Перспективы использования компьютерной игры для развития перцептивных действий у старших дошкольников

Автор: Ткаченко С.Б. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

В рамках темы конференции «Образование в современной России: проблемы и перспективы» актуальность исследуемой проблемы не вызывает сомнений. Расширение области применения современных развивающих средств, на ступени дошкольного образования, позволит разнообразить деятельность педагогов и повысить эффективность педагогической работы дошкольных учреждений. Возможность разработки целевой компьютерной программы, направленной на развитие способности детей решать задачи по созданию целостного предметного образа в умственном плане, без опоры на практическую деятельность, является предметом рассмотрения данных тезисов.

Данные, полученные в результате проведенного пилотажного эксперимента с детьми 6 лет на базе прогимназии №58 города Подольска, подтверждают возможность эффективного применения компьютерной игры в педагогическом процессе дошкольного учреждения, что дает нам основание для дальнейшей деятельности в данном направлении.

С участниками экспериментальной группы была проведена диагностика с использованием диагностического материала «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет)». Исследование ставило следующие задачи:

  • выявить уровень способности построения образа целостного объекта на основе анализа и синтеза его внешних свойств;
  • выявить уровень овладения действиями перцептивного моделирования.

По результатам диагностики дети были поделены на пять групп, в основании которых были положены уровни развития перцептивных действий.

К первой группе (16%) были отнесены дети, активность которых была направлена на техническую сторону деятельности. Дети предпочитали разрисовывать диагностический материал, занимались зачеркиванием всего, что было изображено на листе. Вторая группа (22%) решала задачи методики не с помощью моделирующего действия, а целостным замещением образца либо одной фигурой, либо их целостным комплексом, без последующего соотнесения выбранных фигур с образцом. К третьей группе (29%) отнесены дети, владеющие действиями перцептивного моделирования, но их успешность относится к решению наиболее простых задач, фигуры из трех и более элементов вызывает большие затруднения. В четвертую группу (17%) вошли дети, владеющие всей системой операций на хорошем уровне. Сложность задания не влияет на результат, но неточные решения все же присутствуют. К пятой группе (16%) были отнесены дети, которые в условиях предложенной методики обнаружили высокую степень владения действием перцептивного моделирования.

В группах была проведена серия занятий с использованием компьютерных программ, разработанных для детей дошкольного возраста: «Вундеркинд +» (Компания «Никита»), «Фима» (Творческий коллектив ДОУ №158), «КИД Малыш» (Ассоциация Компьютер и Детство), «Волшебные игрушки» («Просвещение Медиа»), «Учимся думать» («Просвещение Медиа»). Из вышеперечисленных программ были отобраны развивающие игры, содержание которых можно использовать в качестве средства развития перцептивных действий. Детям предлагались игры в системе постепенно возрастающей сложности заданий.

Наблюдения за деятельностью детей показали, что представители группы с низкими показателями по результатам диагностики, решали подобные задачи более успешно в процессе взаимодействия с компьютером, не уступая по количеству верных ответов детям, показавшим более высокие результаты. Серия занятий проводилась в течение 6 месяцев. По окончанию работы была проведена повторная диагностика экспериментальной группы. Результаты показали, что пятая и четвертая группы увеличились до 20%; третья группа снизилась до 26%; вторая группа составила 19% детей; первая 15%.

На наш взгляд результаты исследования, представленные в тезисах, являются основанием для дальнейшей плодотворной работ в рамках заявленной проблемы. Экспериментальное изучение влияния компьютерных игр на развитие перцептивных действий у старших дошкольников, дальнейшая разработка и введение в педагогическую практику серии компьютерных программ позволит внести вклад в решение ряда задач связанных с инновацией образовательного процесса в ДОУ.

Библиография

  1. 1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М,.196,.с. 365
  2. 2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 1988, с. 144
  3. 3. Новоселова С., Парамонова Л. «Информатизация дошкольного уровня образования в России - начало положено в Москве» // Дошкольное воспитание, 1990, №9, С. 65-71.
  4. 4. Осипова Т.Г «Компьютерные программы для детей дошкольного возраста» // Детский сад от А до Я научно-методический журнал для педагогов и родителей, 2003, №1 (01), С. 149-161.
  5. 5. Петку Г.П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерских играх с применением компьютерных средств. М.,1992, с.17