня всеми органами власти и специалистами взят курс на устройство детей-сирот в семьи граждан России. Для повышения эффективности подготовки кандидатов в замещающие родители, деятельности служб сопровождения необходимо понимание общих и специфических проблем адаптации в замещающей семье ребенка, оставшегося без попечения родителей. С этой точки зрения определенный интерес представляют результаты адаптации детей в иностранных семьях.
Лучшим вариантом устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление. Каждое государство отдает предпочтение национальному усыновлению, однако, если для ребенка не найдена семья в своей стране, он может быть передан в иностранную семью усыновителей.
Смена условий жизни и воспитания при международном усыновлении означает изменение условий психического развития личности, к которым относятся определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека. Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждого развивающегося человека, хотя и представлены в психологии конкретного лица, но отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует конкретный человек.
Иностранное усыновление относится к так называемому в мировой практике «специальному усыновлению» или «усыновлению детей с особенностями». Психическая депривация, характерная для ситуации институализации, приводит к тому, что общее физическое, психическое развитие детей замедляется и искажается, создавая эффект, получивший в американской практической психологии диагностическое название - «психосоциальная карликовость».
Как правило, дети, передаваемые на международное усыновление, могут иметь разнообразные характеристики. Кроме того, переезд в иноязычную культурную среду усугубляет ситуацию, так как сопровождается изменением окружения, вследствие чего ребенок может испытывать "культурный шок", переживание которого влияет на особенности адаптации и психологическую защищенность в новой семье.
Для того чтобы оценить адаптацию российских детей в иностранных семьях необходимо сопоставить результаты адаптации при национальном и международном усыновлении в одной и той же стране. Анализ литературы и возможность проведения исследования определили в качестве такой страны – Испанию. Испания является одной из стран, в которой усыновляется достаточно большое число российских детей; в испанском гражданском кодексе даже предусмотрена процедура испытательного срока – предусыновительный период.
Для сравнения национального и международного усыновления были выбраны данные, полученные для специального национального усыновления (39 испанских детей в приемных испанских семьях – первая выборка) и данные, полученные в результате анализа отчетов об адаптации 28 российских детей в Испании, из которых 9 пользовались услугами русского психолога, с которым совместно проводилось исследование (вторая выборка) Из 92 отчетов были выбраны те, которые отвечали следующим критериям: 1- регулярность составления - 1 раз в полгода и длительность – не менее 2 лет.
Характеристика детей с позиции их прошлой жизни приведена в таблице 1.
Таблица 1.Описание предшествующей жизни детей (испанских и российских) и процент детей по каждой характеристике
Факты предшествующей жизни |
Вид |
Испан. Дети % |
Рос. Дети % |
Плохое обращение /дурное обращение/ |
Брошенный |
59 |
Нет данных |
Брошенный + Плохое физическое обращение |
31 | ||
Брошенный + Попрошайничество |
5 | ||
Брошенный + Плохое физическое обращение + Попрошайничество |
5 | ||
Количество детских учреждений |
Одно |
43 |
32 |
Два |
46 |
57 | |
Три |
11 |
11 | |
Виды детских учреждений |
Очень большие |
64 |
75 |
Маленькие |
36 |
25 | |
Семейного типа |
41 |
- | |
Нет данных |
5 |
- | |
Контакты с биологической семьѐй |
Да |
69 |
24 |
Нет |
18 |
60 | |
Нет данных |
13 |
16 | |
Попытки усыновления |
Да |
23 |
7 |
Нет |
77 |
93 |
В исследовании, проведенной М.Ф. Молиной, приняли участие 39 детей, из них 54 % девочек и 46 % мальчиков, средний возраст которых на момент усыновления 6,8 лет, после завершения исследований средний возраст детей был 8,8 лет. Эти 39 детей были усыновлены 29 семьями.
Средний возраст российских детей на момент усыновления составил 6,1 лет, мальчиков – 35% , девочек 65%.
Проблемы, выявленные в исследованиях, были разбиты на двенадцать категорий, составляющих четыре основные группы проблем детского развития: физические и психосоматические, когнитивные и лингвистические; аффективные; социальные.
В таблицы 2,3,4 сведены результаты, полученные М.Ф. Молиной с помощью специально подготовленных родителей, которые в течение двух лет наблюдали за своими усыновленными детьми с момента их усыновления в Испании (какие проблемы появились), моменты появления этих проблем - средний столбик, и проблемы, которые существовали в период исследования - правый столбик.
По времени данные наблюдения были разбиты на четыре этапа: 1) с момента вхождения ребѐнка в семью и до двух месяцев; 2) со второго и до шестого месяца; 3) второе полугодие; 4) после года. Наряду с этим была добавлена ещѐ одна классификация – «неизменность», когда проблема существовала в момент начала эксперимента.
Таблица 2. Виды физических, когнитивных и социальных проблем, наблюдаемые приѐмными родителями в процессе семейной адаптации, их представленность и временная динамика
Виды проблем |
Когда велись наблюдения (в месяцах) |
Неизменность проблем | ||||||
|
|
|
|
|
Общее число детей |
Число |
% | |
|
0-2 |
2-6 |
6-12 |
>12 |
|
% |
|
|
А. Проблемы физического здоровья | ||||||||
1. Проблемы с зубами |
12 |
0 |
0 |
0 |
12 |
31 |
0 |
0 |
2. Инфекции |
6 |
0 |
0 |
0 |
6 |
15,4 |
0 |
0 |
3. Проблемы дыхательных путей |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
7,7 |
1 |
3,3 |
4. Истощение |
15 |
0 |
0 |
0 |
15 |
38,5 |
1 |
6,6 |
5. Недостаток прививок |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5,1 |
0 |
0 |
6. Нарушение слуха |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5,1 |
1 |
50 |
7. Нарушение зрения |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
7,7 |
3 |
100 |
8. Двигательные нарушения |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5,1 |
0 |
0 |
9. Ветрянка |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5,1 |
0 |
0 |
10. Эпилепсия |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2,5 |
1 |
100 |
В. Психосоматические расстройства | ||||||||
11. Неспецифические недомогания |
5 |
0 |
0 |
0 |
5 |
12,8 |
1 |
20 |
12. Проблемы со сном |
16 |
0 |
0 |
0 |
16 |
41 |
2 |
12,5 |
13. Недостаточный контроль заднего прохода (проблемы со стулом) |
9 |
0 |
0 |
0 |
9 |
23 |
2 |
22,2 |
14. Головная боль |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2,5 |
1 |
100 |
15. Переедание |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2,5 |
1 |
100 |
16. Головокружения, рвота |
6 |
0 |
0 |
0 |
6 |
15,4 |
2 |
3,3 |
С. Проблемы речевого развития | ||||||||
1. Дислалия |
13 |
0 |
0 |
0 |
13 |
33,3 |
3 |
23 |
2. Лексические проблемы |
21 |
0 |
0 |
0 |
21 |
54 |
7 |
33,3 |
3. Синтаксические проблемы |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2,5 |
0 |
0 |
D. Школьные проблемы | ||||||||
1. Школьная неуспеваемость |
13 |
0 |
0 |
0 |
13 |
33,3 |
10 |
78 |
2. Сложности с выполнением школьных заданий |
27 |
1 |
1 |
0 |
29 |
74,3 |
23 |
79,3 |
Подсчет данных в колонке «итого» проводился следующим образом: например, проблемы дыхательных путей в течение двух лет выявили у троих, что в дальнейшем будет соответствовать 100 %, из этих трѐх после двух лет адаптационного периода остался один, т.е. 33,3 %.
Проблемы аффективного и эмоционального вида, наблюдаемые приѐмными родителями, приведены в таблице 3 (в реальности проблем этого вида гораздо больше, нежели данных в таблице). Девятнадцать видов аффективных и эмоциональных проблем сгруппированы в четыре категории:
- Проблемы повышенно эмоциональных связей,
- Проблемы отношений предыдущих связей,
- Проблемы в построении индивидуально-личностного развития,
- Проблемы, связанные со своей половой идентичностью
Как показали исследования М. Молиной и наши наблюдения, аффективные проблемы, связанные с формированием отношений и во многом опосредованные уровнем развития привязанности, часто имеют крайние полюса. Это поведение появляется в момент процесса вхождения ребѐнка в семью. Например, когда некоторые дети не проявляют своих чувств к одному из родителей, либо к обоим, этот вид поведения в данной таблице называется «психологическое отстранение», другое крайнее поведение - излишнее проявление привязанности к незнакомым людям.
Следующее крайнее поведение, наблюдаемое приѐмными родителями, проявлялось в навязчивой требовательности детей излишней любви от своих родителей. Другие дети использовали настроение родителей или шантажировали их для достижения желаемого. Некоторые из этих детей становились друзьями одного из родителей и провоцировали конфликт между родителями и, таким образом, достигали желаемого.
