Бодалев А.А.
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Бодалев Алексей Александрович
Ученая степень: доктор психологических наук
|
|
Доктор психологических наук, профессор, руководитель группы «Психология общения, развития и реабилитации личности» Психологического института РАО, главный научный сотрудник, академик РАО, академик Международных академий Высшей школы (МАВШ), психологических (МАПсН), акмеологических наук (МААН), Академии педагогических и социальных наук (АПСН), Балтийской педагогической академии.
Жизненный путь и профессиональная деятельность.
Родился 13 октября 1923 г. в г. Сарапуле Удмуртской АССР. Окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета (1950).
1966 г. - доктор психологических наук.
1968 г. - профессор.
1992 г. - профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии.
1979-1986 гг. - декан, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии.
1976-1988 гг. - член Международной ассоциации научной психологии и член ее ассамблеи.
1978 г. - действительный член АПН СССР.
1993 г. - действительный член РАО; член Международной академии психологических наук; член Международной академии акмеологических наук.
1994 г. - член Международной академии педагогических наук.
Награды.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1983), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), «В память 250-летия Ленинграда» (1957), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970) и др.
Область научных интересов:
общая, педагогическая и социальная психология.
Тема кандидатской диссертации: «Формирование требовательности к себе у старшего школьника».
Тема докторской диссертации: «Восприятие и понимание человека человеком». В докторской диссертации и последующих работах впервые в отечественной психологической науке последовательно была освещена феноменология познания человека человеком - процессы восприятия, памяти, воображения, мышления, актуализирующиеся у людей, когда они взаимодействуют друг с другом. В работах были прослежены взаимосвязи между основными характеристиками этих процессов, особенностями мотивационно-потребностной сферы у лиц, участвующих в общении, а также их поведением. Были раскрыты различия в названных процессах, в проявлениях ценностно-ориентационной сферы и в особенностях поведения при межличностном взаимодействии, зависящие от возраста, пола и профессии участников общения. Также впервые в отечественной психологии систематическому изучению были подвергнуты закономерности и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке. Впервые в отечественном человекознании развернуто был раскрыт предмет акмеологии - науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и исследующей развитие человека как индивида, личности и как субъекта деятельности на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Читал курсы лекций по общей психологии, социальной перцепции и психологии межличностного общения.
Алексей Александрович Бодалев создал оригинальную научную школу в психологии: под его руководством выполнены и успешно защищены 127 кандидатских и 27 докторских диссертаций.
Из более 500 опубликованных А.А.Бодалевым трудов 50 переведены и изданы в других странах: США, Франции, Германии, Канаде, Японии, Мексике и др.
При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: http://www.pirao.ru/strukt/sotr/bodalev.html, http://www.psy.msu.ru/personali/present/bodal.html
- Восприятие и понимание человека человеком М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
- Личность и общение М.: Международная педагогическая академия , 1995. — 328 с.
- Общая психодиагностика М.: Издательство МГУ , 1987. – 304 с.
- Психология общения М.:Московский психолого-социальный институт. - Воронеж:НПО «МОДЭК», 2002, 320.
- Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования М.: Педагогика Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, 1989. — 208 с.