Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников

Версия для печати
Статья посвящена изучению влияния структуры семьи и семейных установок, детско-родительских отношений, стилей семейного воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. Уделено внимание анализу влияния пола родителей и детей. Выборку составили 150 детей, 150 матерей и 75 отцов, все семьи проживают в г. Санкт-Петербурге. Результаты исследования выявили существенно большее влияние на интеллектуальное развитие ребенка системы детско-родительских отношений и атмосферы семьи по сравнению с ее структурой. Выявлено негативное влияние на интеллектуальное развитие установок на строгость, суровость, ускорение развития ребенка. Влияние пола родителей на интеллектуальное развитие детей проявилось: в ведущей роли отношений отца в показателях интеллекта девочек и воспитательных установок матерей — в показателях мальчиков. Выявлена значимость адекватности системы регуляции и контроля, строгости требований для развития девочек; отсутствия опеки и достаточность удовлетворения потребностей — для развития мальчиков. Обнаружена значимая роль восприятия дошкольниками, особенно девочками, эмоциональной атмосферы в семье для их интеллектуального развития.