Некоторые дети демонстрировали поверхностные, слишком простые отношения с новыми родителями или просто «уходили» в самих себя, например: не отвечали на вопросы родителей, не делились с родителями своими проблемами, радостями, страхами.
У некоторых детей постоянно присутствовал страх потерять своих новых родителей.
Другая группа проблем связана с прошлым опытом ребенка, который постоянно интересуется людьми своего прошлого. Например, ребѐнок часто интересуется воспитателями детского учреждения, хочет о них знать. Другие дети интересуются, есть ли у них братья, сѐстры. Другие, постоянно выдумывают своѐ прошлое, придумывая не существовавших ранее в их жизни людей.
Некоторые приѐмные родители отмечают, что иногда дети били сами себя, дѐргали себя за волосы или бранили себя. Родители это объясняют наличием у детей страха того, что посторонние узнают об их усыновлении. Дети не хотели объясняться и говорить о своѐм прошлом, а когда в их присутствии говорили о его прошлом или об усыновление, в поведении ребѐнка отмечали присутствие страха.
Другие проблемы связаны с половой идентичностью. У некоторых детей было излишнее сексуальное любопытство (трогали родителей или братьев, сестѐр, когда они были раздеты), или наоборот – страх быть раздетым, страх всего того, что касается этой темы. Также у некоторых детей было поведение публичной стимуляции (мастурбация на публике).
Таблица 3. Эмоциональные и социальные проблемы приемных детей
|
Когда велись наблюдения (в месяцах) |
Неизменность | ||||||
|
0-2 |
2-6 |
6-12 |
>12 |
Общее число детей и в % |
число |
% | |
E. Актуальные проблемы формирования привязанности | ||||||||
1. Психологическое отстранение, отчуждение от родителей, замкнутость |
20 |
0 |
0 |
0 |
20 |
51,3 |
3 |
15 |
2. Излишнее проявление привязанности к незнакомым |
9 |
0 |
1 |
0 |
10 |
25,6 |
8 |
80 |
3. Излишнее требование внимания и преданности от приѐмных родителей |
24 |
0 |
0 |
0 |
24 |
61,5 |
11 |
40 |
4. Эмоциональный шантаж приѐмных родителей |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5 |
0 |
0 |
5. Эмоциональное предпочтение одного из приѐмных родителей |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2,5 |
0 |
0 |
6. Недостаток общения с новыми родителями |
11 |
0 |
0 |
1 |
12 |
30,8 |
6 |
50 |
7. Боязни и страхи потерять новую семью |
15 |
0 |
1 |
0 |
16 |
41 |
7 |
43 |
F. Проблемы, связанные с прошлой жизнью (до усыновления) | ||||||||
8. Повторяющиеся воспоминания прошлого |
10 |
2 |
0 |
0 |
12 |
30,8 |
3 |
25 |
9. Беспокойство о биологических братьях, сестрах |
9 |
1 |
0 |
0 |
10 |
25,6 |
6 |
60 |
10. Идеализирование прежнего образа жизни |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5 |
2 |
5 |
G. Сложности в построении новой жизни | ||||||||
11. Повышенная агрессивность по отношению к новым родителям |
7 |
0 |
0 |
0 |
7 |
18 |
1 |
14,3 |
12. Страх, что новые знакомые узнают об усыновлении |
12 |
3 |
0 |
1 |
16 |
41 |
14 |
87,5 |
13. Отрицание прошлого |
5 |
0 |
0 |
1 |
6 |
15,4 |
4 |
66,6 |
14. Неясность своей личной истории |
6 |
1 |
0 |
0 |
7 |
18 |
4 |
57 |
15. Сильное волнение в момент разговора на тему прошлого |
9 |
2 |
0 |
0 |
11 |
28,2 |
9 |
81,8 |
16. Сильное волнение в момент разговора на тему усыновления |
6 |
2 |
0 |
0 |
8 |
20,5 |
6 |
75 |
H. Проблемы полового поведения | ||||||||
17. Излишнее сексуальное любопытство |
3 |
2 |
0 |
1 |
6 |
15,4 |
4 |
66,6 |
18. Стыдливость и скрытость, без какой либо причины |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
7,7 |
1 |
33,3 |
19. Публичная возбудимость |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
5 |
1 |
50 |
Социальная адаптация
I. Агрессивное поведение | |||||||||
1. Физическая агрессия по отношению к взрослым |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11 |
28,2 |
5 |
45,5 |
2. Словесная агрессия по отношению к взрослым |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
23 |
5 |
55 |
