Формирование положительного взаимоотношения со сверстниками. Консультация для воспитателей.
|
Формирование положительного взаимоотношения со сверстниками. Консультация для воспитателей.
Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от воспитателя понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье, а также знания его интересов и увлечений. Воспитателю необходимо выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребёнка, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого, раздражительного или оживлённого, спокойного или впадающего в отчаяние.
Важно подчеркнуть. Пристально следя за формированием эмоционального климата в группе, воспитатель должен прежде всего замечать и поощрять всевозможные «ростки» положительных проявлений детей в отношениях друг с другом: добрые намерения, чувства, дела, поступки. О них нужно говорить выразительно и развернуто, в то время как отрицательным проявлениям в отношениях уделять внимание следует по-другому.
Наиболее острые переживания детей бывают связаны с неудачными взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, с теми ситуациями, где ущемляется самолюбие детей и оскорбляется их чувство собственного достоинства. Такими могут быть обидные действия и высказывания воспитателя, близких, с которыми дети стремятся играть и с которыми постоянно конфликтуют; неуспех в подвижных или сюжетных играх вместе с другим детьми и т. п.
Формирование нового опыта работы взаимодействия детей со сверстниками требует от воспитателей, во-первых, умения создавать в совместных играх специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, высокое самолюбие и пр. Во-вторых, надо специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения, в частности таких, как деловое взаимодействие. В-третьих, в играх эмоционально неблагополучных детей со сверстниками полезно осуществлять обмен ролями между детьми.
Это развивает их представление друг о друге, помогает встать на новую позицию, прочувствовать положение другого человека. При этом разумнее использовать незнакомые сюжеты, в которых легче решать трудные для ребёнка задачи и ставить ребёнка с помощью роли в такое положение, которое принуждает его совершать действия, трудновыполнимые в жизни.
Создавая по ходу сюжета различные опасные ситуации, взрослый заставляет ребёнка решать игровые задачи и выходить из трудных положений (кого-то спасти, кого-то защитить).
Ребёнок получает от успешной игры громадное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость решив поставленные задачи.
Реализация в игре творческих возможностей, импровизация осуществления замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры обрастающее всё новыми подробностями.
Эмоциональный подъём в игре помогает дошкольнику преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнёров. Но гораздо труднее создать новые, пусть даже пока игровые отношения и связать с ними эмоции: взаимный интерес, уважение симпатию к ролевым качествам партнёра по игре и пр. Для этого полезно создавать в игре такие условия, которые помогут ребёнку войти в роль, передать образ персонажа, исполняемого им, перевоплотиться и не только изобразить своего героя, но и благодаря активной внутренней работе выразить своё отношение отношение к нему.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. И это вполне объяснимо. Игра пользуется особой любовью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она, как говорят психологи, ведущая деятельность.
Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живёт ребёнок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнёрами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональное переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от переживания в роли и т. д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Литература.
1. Запорожец А.В., Неверович Я.З.,Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. М.,Просвещение, 1985г.
2. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, Академия развития, 2001г.
Свистунова Н.В. Педагог-психолог МБДОУ детский сад №5 Тамбовская область г. Рассказово
Статьи
- Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов
Сборник материалов окружной педагогической конференции СЗУО «Инновационная педагогика» 2003г. - Адаптация детей к детскому саду
- Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада
журнал «Ребенок в детском саду». 2003, №2