Доклад Е.Л. Григоренко на тему «Аврора – психологическая батарея методик для идентификации одаренности»

27.04.2011
Рубрики: Педагогическая психология, Специальная психология, Нейропсихология нормального развития
11 апреля 2011 года в МГППУ состоялось второе заседание семинара по проблеме одаренности, организованного Городским ресурсным центром одаренности МГППУ. На семинаре был представлен доклад Елены Леонидовны Григоренко, доцента кафедры психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова и профессора Центра Ребенка Йэльского университета (США) на тему «Аврора – психологическая батарея методик для идентификации одаренности». Проект «Аврора» был начат Р. Стернбергом и Е.Л. Григоренко в Йельском университете (США) в 2004 году.
Елена Леонидовна Григоренко    В докладе Е.Л. Григоренко была представлена новая многопрофильная диагностическая батарея методик Аврора, предназначенная для оценки уровня развития аналитических, творческих и практических способностей детей и разработанная на основе теории успешного интеллекта Роберта Стернберга. Методологически, подход, лежащий в основе проекта предполагает использование множественных информаторов (учителей, родителей и самого ребенка), разные типы оценивания (тесты, произвольные задания, интервью, опросники и самоотчет), а также различные варианты заданий (со множественным выбором, с коротким ответом и открытые). В докладе рассматривались структура, отдельные модули и примеры конкретных заданий Авроры. Эта батарея методик состоит из пяти модулей: групповых тестов, структурированного интервью для родителей, оценочной шкалы для учителей, модуля индивидуального тестирования и наблюдения, а также опросника для детей.

В настоящее время проект Аврора помимо США реализуется в девяти странах мира: Великобритании, России, Испании, Саудовской Аравии, Израиле, Греции, Словакии, Португалии и Голландии. Общая выборка детей составляет около 15000. В этой связи обсуждались вопросы международного сотрудничества и возможности использования сети Интернет при получении и обработке данных (в том числе и экспертных). Приводились психометрические характеристики субтестов, анализировались полученные эмпирические результаты для ряда национальных выборок (США, Великобритания, России). Поднимались дискуссионные вопросы, связанные с проблемами диагностики детской одаренности, с разработкой многопрофильной диагностической батареи методик, а также перспективы дальнейшего развития проекта Аврора.

Теоретическая основа проекта Аврора и соответствующие эмпирические данные были опубликованы на нескольких языках, в том числе и по-русски (С.А. Корнилов, М. Тан, Д.Д. Хименко, Е.С. Фролова, М.Г. Мокринский. Р.Дж. Стернберг, Е.Л. Григоренко "Проект Аврора: Комплексная диагностика детской одарённости", Психология, Журнал Высшей школы экономики, 2009, Т.6, № 3, С. 117–125) .

Подробнее о других лекциях зарубежных специалистов