3. Физическая агрессия по отношению к сверстникам |
12 |
2 |
0 |
0 |
0 |
14 |
36 |
6 |
43 |
4. Словесная агрессия по отношению к сверстникам |
6 |
2 |
0 |
0 |
0 |
8 |
20,5 |
3 |
37,5 |
5. Разрушительное поведение |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
20,5 |
5 |
62,5 |
J. Социальное поведение устранения | |||||||||
6. Застенчивость |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
20,5 |
2 |
25 |
7. Сложность в отношениях со сверстниками |
9 |
0 |
0 |
0 |
1 |
10 |
25,6 |
8 |
80 |
К. Невыполнение предъявляемых норм поведения | |||||||||
8. Частая ложь, обман |
19 |
2 |
0 |
0 |
0 |
21 |
54 |
15 |
71,4 |
9. Проблемы с деньгами, кражи |
4 |
3 |
0 |
1 |
0 |
8 |
20,5 |
4 |
50 |
10. Невыполнение работы по дому |
8 |
2 |
0 |
2 |
0 |
12 |
30,7 |
9 |
75 |
11. Невыполнение гигиенических норм |
9 |
1 |
0 |
1 |
0 |
11 |
28,2 |
6 |
54,5 |
12. Несоблюдение норм в еде |
17 |
2 |
0 |
0 |
0 |
19 |
48,7 |
4 |
21 |
13. Невыполнение норм ТВ и сна |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
5 |
0 |
0 |
14. Присвоение предметов |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
23 |
0 |
0 |
15. Всеобщее неподчинение |
9 |
1 |
0 |
0 |
2 |
12 |
30,7 |
5 |
41,6 |
16. Побеги и исключения из школы |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
7,7 |
0 |
0 |
L. Сложности в отношениях с братьями и сестрами | |||||||||
17. Ревность, агрессивность, драки |
15 |
3 |
2 |
2 |
0 |
22 |
56,4 |
18 |
82 |
Приѐмные родители отмечают проблемы детей в отношениях со сверстниками: некоторые дети проявляют удивительную стеснительность в социальном взаимодействии со старшими или со сверстниками; большинство детей дружат исключительно с детьми младшего возраста.
Другой вид проблем, о которой говорили родители, - несоблюдение норм, относящихся к работе по дому (заправить кровать, выкинуть мусор, накрыть на стол и т.д.). Также упоминалось о несоблюдении гигиенических норм (купаться, переодеваться и т.д.); нормы в еде (отказ от домашней еды, отказ от некоторых продуктов и т.д.). Другие несоблюдаемые нормы, волнующие родителей, касаются телевизора и привычки ложиться спать в положенное время. У некоторых детей было поведение полного неподчинения, относительно любых вышеуказанных норм.
Мы зафиксировали в Испании иные случаи. Некоторые девочки из России искренне хотели помогать накрывать на стол, убирать, как их приучили в детском доме. Однако родители не поощряли их («…соседи подумают, что мы эксплуатируем детей») и энтузиазм быстро угасал.
Кроме того, родителями были замечены некоторые манеры поведения, отвергаемые обществом: говорить неправду; проблемы, касающиеся денег (маленькие кражи, попрошайничество на улице, плохая трата денег); вынос вещей из дома (одежду, игрушки, продукты и т.д.), несоблюдение школьных норм (пропуски занятий). Последняя категория из таблицы 3 касается проблем в отношениях с братьями и сѐстрами. По словам приѐмных родителей, эти проблемы проявлялись в ревности, зависти, физической или словесной агрессивности, в дискуссиях, драках со стороны приѐмных детей.
Мы проанализировали данные М. Молиной по развитию испанских детей при национальном усыновлении, что позволяет сделать следующие выводы.
- В первые два месяца проживания ребенка в новой семье наблюдаются основные проблемы двух видов: физическое здоровье (проблемы слуха, зрения, движений и т.д.), психосоматические расстройства (проблемы сна, плохое самочувствие, переедание, головокружения и т.д.); также, у большинства детей были проблемы с зубами, сложности со сном и истощение. Однако ряд проблем продолжает возникать и в период до шести месяцев: невыполнение предъявляемых социальных норм; опасения, связанные с разглашением факта усыновления, и волнения по поводу прежней жизни; формирование отношений со сверстниками. Наиболее устойчивыми в проявлении в течение года оказались сложности формирования отношений с новыми братьями: ревность, агрессия, драки.
