Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада

Тип: статья
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати
Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом  общения становится сверстник, а главным средством – речь.

Однако проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан  с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи  своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе).  Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий  в данном направлении остается неудовлетворительной.

В ходе этих занятий не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части  высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей даже в старшем дошкольном возрасте, что противоречит психологической природе ребенка, в поле интересов которого к этому времени приоритетное положение прочно занимает сверстник.

Можно сказать, что положение о первичности, исходности коммуникативной функции речи хотя и признано в дошкольной педагогике,  до сих пор не получило практической реализации. Поэтому проблема поисков эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач  развития речи в дошкольном детстве, находится только в стадии разработки.

Таким образом, определяется проблема создания методических материалов для совершенствования форм и методов коммуникативного развития всех детей дошкольного возраста.

Однако среди воспитанников детского сада имеется определенная группа детей, коммуникативное развитие которых сопровождается общими трудностями в обучении. В последнее время  вопрос о несформированности их коммуникативного поведения,  инфантильности, неумении строить партнерские отношения в детском сообществе  и т.д. вызывают особую тревогу у педагогов, психологов, а также родителей. Специалисты  подчеркивают, что этим  детям с большим трудом удается  наладить отношения в детском коллективе: они не умеют вместе со сверстниками играть, трудиться, выполнять поручения, договариваться, мешают им, разрушают игру и т.д.  Вследствие этого они нередко оказываются в определенной изоляции, из-за чего испытывают значительный эмоционально-личностный дискомфорт.

К сожалению, эти проблемы  в дошкольном возрасте обычно не рассматриваются в связи с нарушениями коммуникативной деятельности, а  объясняются искажением детско-родительских отношений, плохим  характером ребенка, его недисциплинированностью, избалованностью и пр. И  только в конце дошкольного возраста, при изучении готовности к школьному обучению (в психологической структуре школьной зрелости  коммуникативная готовность занимает одно из значимых позиций), эта проблема квалифицируется психологами как дефицит коммуникативного поведения.

О том, почему коммуникативное поведение становится "проблемным", в чем выражаются отклонения от возрастного норматива, как проводить наблюдения и характеризовать коммуникативное развитие,  каковы основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми в этом направлении, говорилось в предыдущей публикации [1]. В настоящей статье речь пойдет о путях и методах коррекции, о конкретных приемах работы по преодолению у детей имеющихся проблем коммуникативного поведения.

Поэтому вторая сторона проблемы связана не только с решением общеразвивающих, но коррекционных задач. Это касается детей с трудностями в обучении, у которых имеет место несформированность механизмов коммуникативного поведения. Таким образом, речь идет о создании модели коррекционно-развивающего обучения.

Работе по коммуникативному развитию детей во всех случаях предшествует внимательное изучение коммуникативного поведения каждого ребенка. С этой целью проводятся наблюдения за ними по  специально разработанной схеме [2]. Анализ результатов наблюдения позволяет выявить детей с трудностями в общении. После этого проводится тщательное всестороннее психолого-педагогическое обследование ребенка специалистами (психологом, логопедом и, если это необходимо, дефектологом и психоневрологом).

В процессе обследования выявляют особенности коммуникативного поведения ребенка  (также по схеме) [3],  намечают основное содержание индивидуальной коррекционной работы. Коррекционно- развивающая работа с детьми группы риска проводится на занятиях вместе с другими детьми, но  с учетом выявленных особенностей коммуникативного развития. Помимо этого с ними занимается психолог по индивидуальным программам.

Занятия по коммуникативному развитию детей проводятся в рамках раздела "Развитие речи". Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии

  • создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
  • обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
  • стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
  • осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
  • широко  используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Занятия организуются по подгруппам от 4 до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной  для обеспечения "речевой плотности" занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Чтобы обеспечить максимальную речевую активность детей, на занятии создается непринужденная обстановка, располагающая ребенка к общению.

