Цветкова Л.С.
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Цветкова Любовь Семеновна
Ученая степень: доктор психологических наук
|
|
Доктор психологических наук (1970), профессор (1976) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
Образование и научная деятельность.
Родилась 21 марта 1929 г. в Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1953), доктор психологических наук (1970), профессор (1976) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Лауреат Ломоносовской премии МГУ за 1973 г. за монографию «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга». Имеет медали, в т.ч. бронзовую медаль ВДНХ (1972). Действительный член Академии педагогических и социальных наук (с 1996 г.), член Международного общества нейропсихологов (1990), вице-президент Международной Ассоциации музыкотерапии речи (1986), Заслуженный профессор МГУ (1999). Является членом редакционно-издательского совета издательства «Патолингвистика» (ФРГ), членом редколлегий ряда иностранных научных журналов (Германия, Испания), имеет медаль почетного профессора университета г. Хельсинки (Финляндия).
Область научных исследований.
Нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А. Р. Лурия на тему: «Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга» (1962). Докторская диссертация: «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга» (1969). Цветкова - продолжает традиции своего учителя - профессора А. Р. Лурия, занимается изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом (Цветкова, 1990). Разрабатывает научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, ведет поиск методов его научного обоснования, а также исследует нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных.
Читает лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: «Нейропсихология», «Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга» и др. Под ее руководством защищено 25 кандидатских диссертаций.
Более 220 научных публикаций, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.).
Основные работы:
- Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга. М., 1966 (в соавт. с А.Р.Лурия);
- Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972;
- Нарушение и восстановление счета. (При локальных поражениях мозга). М., 1972;
- Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. М., 1985;
- Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.
- Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе М.: Институт Практической Психологии ,1996. —64с.
- Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга НПО "МОДЭК" , 2003. — 112 с.