Защита детей от жестокого обращения со стороны родителей, как проблема преемственности между детским садом и школой

Автор: Доронова Т.Н. 
Тип: статья
Версия для печати
В течение многих лет, наблюдая в разных регионах Российской Федерации за переходом воспитанников детских садов в школу, пришла к выводу, что проблема преемственности является «мертвой зоной» системы образования. Это связано с тем, что вопросы преемственности нельзя решить путем разработки концепций, инструктивно-методических писем, созданием единых комплектов учебников, объединением под одной крышей в учреждение «детский сад - школа» и т.п. Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой зависит только от отношения к ней директора школы. Поэтому и решила через журнал обратиться к директорам российских школ по одному очень важному и животрепещущему вопросу преемственности, связанному с защитой ребенка от жестокого обращения.

В результате специального изучения было установлено 1, что низкий уровень общей, правовой и психолого-педагогической культуры современных родителей в сочетании с социально-экономическими трудностями привел к росту случаев жестокого обращения с детьми в семье.

Виды наказаний, информацию о которых мы получили от самих родителей, врачей, специалистов психолого-медико-социальных центров помощи детям поражают разнообразием и жестокостью. Специальное изучение видов наказаний, которые применяют родители к детям в г. Москве, г. Твери и Тверской области, г. Нижнем Новгороде и Нижегородской области, г. Тольятти Самарской области, г. Челябинске и Челябинской области, г. Мичуринске и других городах Российской Федерации позволили нам в достаточно полном объеме представить существующую ситуацию.

Таблица 1. Виды наказаний, которые применяют родители к детям от 3 до 7 лет за последние полгода

Вид наказания

Частота применения (в %)2

один раз

несколько раз

Битье ремнем

22

31

Шлепки по попе

62

74,3

Подзатыльник

74

62

Стояние в углу

60

65,7

Оставить одного: в комнате

в темной комнате

 41

10

 26

3

Посадить на долгое время на стул, диван

21

18

Привязать к стулу, кровати

3

Лишение сладостей

86

71

Лишение пищи и питья

2

1

Лишение прогулки

68

62

Принуждение к продолжительным неудобным позам (стояние на одной ноге, сидение на корточках, с завязанными за спиной руками)

3

1

Стояние на коленях на полу на рассыпанной крупе

6

2

Жестокие по отношению к психике ребенка: запугивание - «спущу в унитаз», «вырою яму и закопаю», «отдам в другую семью», «выгоню из дома», «отрежу ухо» или другие части тела, «зашью рот», «приколю язык» и др.

20

6

Размещение в клетке

-

1

Угроза лишить своей любви

72

85,5

Лишение возможности просмотра телепередач

86,5

89,1

Лишение общения, т.е. не разговаривать с ребенком длительное время

45,7

47

Заклеивание рта пластырем, липкой лентой

6

8

 

При этом было установлено, что следы побоев детей тщательно скрываются родителями, и, тем не менее, существуют случаи, когда воспитатели фиксируют их на теле ребенка.

Удивительным фактом является то, что даже при наличии ярко выраженных следов побоев и даже гематом, дети не обращаются за помощью и защитой к воспитателю своей группы.

Несмотря на жестокое обращение родителей с ними, дети заявляют, что любят своих родителей. Из 150 детей только один ребенок (в возрасте 5 лет 10 месяцев) выразил желание «убить своего папку», который, будучи пьяным, бьет его ремнем.

Среди родителей (150 человек), которые подвергали своих детей различного рода жестоким наказаниям, только одна мать заявила о том, что она ненавидит собственного ребенка и считает его «исчадием ада», а остальные выражали любовь и привязанность к детям.

В тех случаях, когда удавалось установить контакт с родителями, ученые пытались выяснить, какие наказания применялись к самим родителям в детстве (в %%):

  • лишали удовольствия - 80;
  • стояли в углу, в том числе в неудобных позах и на горохе - 65,7;
  • подвергались телесным наказаниям (били ремнем, тяжелыми предметами с нанесением увечий) - 63;
  • запугивали - 45,7;
  • наказывали лишением общения (подолгу не разговаривали с ними и т.п.) - 58,4.

Несмотря на это родители с теплотой вспоминают своих родных и считают их поведение, даже в самых крайних ситуациях (например, выбили 2 передних зуба за бранное слово) оправданным, так как эти действия, по их мнению, осуществлялись во благо ребенка.

Мы специально исследовали оценку родителями своей компетентности.