Большое значение на занятиях имеет создание для детей такого двигательного режима, который предупреждал бы утомляемость, наступающую вследствие гиподинамии. Ведь известно, что именно на "Развитии речи" через 7-10 минут дети начинают зевать и "сползать" со стульчиков. Речь – очень трудный вид деятельности для детей, особенно если она не обусловлена никаким другим делом.  Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети как можно меньше сидели за столами, так как это приводит к быстрому утомлению детей и резкому спаду речевой активности. Они могут сидеть  на напольных подушечках, просто на коленях, стоять около педагога – организация довольно свободная. Расположение детей должно быть разнообразным, удобным и целесообразным. 

Важной особенностью работы на начальном этапе является специфическое отношение взрослого непосредственно к самой речи детей. Дело в том, что речевая активность (именно она является целью этого этапа) находится в известном противоречии со стремлением взрослых получить от ребенка высказывания, соответствующие всем законам языкового стандарта. Поясним это.

В среднем и старшем дошкольном возрасте много детей занимаются с логопедом, который с ними проводит работу по исправлению дефектов звукопроизношения. Для обеспечения быстрейшей автоматизации поставленных звуков (введения их в самостоятельную речь)  логопед, как правило, ориентирует взрослых на необходимость внешнего контроля за речью ребенка, просит напоминать, чтобы тот говорил правильно. Это справедливо. Нередко, однако, (особенно если у ребенка достаточно серьезные причины нарушения звукопроизношения) процесс введения поставленных звуков в речь затягивается, и постоянные обращения взрослых «Скажи правильно!» в ходе коммуникативного тренинга могут вызвать обратный эффект - погасить речевую активность. Ребенок начинает  усиленно следить за качеством собственного произношения, сосредоточивая всё внимание на том, как, а не что он говорит.

Именно поэтому на первом этапе  воспитатель как бы отодвигает на второй план проблему звукопроизношения (и даже языкового оформления речи), не исправляет, не просит ребенка повторить только что сказанное, но уже в правильном варианте.  Главной заботой воспитателя в этот период становится развитие коммуникативных потребностей ребенка, овладение ими коммуникативными высказываниями, речевая активность, развернутость высказывания и т.д., а это фактически становится невозможным в условиях гипертрофированного контроля и самоконтроля за качеством речи.  Более того, из-за повышенной требовательности взрослых к внешним качествам речи у детей могут возникать нежелательные состояния «ожидания неуспеха», что и приводит к резкому снижению речевой активности.

Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, в том числе и его речи,  это создание речевой среды. И этот вопрос требует очень серьезного отношения. Все педагоги знают, что в процессе анализа любого занятия оценивается речь взрослого. И все знают, как неопределенны и однообразны бывают оценки. Какой же должна быть речь взрослого? Сколько её должно быть? Много? Мало?  Ведь именно взрослый  создает речевое пространство, ему отводится в этом решающая роль.

Речь взрослого, как правило, при проведении занятий, направленных на коммуникативное развитие детей, звучит почти постоянно (разговорной громкости, шепотная). Однако это не означает, что её просто много. Речевую среду образуют высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. Что это означает? Синонимы – это слова с одним значением. В данном же случае имеются  в виду не слова, а предложения – синонимы (синтаксис – раздел русского языка, в котором изучается предложение). Это  высказывания, одинаковые по смыслу (имеющие общую смысловую программу), но выраженные разными словами (различными языковыми структурами). То есть для выражения одного содержания используются различные синтаксические модели - структуры.

Например, чтобы узнать имя ребенка (в игре "Давайте знакомиться!"), взрослый, демонстрируя пример речевого поведения, каждый раз изменяет структуру вопроса. К одному ребенку он обращается со словами "Как тебя зовут?",  к другому – "Назови свое имя!", третьего спрашивает "Как тебя назвали родители при рождении?" или "Ты - Оля или Маша?" и т.д. Вслед за этим дети сами обращаются друг к другу, стараясь не повторить только что сказанное другим ребенком, а придумать свой вариант вопроса (именно такой "поиск" выступает для него в качестве цели). 