- Наиболее часто встречаются проблемы с формированием привязанности к новым родителям. Дети требует повышенного внимания к себе, доказательств преданности родителей (61,5%); при этом часть из них демонстрирует психологическое отстранение и замкнутость (избегающее поведение), другие ищут постоянного общения с родителями («цепляющийся» тип привязанности) или проявляют повышенное внимание к незнакомым взрослым (недифференцированная привязанность). Около половины детей показывает страх потерять только что приобретенную семью.
- В такой же значительной степени выражены проблемы, взаимосвязанные друг с другом: речевое развитие (плохое произношение детей, беспорядочное построение фраз, бедный запас слов, ошибочное употребление слов и проблемы понимания сложных приказных форм) и школьная дезадаптация. Сложно и непросто складываются отношения с сиблингами и со сверстниками, по отношению к которым проявляется физическая агрессия.
- У половины усыновленных детей возникают сложности с выполнением предъявляемых к ним норм поведения. Родители жалуются на вранье, обман, невыполнение работ по дому и простое неподчинение во всем. У половины всей выборки усыновленных детей проблемы с соблюдением норм в еде и выполнении гигиенических правил. Из психосоматических проблем наиболее значимая – сон.
- В процессе адаптации дети быстро учатся играть, наблюдается прогресс в разрешении проблем эмоционального развития, появляются первые школьные успехи.
- К концу первого года жизни в семье для всех детей разрешаются проблемы эмоционального развития, включенности в игровую деятельность, построения взаимоотношений с окружающими и демонстрируются успехи в школе. Трудно разрешимыми оказываются проблемы формирования отношений с новыми братьями и сестрами и выстраивание своей новой жизни с учетом факта усыновления и неясности прошлого (прошлое в психологическом времени в структуре самосознания личности)
- По срокам разрешение основных проблем можно говорить о наступлении адаптации по основному ряду показателей развития к 6 месяцам проживания в семье. Когнитивные проблемы, наблюдаемые родителями в школе, показывают, что приѐмные детей в первый год учѐбы значительно отстают от сверстников. Основная проблема заключалась в том, что им было сложно следовать школьному распорядку и ритму.
Для исследования проблем адаптации российских детей в Испании мы в течение четырех лет собирали и анализировали отчеты родителей и агентств по усыновлению по тем же позициям, что и в исследованиях М. Молиной. В анализ были включены отчеты, регулярно предоставляемые в течение двух лет. При этом с девятью испанскими семьями был непосредственный контакт с момента приезда детей из России в Испанию.
Для оценки результатов адаптации данные, показывающие положительные изменения в развитии детей, сведены по двум выборкам в таблицы 4 и 5 и показаны на рисунках 1 и 2, соответственно.
Сопоставительный анализ данных по успешности адаптации детей при специальном национальном усыновлении и российских детей при международном усыновлении показал:
- Время появления положительных результатов при национальном усыновлении (к двум месяцам пребывания у многих детей решены проблемы включения в игровую деятельность, они достаточно быстро забывают прошлое, начинается формирование новых отношений) наступает раньше, чем у российских детей, у которых наблюдаемые изменения наблюдаются в основном к 6 месяцам пребывания в семье.
- Две взаимосвязанные проблемы: лингвистическое развитие и школьные успехи разрешаются значительно позднее при международном усыновлении, чем при национальном, хотя после года успехи российских детей значительнее. Следует отметить, что содержание «лингвистических проблем» у детей из России отличается. Это, прежде всего, такие показатели как активная потребность ребенка в общении, отсутствие трудностей в общении; быстрое пополнение словарного запаса; заполнение пробелов в экспрессивной речи эффективными жестами; построение правильных законченных предложений; адекватное вербальное выражение своих мыслей и чувств, ощущений и желаний; отличное понимание обращенной речи и адекватная реакция на инструкции; улучшение произношения; потребность говорить со взрослыми на серьезные, отвлеченные темы. При национальном усыновлении под этим подразумеваются, в первую очередь, дислалию, речевые нарушения и т.п. Кроме того успех детей в освоении испанского.
Полностью ознакомиться со статьей можно пройдя по ссылке: http://psyjournals.ru/files/69215/Semya.pdf
- Скачать файл [ 1266.39 КБ ]