Психологическое знание в арсенале средств практического психолога
|
Профессия психолога-практика, в недалеком прошлом почти уникальная, в последние годы стала очень распространенной. Можно наблюдать три взаимосвязанных процесса: рост потребности в психологах в самых разных областях (политика, банковское дело, сфера бизнеса, образование, медицина), расширение сети образовательных учреждений по подготовке психологов-практиков, подъем интереса к этой профессии как у молодежи, поступающей в вузы, так и у взрослых, желающих получить новую профессию.
Сегодня очевидно, что ответить на все запросы людей, нуждающихся в психологической помощи во все усложняющихся социальных условиях, способны только тщательно подготовленные профессионалы. Теоретически анализ базовых категорий и понятий профессиональной деятельности психолога-практика должен предшествовать построению образовательных систем. Попытаемся сделать это вслед набирающему темпы процессу массового производства разного рода специалистов в области психологической помощи.
В прошлом году в одной из статей, опубликованных в журнале «Психологическая наука и образование», я предложила определить границы и виды психологической помощи [4].
Поскольку понятия «консультирование», «коррекция», «психотерапия» большинством авторов используются по-разному, а применяются порой к описанию одних и тех же видов деятельности, читателю трудно понять, о чем идет речь.
Мне кажется целесообразным различать психолого-педагогическое, профессиональное, семейное и личностное консультирование. По моему мнению, для профессионального психолога-практика большое значение имеет выявление специфики личностного консультирования и психотерапии. Для облегчения понимания моей позиции я приведу здесь свою трактовку.
Психотерапия — психологическая помощь человеку с целью лечения его организма, психики, помощь в разрешении его проблем. В качестве проблемы выступает внутренний конфликт человека, как правило им не осознаваемый. Психотерапевт решает проблемы вместе с клиентом, работая в масштабе всей его личности, в системе его взаимоотношений с самим собой, окружающими или даже со всем миром.
Подробнее на сайте журнала "Психологическая наука и образование"