Синтаксическая синонимия речи взрослого  является действенным средством создания речевой среды, полезна для обогащения речи детей языковыми средствами (лексическими, синтаксическими), служит примером вариативности высказываний, положительно влияет на развитие внимания к слову, языковой способности и речевого творчества , а также на овладение речевыми коммуникативными средствами в целом.

В ходе коммуникативного тренинга используются и традиционные (модифицированные в соответствии с задачами коммуникативного развития)  виды работы, так и совершенно новые. (авторские). Один из них получил название "комментированное рисование". Смысл его заключается в моделировании коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой.

Комментированное рисование облегчает  привлечение внимания ребенка к собеседнику (установление визуального, зрительного контакта). Некоторые дети с несформированными навыками общения недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развертыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребенка потребность следить за лицом собеседника («Посмотри на Федю, обратись к нему, спроси…»).

Следует отметить, что этот вид работы требует существенного изменения традиционной позиции воспитателя. Взрослый  только по мере  необходимости обращается с вопросами, сообщениями и просьбами непосредственно к ребенку. Он делает это "через посредника", в качестве которого выступает другой ребенок. Для этого он побуждает детей обращаться друг к другу  ("Узнай у него, почему …", "Поинтересуйся, где…", "Задай ему вопрос, куда…", "Спроси у Сережи…", "Сообщи …", "Поделись с ним новостью, расскажи…" и т.д.)  с различными просьбами, вопросами и сообщениями. Содержание ответов ложится в основу изображения.

Взрослый создает схематические  изображения на глазах у детей. Выполняет рисунки заинтересованно, сопровождая рисование эмоциональными пояснениями, отражает только главное. Важно рисовать быстро, чтобы не превратить собственную деятельность в цель деятельности, не затянуть рисование. Чтобы общение детей не было вытеснено изобразительной деятельностью взрослого. Продолжительность комментированного рисования – не более 10 минут даже в старших группах. Затем переходят к рассказыванию и, если дети не устали, и в запасе есть время,  к словесным играм, составлению коммуникативных высказываний по картинкам и т.д.

Как было отмечено,  детям трудно всё время говорить. Они устают. Чтобы этого избежать, процесс создания "картины" перемежается обычно имитационными движениями, действиями с воображаемыми объектами, пантомимическими загадками и пр., которые выполняют роль "физкультминутки".  Эти динамические паузы также подчинены коммуникативным задачам, не прерывают логику всего коммуникативного тренинга.

 Можно сформулировать основные правила проведения комментированного рисования.

  • Использование приема транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время "комментированного рисования".
  • Следующее правило связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года), повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.
  • Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и, главное, - отношения. Это третье правило.
  • Правило четвертое. Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребенка. Его поведение напоминает поведение матери полутора- или двухлетнего ребенка, которая все время "переводит" его автономные высказывания "с русского - на русский",  придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.
  • Правило пятое. Педагог создает схематические, информационно-смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не "прорисовывает" детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
  • Правило шестое. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством  изобразительных  движений.
  • Правило седьмое. В качестве "физкультминуток" использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

Разберем это на конкретном примере.

Тема  "Как мы играли на прогулке"

Педагогический замысел:

  • Учить детей смотреть в лицо собеседника во время общения, соблюдать "схему беседы".
  • Учить выполнять имитационные движения.
  • Учить использовать различные типы коммуникативных высказываний.
  • Учить составлять рассказ по рисунку, используя личные местоимения и глаголы 1-го и 3-го л. ед. и мн.ч.

Проведение комментированного рисования:

  • Создание положительного отношения к теме и способу её реализации.

Взрослый сообщает детям, что внимательно наблюдал за их играми на прогулке, что ему было очень интересно смотреть, как они дружно играли и т.п. "Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке". Хотите?  Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а Вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя….Рисовать?.

  • Моделирование коммуникативной ситуации.

Эпизод первый. Воспитатель обращается к одному из детей: "Витя, узнай у Ани, с кем она играла в мяч? Ответ). Сережа, спроси, во что они играли?", " Марина, а нравится ей играть вместе с Олегом? Он ловко ловит мяч?", "А ты, Сашенька…подойди ко мне, я тебе на ушко шепну… Полюбопытствуй, а знает ли она разные игры с мячом? Как они называются?"

Уже на этом этапе некоторые дети могут обнаруживать определенные трудности. Построение ответов почти во всех случаях требуют от детей навыка словообразования и словоизменения. Если ребенок просто повторяет вопрос без должного лексического преобразования, то с ним надо провести специально работу в данном направлении.

Вполне естественно, если сначала дети будут давать неполные, односложные ответы. В диалоге это допустимо. Но взрослый каждый раз дополняет ответ ребенка, делает его структурированным, грамматически правильно оформленным. Вместе со взрослым (сопряженно) или за ним (отраженно) все повторяют фразу. Произнесение целесообразно сопровождать плавным (ни в коем случае не резким, "рубящим" фразы и слова на части) движением руки – дирижированием. Но четкого и полного проговаривания фразы добиваться пока не нужно.

Эпизод второй. "Анечка, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С  Мариной? Хорошо. Ну, задай ей вопрос про её игры на прогулке." Работа строится аналогично. Так на доске возникают маленькие эпизоды, рассказывающие об играх детей на прогулке (размещая их равномерно по всей доске).

  • Динамические паузы.

Воспитатель предлагает детям "поиграть" с мячом, который существует только в воображаемом плане. Они разбиваются на пары, договариваются, в какую игру будут играть, тихонько сообщают об этом взрослому – и приступают к имитационной игре. Воспитатель подходит к одной из пар: "Витя, я никак не догадаюсь, чем ты занимаешься. Спроси у Сережи, может быть он уже догадался? Нет? Тогда предложи детям отгадать"

Последнее задание можно давать не всем детям. Такое построение фразы совсем не содержит пригодных к использованию опорных слов. Однако это вовсе не означает, что их нужно исключить из речи. Напротив. Следуя принципу синтаксической синонимии, это задание дается в двух, а может быть сразу в трех вариантах. Содержание динамических пауз может быть очень разнообразным.

В ходе динамических пауз продолжается стимулирование общения. Ребенку предлагают узнать "не хотят ли отдохнуть Стасик и Олег", "может быть, они возьмут другой мяч, для футбола",  попросить научить его так ловко перебрасывать мяч через сетку  пр. Хорошо, если детские обращения разнообразны не только по форме, но и по содержанию. Ведь в процессе таких диалогов дети много узнают, уточняют, делятся впечатлениями.

  • Рассматривание "картины" и составление по ней простого рассказа.

Взрослый в шутку сообщает, что он уже не может вспомнить, где и кто нарисован, что он нуждается в помощи. Просит детей рассказать, чем они занимались на прогулке. Рассказ выглядит примерно так: "Это я. Я здесь взял лопату…дорожку чищу вот так (показывает). А это Витя. Он…катает шары, чтобы снежную бабу сделать… А это Аня и Олег. Они в мяч играют, пасуют". И так передают содержание всех эпизодов. В процессе составления рассказа тоже можно продолжить вопросы и ответы и т.д.

Все, кто пробовал проводить комментированное рисование, сразу отмечали, что очень велико желание у взрослого вести диалог самому, минуя посредника. Необычность позиции, особые требования к речевому поведению, необходимость рисовать, когда этим не занимался, вызывают у некоторых педагогов реакцию неприятия комментированного рисования вообще. Но  результат, которого  достигали педагоги, применявшие комментированное рисование с целью развития коммуникативного поведения детей,  их порой даже удивлял. Когда дети  понимали "правила игры", они давали буквально "взрыв" речевой активности, на фоне которой уже можно ставить специфические вопросы, касающиеся непосредственно развития речи.

