Несчастье счастья материнства: о чем не принято говорить

10.04.2024
Рубрики: Младенчество
Мария Евгеньевна Блох, кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт Научно-исследовательского института акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, перинатальный психолог, сексолог, соруководитель программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология, психопатология, психотерапия» Института практической психологии «Иматон», выступила с докладом «Несчастье счастья материнства: о чем не принято говорить» на пленарном заседании 10-го Зимнего фестиваля Психологической газеты «Счастливая семья — это…».

О развитии темы материнства. В психоаналитических трудах теме материнства посвящено огромное количество работ, начиная с Зигмунда Фрейда, который обращал внимание на значимость ранних отношений для развития любой психопатологии, продолжая в работах Анны Фрейд, Мелани КляйнРене ШпицаУилфреда Биона. Все они говорили о важности роли матери, о её способности адаптироваться к ребёнку, о её терпимости, чувствительности, отзывчивости, возможности удовлетворить потребности ребенка здесь и сейчас.


Способность увидеть маму в её реальности, в её живости, некая деидеализация материнской идентичности началась с работ Дональда Винникотта, который стал говорить о том, что идеальная мать не нужна ребёнку, ребёнку нужна достаточно хорошая мама, та, которая способна удовлетворять его потребности, но не всегда; которая может быть просто человеком со своими трудностями, сложностями, переживаниями.


Рассмотрим феномен материнства в призме материнской идентичности, с точки зрения того, что же происходит всё-таки с мамой. Ни одно событие не меняет так сильно жизнь человека, как рождение ребёнка, как переход на совершенно другой этап своего развития. Как бы ни завершилась беременность, на каком бы этапе она ни завершилась, вернуться к той идентичности «не родителя» уже невозможно. Даже когда мама воспитывает своего ребёнка, он вырастает, сам становится родителем, уходит из дома в свою собственную жизнь, она все равно не возвращается в свою идентичность «не родителя».


Материнское отношение, материнская идентичность формируются постепенно, проходя определённые этапы: сначала в фантазийном пространстве, ещё до возникновения беременности, потом в процессе взаимодействия с ребенком как частью себя, потом во взаимодействии с ребёнком как отделяющимся объектом, потом как субъектом, имеющим собственные границы. И на этот длительный процесс влияет огромное количество разных факторов, весь опыт жизни.

Обретение материнской идентичности опирается на множество факторов: особенности адаптивности, опыт эмоциональных отношений с собственной мамой, культурные, социальные, личностные характеристики, супружеские отношения и удовлетворенность семейными отношениями, физическое и психическое здоровье женщины.


Материнство — это, безусловно, важнейшая задача, благодаря которой мы вообще здесь все сидим, существуем и продолжаем существовать несмотря ни на что. Но при этом это ещё и трудная задача, которая требует множество ресурсов и, в первую очередь, принятия собственной уязвимости, где-то несостоятельности, где-то несовершенства, принятие этого как нормального.

Мы все проходим через этот путь с разной степенью интенсивности. Мы переживаем положительные и отрицательные чувства. Каждая мать делает для ребенка всё, что может, просто каждая может разное. И наша задача — помочь ей увидеть её разное и дать ей возможность увидеть то, что у неё есть, но что она почему-то не может использовать.