Родители чувствуют себя (в %%):

  • вполне уверенно - 48,5;
  • «ребенок у нас хороший, но мы все равно, чувствуем себя неуверенно - вдруг мы что-то делаем не так, как надо» - 25,7;
  • не уверены, что действуем правильно - 20;
  • многое делаем неправильно, но не знаем, как изменить ситуацию - 8,6.

Таким образом, не все родители, которые реально прибегают к психотравмирующим способам воспитания, ощущают себя некомпетентными, хотя на уровне сознания понимают, что такие методы воздействия могут «испортить ребенку жизнь».

Таким образом, даже в обычной, нормальной российской семье, в которой ни один из родителей не является носителем патологических акцентуаций и социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства распространенное явление. Типичной ситуацией, в которой возникают эти нарушения - некомпетентные воспитательные воздействия на детей.

А что будет, когда эти дети пойдут в школу? Вы, уважаемые директора, должны знать, что частота побоев детей при поступлении детей в школу увеличивается в два раза. Детей бьют за двойки, тройки и даже четверки, за замечания в дневнике и т.п.

Вместе с тем, анализ ситуации показывает, что с нормативно-правовой базой защиты прав ребенка знакомы только 36% руководителей школ и 20% заведующих. Кроме того, в дошкольных образовательных учреждениях практически полностью отсутствуют тексты документов о правах ребенка, тогда как в школах они есть. В таблице 1.3 представлены результаты специального изучения данного вопроса.

Таблица 2. Наличие текстов документов о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях

Наименование документа

Подтверждение

В детском саду

В школах России3

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН

5

72

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

0,5

65

Закон РФ «Об образовании»

82

96,4

Семейный кодекс РФ

37

51,3

Работу по защите ребенка от всех форм насилия дошкольные работники и учителя рассматривают как должностную обязанность и считают, что ее проведение целиком зависит от уровня профессиональной квалификации самих педагогов.

Вместе с тем, большинство руководителей дошкольных образовательных учреждений и школ признали, что для них было бы очень  важно знать, за соблюдением каких именно прав ребенка на защиту и помощь воспитатели и учителя несут прямую ответственность.

По их мнению, эти права должны войти в Устав дошкольного образовательного учреждения и школы и Договор между детским садом и родителем.

Кроме того, руководители и педагоги детских садов и школ склонны считать, что обязательно должна быть установлена связь между аттестацией и аккредитацией образовательного учреждения и соблюдением прав детей в детском саду и школе.

Вместе с тем, было установлено, что низкий уровень правовой культуры приводит к тому, что у большинства руководителей образовательных учреждений и педагогов имеются весьма ограниченные представления о работе по защите ребенка от всех форм жестокого обращения.

В первую очередь это связано с тем, что согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме этого, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. В книге «Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» (М.: Юрист, 1998) четко указано, что «к формам психического насилия относятся угрозы в адрес обучающегося, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая, необоснованная критика», и т.п.

Если с учетом этого проанализировать деятельность воспитателей и учителей, то становится очевидным, что в настоящее время еще многие дети остро нуждаются в защите. При этом воспитатели и учителя не преднамеренно игнорируют ряд направлений в работе с детьми, а действуют так в силу непонимания данной проблемы.

В первую очередь это связано с тем, что с каждым годом в массовой практике детских садов и школ появляется все больше «проблемных» детей. К ним относятся дети с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность и т.п.), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.), которые в той или иной степени обнаруживаются у каждого третьего ребенка.

Вместе с тем, было установлено, что 58% педагогов не в состоянии не только установить причину и оказать помощь таким детям, но даже просто не видят сам факт эмоциональных переживаний ребенка.

Детские страхи, тревожность, длительное подавленное состояние и многое другое практически полностью «выпадают» из поля зрения большинства воспитателей и учителей.

Кроме того, было установлено (Едакова И.Н.), что в настоящее время значительное число детей в группах и классах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными» и социальный статус таких детей практически не меняется.

Таким образом, становится очевидным, что ребенка, посещающего образовательное учреждение, можно считать защищенным от физического насилия. Но еще требуется большая работа по повышению правовой, управленческой и педагогической культуры руководителей детских садов и школ для того, чтобы все формы защиты, предусмотренные Конвенцией и нормативно-правовыми документами, были реализованы.

Как показало проведенное нами изучение, в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед системой образования, является использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка в семье.

Для того, чтобы убедить, уважаемых директоров школ в этом, предлагаем им для обсуждения и рассмотрения примерное распределение функциональных обязанностей между сотрудниками, как дошкольных образовательных учреждений, так и начальной школы.

Очевидно, что в этой сложной и многоплановой работе должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая роль принадлежит заведующей - директору, методисту - завучу, психологу и воспитателю детского сада или учителю. Только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно и синхронно, мы сможем добиться желаемого результата. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Заведующая детского сада - директор школы.

Выступают с инициативой в проведении работы по защите прав детей. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Объясняют, что права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.

Приобретают для изучения в коллективе основные нормативно-правовые документы федерального уровня, а также региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:

  • законы, принятые законодательными органами субъектов РФ;
  • постановления (распоряжения) органов исполнительной власти;
  • нормативные документы конкретного образовательного учреждения.

Осуществляют распределение функциональных обязанностей между сотрудниками и оформляют их в письменном виде. Формирует мотив ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей.

Ориентацию сотрудников на уважение прав детей рассматривают как одну из значимых задач управления, без решения которой различные организационно-педагогические меры не дадут заметного результата.

Совместно с педагогическим коллективом определяют меру ответственности образовательного учреждения, педагогических работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей и включает их в устав детского сада - школы, заключают договор между учредителем и образовательным учреждением, между учреждением и родителями.

Принимают участие в выработке механизмов защиты прав детей и родителей от административного и педагогического произвола (проводят анонимное анкетирование родителей и сотрудников и др.).

Проводят собрания, на которых должны быть рассмотрены нормативные основы прав детей, подняты вопросы соблюдения личных прав детей в системе образования и определены направления работы конкретного образовательного учреждения для каждой категории сотрудников.

Планируют, направляют и контролируют деятельность коллектива. Устанавливают деловые контакты с учреждениями здравоохранения, культуры, социальной защиты. Заведующая детским садом осуществляет взаимодействие со школой по вопросам организации передачи тех детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых. Проводят специальную работу по осведомленности общества по вопросам защиты прав детей с использованием средств массовой информации.

Методист или завуч школы.

Способствуют появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации.

Разъясняют педагогическому коллективу значение Конвенции о правах ребенка как документа высочайшего педагогического значения, который:

  • помогает преодолеть авторитаризм в отношении к детям;
  • способствует выявлению личностных особенностей детей и использованию личностно-ориентированных методов обучения;
  • побуждает педагогов к взаимодействию с родителями и учреждениями здравоохранения и культуры в целях развития личности и соблюдения права детей на охрану здоровья, отдых, досуг и участие в культурной жизни.

Подводят педагогов к пониманию того, что решающее значение для соблюдения прав детей в системе образования имеет уровень квалификации и культуры самих педагогов.

Способствуют повышению уровня открытости в педагогической деятельности детского сада и школы (свободное посещение родителями групп, классов, участие в мероприятиях и т.п.). Обеспечивает доступ педагогов и родителей к документам по правам ребенка.

Проводят работу с воспитателями и учителями по правовому просвещению детей, обучению детей цивилизованным способам реализации своих прав.

Обеспечивают информированность педагогов, как об их собственных правах, так и о правах личности вообще.

Организуют для педагогов годичный семинар по проблемам соблюдения прав детей в системе образования, используя материал книги «О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации» (4) и «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада». (5 )...и «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада».

Определяют психолого-педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Организуют консультации для родителей, формирую библиотеку педагогической литературы по данной проблеме.

Организуют и проводят работу с воспитателями и учителями по повышению эффективности взаимодействия с родителями, осуществляют подбор литературы для самообразования, учат педагогов оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Создают условия для обмена и распространения опыта воспитателей и учителей. Участвуют в заседаниях методических объединений, в создании банка общественных данных о жестоком обращении с детьми.

Осуществляют контроль за работой педагогов по изучению семьи и выполнением планов взаимодействия с родителями, индивидуального общения с ними.

Психолог.

Организатор и непосредственный участник в работе по защите прав детей. Он проводит наблюдения за поведением детей в группах и классах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных. Осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями. Обучает педагогов, формирует у них потребность в психологических знаниях, умение использовать их в целях повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми и в интересах собственного развития.

Способствует обеспечению положительного социально-психологического климата в коллективе взрослых и детей.

Занимается психологическим просвещением родителей (тематические встречи с родителями по их заявкам, разработка содержания внутришкольных газет, памяток, листовок, радиолектория для родителей и т.п.).

Организует и проводит психолого-педагогические семинары о правах детей в современном обществе, примерное содержание которых может быть следующим:

  • этическое обоснование прав детей;
  • потребности и права ребенка;
  • потенциал личности и ограничение власти;
  • одиночество как благо;
  • право на каприз;
  • право на бесправие;
  • генезис правового сознания;
  • фольклор как средство формирования основ правовых представлений ребенка;
  • взаимосвязь социальных и педагогических гарантий права детей на образование;
  • право детей на свободное развитие интуитивной духовности;
  • защита ребенка от страхов современного мира 6.

Проводит работу с родителями детей «группы риска» - индивидуальные консультации, проведение занятий с ребенком в присутствии родителей, посещения на дому.

Воспитатель детского сада – учитель начальной школы.

Главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в образовательном учреждении, так и в семье. Ориентирует, просвещает и даже контролирует родителей.

Проводит систематическую работу по изучению семьи:

  • осуществляет наблюдение за детьми и их общением с родителями (как дети встречают своих родителей, с какими просьбами обращаются к родителям и др.), какие вопросы родители чаще всего задают педагогам, какова реакция родителей на детские шалости, капризы и отметки;
  • проводит с детьми рисование на темы: «Мой дом», «Моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки» и вместе с психологом анализирует полученные результаты;
  • посещает семьи, в процессе чего педагог может оценить характер взаимодействия взрослых членов семьи с ребенком ; проводит анкетирование родителей, которое позволит получить информацию о возрасте родителей, их образовании, интересах, отношении к ребенку; выявить трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего своего ребенка, пожелания и предложения. Результатом всей этой работы должен стать портрет родителей, в котором должны найти отражение результаты проведенного изучения;
  • вместе с психологом обрабатывает и анализирует полученные данные:  структура семьи и психологический климат, стиль и фон семейной жизни, семейные традиции, социальный статус, степень участия в воспитательном процессе, отношение к ДОУ - школе, средний возрастной контингент, образование, одноколенные и многоколенные семьи, связь семьи с окружающим социумом и анализ этих связей.7

Проводит работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей

  • информирует родителей о нормативных основах прав детей;
  • вовлекает членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка, игротеках и других мероприятиях детского сада - школы;
  • консультирует родителей, используя очно-заочную форму (при индивидуальном общении и в письменном виде);
  • осуществляет интеграцию всех специалистов образовательного учреждения (организует для родителей консультации медперсонала, психолога, специалистов по физической культуре и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию и т.п.);
  • проводит встречи родителей с представителями организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы здравоохранения, социальной защиты населения, органы внутренних дел, инспекции по делам несовершеннолетних и т.п.);
  • индивидуально консультирует и посещает на дому детей, родители которых относятся к «группе риска»;
  • совместно с родителями разрабатывает общегрупповые традиции - праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, календарные праздники, связанные с семьей (День матери, Защиты детей и т.п.);
  • организует выставки, на которых будут представлены результаты художественно-эстетической деятельности детей и родителей (фотоматериалы, поделки, музыкальные номера, инсценировки и т.п.);
  • проводит спортивные мероприятия, походы, организует обмен опытом по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях;
  • разрабатывает игры и игровые упражнения, которые родители могут использовать с целью познавательно-речевого развития детей в домашних условиях.

Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с широким использованием разнообразных средств и методов: этические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности и игр-драматизаций, проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п.

Проведение специальных занятий на тему: «Первое знакомство с Декларацией прав человека» и «Каждый человек имеет право на имя и что означают наши имена», «Мой дом», «Моя семья», «Я и мое мнение», «Защити меня»(8.).

Уважаемые директора школ! Пожалуйста, обратите внимание на эту проблему, потому что вопрос защиты маленького ребенка от всех форм насилия является столь важным и значимый, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел. Обиженные, страдающие и очень несчастные дети постоянно будут сменять в детском саду и школе друг друга. Поэтому задача директора школы состоит не только в том, чтобы привести эту работу и добиться результата, но из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы преемственности в работе детского сада и школы.

  1. 1. Т.Н.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева, О.Л.Князева, Б.В.Соловьева ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА: КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000.

2. Так как обычно родители применяли несколько видов наказаний, то общая сумма превышает 100%

3. Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. Доклад. СПБ.: Издательство «Образование - Культура» 1999 - 2000.

4. О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина. О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. С.- Петербург, «Образование - культура», 1999 - 2000.

5. Т.Н.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева, О.Л.Князева, Б.В.Соловьева ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА: КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000.

6. См.: Общество и детство: права ребенка. Тезисы докладов и сообщений V международной конференции «Ребенок в современном мире: права ребенка» - СПБ, 1998.

7. Результаты анализа детско-родительских отношений и семьи используются методистом и психологом в годовом планировании работы дошкольного образовательного учреждения.

8. Использовались материалы С.В. Федотовой «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека». Автореферат кандидатской диссертации. М., 2000.

Смотрите также:

Статьи