Высоко эффективным для овладения речевыми средствами коммуникации зарекомендовал себя прием работы с картинками со сменой позиции ребенка. С этой целью использовались картинки с изображением бытовых, трудовых, игровых, изобразительных и конструктивных  действий детей. Перед ребенком стояла задача говорить от имени персонажа.

Первый вариант задания заключается в следующем: ребенку сообщают, что на картинках нарисован он, даже называют именем ребенка изображенный персонаж. "Это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты помощница, как хорошо умеешь помогать маме" . В данном случае ребенок упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом  1-го л., ед.ч., что необходимо для общения (" Я взял..самолет и стал красить…")

Второй вариант задания. Ребенку предлагают те же картинки. Но меняется исходная позиция. На картинках как будто изображены другие дети из группы, выполняющие различные трудовые поручения, а  ребенок должен рассказать им, чем именно они заняты. Задача, стоящая перед ним, заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя собственное и глагол 2-го л. ед. ч. ("Здесь ты помогаешь подметать пол") Высказывания такого вида тоже обладают высокой частотностью в процессе общения.

Третий вариант задания.  В этом варианте ребенок сообщает другому лицу о действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как её подруга умеет помогать маме. Речевые конструкции в данном случае .включают личное местоимение  . и глагол  3-го л. ед.ч. (" Нарисовано, как Света шьет платье своей дочке")

Такое использование традиционных картинок с изображением простых бытовых действий позволяет более эффективно решать вопросы овладения языком на коммуникативной основе. Ведь когда эти картинки используются без привнесения в ситуацию условного, воображаемого содержания, когда они служат исключительно задаче обучения детей составлению фразы, то формальность речи очевидна. Эти фразы лишены коммуникативности, так как ни к кому не обращены, не имеют адресата, не предполагают работы по словоизменению и словообразованию. Кроме того, для дошкольника чрезвычайно важно, чтобы объект, о котором идет речь, был ему хорошо известен. Поэтому чрезвычайно важно  строить работу по развитию и коррекции коммуникативного поведения на том опыте, который ребенок способен осознать и отразить в речи.

Работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй и т.д.

Известно, что многим  детям достаточно трудно рассказывать самостоятельно сказки и любой логически построенный текст. Поэтому проблема обучения детей связному рассказыванию требует очень серьезного отношения. Дело в том, что повествование – это чаще всего монолог. А мы уже говорили о том, что монолог воспринимается только в том случае, если ребенок овладел диалогом. Дети обычно следят более всего за развитием внешнего действия, не вполне осознавая мотивы поступков действующих лиц. Поэтому понимание характеров персонажей зачастую оказывается недостаточным. Дети чаще всего характеризуют героев как «добрый-злой», «хороший-плохой» и т.д. , что свидетельствует о достаточно неглубоком их проникновении в смысл межличностных отношений.

Если проанализировать игру-драматизацию, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями руками. И хотя они всё равно испытывают при этом удовольствие, развивающий эффект от таких игр-драматизаций оказывается минимальным.

Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов.

  1. Предварительная работа над текстом Содержание сначала подвергается переработке, если оно излагается в форме монолога. Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям дошкольного возраста. Помимо диалогов в текст вставляются специально так называемые внутренние монологи, благодаря которым становятся понятными мотивы поведения действующих лиц.
  2. Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах), а также на внеречевых средствах игрового «превращения».
  3. Беседа по содержанию с выяснением степени понимания поведения персонажей.
  4.  Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно- двигательных средств (движения головы, туловища, походка, «говорящие» движения руками) при ведущей роли взрослого . В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.
  5. Драматизация с акцентом на придумывание текста роли. Взрослый лишь управляет этим процессом, подчеркивая эмоциональное состояние персонажа, его намерения, направляет детей на сочинительство внутренних монологов.
  6. Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

Самостоятельное рассказывание детей с использованием пальчикового театра (один ребенок или каждый ведет свою роль).


 [1] Гаврилушкина О.П. "Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников"

  [2] Там же, с.

 [3] Там же, с.

Смотрите также:

Статьи