Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура

Автор: Грошева Р.Н. 
Версия для печати

В условиях комплексных исследований молодежной субкультуры, ее взаимоотношений с культурой цивилизации, чаще всего используются методологии и методики различных дисциплин (философии, социологии, педагогики, психологии, политологии и др.), так как происходящие в этой сфере процессы многомерны и неоднозначны. Философы О.Шпенглер, Г.Маркузе, К.Маркс, Ницше считали объективным явлением противостояние старого и нового, молодого и отживающего. «Цивилизация, - писал О.Шпенглер, - есть завершение. Она следует за культурой, как … окончание за развитием…».

Изучение молодежной культуры, процессов, происходящих в ней, различных направлений молодежной субкультуры представляется особенно актуальным. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультура молодого поколения приобретает контркультурные черты, когда досуг воспринимается как основная форма жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека.

Молодежная субкультура, уличная подростковая субкультура как часть ее, неформальные подростковые объединения интенсивнее развиваются в городах-мегаполисах, обладающих соответствующими информационными, коммуникативными ресурсами, основными средствами, человеческим материалом.

Самой незащищенной в культурном отношении категорией городского населения являются дети, подростки и молодежь. В больших городах сложились особые, малопригодные для жизни условия. Скученность, теснота, загрязнение окружающей среды, шум, интенсивное уличное движение, малоподвижный, но вместе с тем, напряженный образ жизни, сокращение жизненного пространства – все это порождает и развивает различные виды психических расстройств: неуравновешенность, агрессивность, подавленность, чувство одиночества. Характерными чертами жизни городских подростков все чаще становятся пьянство и алкоголизм, наркомания, насилие, преступность, проституция.

Основными социальными факторами, способствующими возникновению уличной подростковой субкультуры, принято считать невозможность самореализации в кругу семьи, в школе или формальных общественных организациях, а также отсутствие взаимопонимания, разногласия, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями.

Основные мотивы вхождения в подростковые неформальные объединения –стремление обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, избавиться от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.

Ретроспективный анализ собственного педагогического опыта работы автора статьи с девиантными подростками, убеждает в тесной связи девиаций в поведении у подростков-мальчиков с уличной подростковой субкультурой, с образом жизни в том или ином неформальном объединении. Например, девиантные подростки-мальчики не скрывают свою принадлежность к скинхэдам, бравируя своей агрессией, смелостью, выносливостью. В почете у подростков-скинхэдов ритуальные испытания выносливости (прижигание сигаретой кисти руки). Подростки-скинхэды имеют свои искаженные понятия и представления о справедливости («не должно быть очень богатых людей»), честности («денежный долг верни в срок») и даже о патриотизме («Москва - для москвичей, Россия – для россиян»). Подобные идеи навязываются подросткам всеми способами, включая методы «нравственного подкупа»: их умеют выслушать, принимать как равного, всегда защищают и хвалят. Это готовит почву для восприятия подростками-мальчиками идеологии «скинов», жесткой дисциплины их организации, беспрекословной субординации и подчинения.

В построении воспитательной системы специализированной школы (открытого типа) для подростков-мальчиков девиантного поведения основными направлениями являются:

  • гуманизация воспитывающей деятельности образовательного учреждения;
  • переубеждение подростков логикой, практикой, здравым смыслом;
  • реализация физической силы подростков в труде, спорте и подготовке к службе в армии;
  • психологическое оздоровление и выработка конструктивного опыта поведения в тренинговых формах работы;
  • подготовка педагогических кадров, умеющих противостоять подростковой агрессии и нейтрализовать ее.
Смотрите также:

Статьи