Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Басилова Татьяна Александровна
Ученая степень: доктор психологических наук
|
|
Образование
В 1972 г. окончила психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирантуру НИИ дефектологии АПН СССР.
Профессиональная деятельность
- С 1972 г. - младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО – ИКП РАО); с 1995 г. – зав. лабораторий содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта ИКП РАО;
- С 1995 по 2005 г. (по совместительству) – сначала доцент кафедры сурдопедагогики, а затем доцент кафедры клинических основ дефектологии и специальной психологии МГОПУ им. М.Шолохова. Преподавала курсы специальной психологии и сурдопсихологии;
- С 1999 по 2002 г. – доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ (по совместительству);
- С 2002 г. по настоящее время – профессор, а затем зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ.
Область научных интересов
- диагностика психического развития детей с нарушением слуха и со сложными сенсорными нарушениями
- клинико-психолого-педагогическое изучение лиц со сложными сенсорными нарушениями
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка со сложным нарушением в семье
- развитие игры у слепоглухих детей
- социально-бытовая ориентация слепоглухих
- история обучения и изучения слепоглухих в России и в зарубежных странах
- история и методология специальной психологии
Учебные курсы
- Введение в профессию
- Обучение слепоглухих
- Психология детей с сенсорными и двигательными нарушениями
- Практикум «Сложный дефект»
Публикации
- Слепоглухие дети // Специальная психология: Учеб. пособ. для студ. дефектол. ф-тов высш. пед. завед. / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2003. С. 391–407.
- О развитии игровых навыков у слепоглухих детей // В помощь родителям детей, имеющих нарушения зрения и слуха / Под. ред. И.В. Саломатиной. М.: РГБС, 2002. С. 3–18.
- Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для сред. учеб. завед. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. С. 374–397.
- О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза // Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей. М.: Изд. АПН СССР, 1990. С. 41–56 (в соавт. с А.А. Катаевой, Е.Л. Гончаровой).
- Воспитание и обучение дошкольников со сложными и множественными нарушениями // Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Под. ред. Е.А. Стребелевой. М.: Академия, 2001.
- Проблемы психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте // Дефектология. 2002. № 4. С. 23–28.
- Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными или множественными нарушениями. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2001.
- Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под. ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф-сервис, 1998. С. 35–56 (в соавт. с Г.В. Скабло).
Награды и регалии:
2006 г. – Медаль им. К.Д. Ушинского за заслуги в области образования
Авторские разработки
-
Специальная психология (ЭУМК)
Член редколлегии журнала "Психологическая наука и образование"
Научный лекторий по современным проблемам психологии
Лекция «Проблемы психического здоровья детей и взрослых с нарушением слуха» / 1 декабря 2010 г., Россия, Москва
Публикации
КНИГИ:
- Слепоглухие дети М.: Издательский центр «Академия» // Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. — 2003. — С. 391—406.
СТАТЬИ:
- Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет // Дефектология. — 2006. — № 2. — С. 3—13.
- Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Научные исследования: