Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Анализ школы Щетинина



Источник: газета Первое сентября, №27, 2000

Автор: Адамский А.И. 
Тип: обзор
Версия для печати

Развернутая аннотация

Только в деянии можно оценить, насколько совершенен наш ученик, насколько воспитан, бережен к человеку. По этим параметрам мы и должны его оценивать.
М.П. Щетинин

Гуманная педагогика идет на смену не оправдавшей себя авторитарной педагогике. Когда ученика заставляют учиться, подавляется творческий потенциал личности ребенка. Цель гуманной педагогики - создать среду, в которой расцветает личность, творчество, индивидуальность. Преимущество этой методики Михаил Петрович Щетинин доказал на практике.

Авторитарная педагогика слаба тем, что человек получает отрывочные, не связанные друг с другом сведения из разных областей знаний, не формирующие целостного гармоничного восприятия мира, целостного мировоззрения.

Школа Щетинина позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал личности ребенка, не просто получить на основе глубоких знаний целостное представление об окружающем мире, но и применить их в реальной жизни.

  • Первое основание щетининской педагогики, - нравственно-духовное развитие каждого. В этом залог веры в Бога и забота о Родине. Вера в Бога не афишируется, нет специальных занятий по религии. Она растворена в самой жизни.
  • Еще одна основа - это устремленность к познанию.То, что в обычных школах называется учением, здесь можно обозначить только устремлением к познанию.
  • Третья образовательная основа - это труд, точнее, любовь к труду в любых проявлениях.
  • Четвертое образовательное основание -эточувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем.
  • Пятое образовательное основание - это мощная физическая подготовка каждого: маленького и взрослого, ученика и учителя, девочек и мальчиков.
  • Самое главное основание щетининской школы - это утверждение прекрасного во всем: и в том, как чистится картошка и как укладывается кирпич за кирпичом, и в том, как танцевать и петь, что читать и как разговаривать с человеком.

В центре интернатный тип обучения. Школа построена в сельской местности. При этом весь комплекс зданий ребячьими руками. Взрослые выступают только в качестве консультантов.

Тут нет классов в нашем обычном понимании. Это уютные комнаты, где как бы семья располагается за столом и размышляет - о математике, о химии, о литературе. Щетинин считает, что человек должен воспитываться и обучаться в естественных условиях, как в семье, поэтому за классным столом сидят и семи-, и тринадцати-, и двадцатилетние. Здесь нет учеников и учителей. Есть друзья-ученики и старший друг-наставник. Живет как бы одна большая семья.

Учеба и труд текут непрерывно в течение дня. Может быть, поэтому учеба для детей не наказание, а радость приобретения знаний, а труд становится счастьем творчества.

При поступлении в школу ребенку дается испытательный срок, с целью адаптации ребенка в этой среде. Он просто живет в коллективе, и сам решает, остаться или нет.

Одна из прекрасных сторон методики Щетинина - ребенок развивается в том темпе, который ему свойствен. Здесь не задерживают быстроходов и не поторапливают тихоходов. При этом никакого взаимного раздражения - доброжелательность и постоянная забота друг о друге.

Еще одна прекрасная сторона - учитывание природных склонностей учеников. Ведь именно склонность ребенка должна интересовать учителя в первую очередь! Ибо без таланта нет личности. Отсюда идея "кафедры", где ребенок достигает наивысших результатов в каком-либо деле. И тогда уже он может учить своего одноклассника, который в свою очередь, научит его чему-то другому.

Щетинин совершил величайшее образовательное открытие, которое, конечно, осталось незамеченным его погромщиками. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом острове, что этот уклад и стал содержанием образования. Конечно, программа, учебные предметы здесь есть, ребята изучают и математику, и биологию.

И еще: все говорят о том, что дети разные и у них не только разный ритм учения, но и разные области наиболее полного раскрытия способностей. Но пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. И поэтому по физике щетининский ученик может учиться в 9 классе, а архитектуру изучать по вузовской программе. Это и есть непрерывное образование.

Индивидуальный темп - вот что так несоизмеримо важно детям в постижении учения, и что в современной школе достичь немыслимо трудно. Но вполне возможно учитывать природные склонности учеников путем каких-либо факультативных занятий или разделения учеников по группам (не классам, а именно группам) по интересам, что также очень затруднительно в условиях современной школы. Но даже если очень постараться и учесть хотя бы эти два параметра - это не будет суть Щетининской идеи Школы, т.к. современная школа во всех ее проявлениях не может дать ученику формирующего целостного восприятия мира, целостного мировоззрения…

Аннотацию выполнила  студентка  Пугачева Татьяна

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

20.07.2017

«Младшие школьники различаются по уровню психического развития, у них могут быть разные проблемы со здоровьем, условия дошкольного поведения и воспитания. Все это обязательно надо учитывать»


14.07.2017

Стартовало общественное обсуждение нового проекта профстандарта педагога


12.07.2017

Психология станет школьным предметом с 2020 года



Медиатека

Все ролики


Партнеры

мониторингнсид.рфНациональная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы
мониторингнсид.рф
Факультет психологии образованияФакультет
Психология образования
fpo.ru
Министерство образования и науки РФМодернизация педагогического образования
педагогическоеобразование.рф
Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры



Союз охраны психического здоровья
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2017 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика