Речь женщин в разные периоды беременности

Автор: Брутман В.И. 
Ключевые слова:  беременность  речь 
Версия для печати

Как известно, во время беременности происходят закономерные, глубокие психофизиологические сдвиги, которые становятся основой для изменений сознания будущей матери, направленных на ее подготовку к материнству (Копыл, Баз, Баженова, 1994; Брутман, Радионова, 1997; 1,1988). Поиски объективных маркеров, способных еще во время беременности установить степень психологической готовности к материнству, привели нас к исследованию динамики речевых характеристик женщин во время беременности. Основанием для этого стал известный факт особой чувствительности речи к изменениям состояния сознания, эмоциональной сферы.

С этой целью нами был проведено проспективное исследование, в котором приняли участие 26 физически и психически здоровых женщин, впервые вынашивающих желанную (по самоотчету) беременность. На протяжении всего срока беременности каждая из них тестировалась трижды (в период первого, второго и третьего триместра).

Вопросы, задаваемые женщинам, были заранее стандартизированы и в
основном связаны с ребенком. Они варьировались на протяжении
репродуктивного цикла в зависимости от того, какие события, касающиеся
ребенка, были актуальны для матери (шевеление плода и ощущения матери; ее
мечты, впечатления от УЗИ и т.п.). Записанные при этом рассказы о будущем ребенке является результатом вербализации «мысленного образа ребенка», который существует (и постоянно меняется) в сознании будущей матери. Под «мысленным образом» понимается "репрезентация в уме не присутствующего объекта или события" (Солсо, 1996. С.276). «Мысленныйобраз» отражает не только часть модели мира, но и, что очень важно, оценки и отношения в этой модели мира к данному объекту.

Для анализа полученных записей речи нами были выбраны следующие лингвистические характеристики:

1. Темповые характеристики речи (темп ровный-неровный; медленный, средний, быстрый; комбинированный).

2. Объем текста и объем синтагмы (в количестве лексических единиц).

3. Явления хезитации (незаполненные паузы колебания на стыке синтагм и внутри синтагмы, заполненные паузы колебания различного типа, речевые "сбои") и слова с семантикой неопределенности.

4. Средства, несущие информацию об эмоциональной окрашенности
речи, т.е. об отношении говорящего к теме (эмоциональная
окрашенность, акцентная выделенность, диминутивы - слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами), интенсификаторы - слова,
демонстрирующие силу проявления признака, действия или качества;
квалификативы - "признаковые" слова, определения разного рода,
согласованные и несогласованные, и обстоятельства).

Для удобства восприятия все показатели представлены для текста объемом 100

лексических единиц.

Лингвистический анализ включал два этапа:

1. Количественный анализ

2. Качественный анализ.

Количественный анализ.

В результате лингвистического исследования в количественном плане были обнаружены следующие изменения речи женщин в разные триместры беременности:

1. От первого к третьему триместру беременности постепенно сокращается объем текста о ребенке (130 - 109 - 102 лексические единицы), но возрастает средняя длина синтагмы (4,5 - 4,9 - 5,0 лексических единиц).

Это свидетельствует о том, что у испытуемой появляется возможность "упаковать" большее количество информации в одну ритмико-смысловую единицу. Причем речь здесь идет именно о большем количестве нагруженных смыслом, обладающих определенным лексическим значением лексических единиц, поскольку не увеличивается (8,9 - 8,7 - 8,9) количество "сорняков" и слов с семантикой неопределенности (5,6 - 6,8 - 5,8).

2. В третьем триместре по сравнению с первым увеличивается
количество определений разного типа (8,5 - 5,6 - 12,7). Все это позволяет
говорить о том, что со временем мысленный образ будущего ребенка становится
более определенным, объемным, характеризуется более широким набором
признаков, которые прочно связаны в сознании матери с образом ребенка.
Вместе с тем количество лексических единиц с другими синтаксическими
функциями (сказуемые, обстоятельства, дополнения) остается неизменным:
именно за счет увеличения числа определений разрастается объем синтагмы.

3. Установлено, что рассказы о ребенке большинства женщин
(данные приведены в процентах) на протяжении всего периода беременности
отличаются положительной эмоциональной тембральной окрашенностью речи
(65% - 80% - 65%), чем ее нейтральностью. Этот факт можно рассматривать как
доказательство того, что положительное эмоциональное отношение к ребенку в
норме формируется уже в самом начале беременности, во время первого
триместра. Это подтверждается и отсутствием различий в области
интенсификаторов и диминутивов в речи женщин от триместра к триместру: уже
в начале беременности их количество очень велико.

4. Отмечена и еще одна существенная особенность речи женщин во
время беременности. Речь идет об увеличении количества длительных
незаполненных межсинтагме иных пауз (15,8 - 21,3 - 25,5) и аналогичном
увеличении количества завершающих синтагм (типа «ВОТ») от первого к
третьему триместру.

Данное явление, скорее всего, связано со снижением скорости интеллектуальных операций и темпа речи вследствие изменения физического состояния женщины.

Таким образом, в качестве важнейших лингвистических маркеров мы можем

рассматривать:

- определения;

- диминутивы и интенсификаторы (их неизменно высокое количество на
протяжении всего репродуктивного цикла);

- постоянную положительную эмоциональную тембральную окрашенность
рассказа о ребенке.

Качественный анализ.

Нами установлено, что состав и способы выражения значения диминутивов и интенсификаторов не меняются на всем протяжении беременности. А вот в области квалификативов (определений) происходят существенные изменения, касающиеся их качественного состава. Это можно объяснить тем, что именно определения связаны в первую очередь с изменением образа ребенка в сознании матери, с формированием отношения к нему в период беременности.

Для анализа изменений качественного состава определений нами была использована универсальная классификация типов оценки, предложенная Н.Д.Арутюновой (Арутюнова, 1999.С 198-199), поскольку главным принципом выбора оснований оценки в этой классификации как раз и явилось отношение субъекта к оцениваемому объекту.

Прежде всего автор выделяет два типа аксиологических значений: общеоценочное и частнооценочное.

Общеоценочный тип реализуется в языке прилагательными "хороший" и "плохой", а также их синонимами с разными стилистическими и экспрессивными оттенками (прекрасный, замечательный, скверный, дурной). Частнооценочный тип более обширен и разнообразен и включает три группы.

1 . Сенсорные оценки (сенсорно-вкусовые, психологические,

интеллектуальные и эмоциональные).

2. Сублимированные оценки (эстетические, этические).

3. Рационалистические оценки (утилитарные, нормативные,
телеологические).

Наибольший интерес представляет сравнение оценок-прилагательных (определений) между первым и третьим триместром, поскольку именно тогда женщины обычно дают прямую характеристику ребенку, тогда как во втором триместре они, в основном, характеризуют свои переживания через ощущения от шевеления ребенка.

По результатам тестирования во время первого триместра типичным в описании ребенка является преобладание сенсорно-вкусовых характеристик, имеющих отношение к ребенку вообще, или детализированных, характеризующих части тела ребенка (ребенок маленький ~ маленький носик, маленькие губки, пальчики, ручки, ножки, пухлые щечки). Часто появляется

слово "маленький" или его синонимы (крошечный). Как их разновидность можно рассматривать и соотнесение ребенка с конкретным объектом. Во время первого триместра таким объектом может быть и человек, кто-то из родителей (похож на папу}, и детеныш животного (похож па лягушонка).

Психологические характеристики в период первого триместра беременности практически не встречаются.

Можно встретить рационалистические оценки ребенка, которые могут также быть детализированы, (слабый - слабые ручки), но они немногочисленны и имеют свои особенности по сравнению с третьим триместром (см. ниже).

В описании ребенка в период первого триместра частыми оказались и определения, представляющие собой общую оценку (хорошенький, красивый, симпатичный).

Определения, используемые женщинами по отношению к ребенку в период третьего триместра, имеют свои особенности.

Сенсорно-вкусовые характеристики так же популярны, но меняется их содержание. Причем изменения сенсорных характеристик влечет за собой и соответствующее изменение рационалистических оценок. Так, вместо слов "маленький", "слабый" появляются слова "сильный", "большой", "достаточно большой".

Круг сенсорных характеристик расширяется: появляются многочисленные указания на вес ребенка (два килограмма, будет мало весить, два с лишним будет, три с половиной килограмма). Применение УЗИ также способствует появлению новых характеристик. Наряду с описанием частей тела появляется описание внутренних органов (сердечко маленькое).

При этом слово "толстый" и его синонимы, довольно часто встречающиеся в речи женщин в период первого триместра и связанные с существующим в нашем сознании стереотипом младенца ("младенцем с картинки"), заменяется более реальным "худенький", "будет худоват".

Вместо сопоставления с детенышем животного и "младенца с картинки" (в первом триместре) в третьем появляется идея реального человека (человечек маленький, уже существо, какой-то живой). Появляются определения, выражающие нормативные оценки: "нормальный", "ручки, ножки нормальные", "сформировавшийся", "ручки, ножки сформированы".

Во время третьего триместра происходит замена вневременного образа ребенка на образ временной, соотнесенный с определенной точкой во времени, например, с моментом родов. Появляются соответствующие характеристики ребенка (комочек, синенький, в какой-то слизи, полете).

Соотнесение с реальным временем проявляется в появлении высказываний о ребенке в будущем времени (будет подвижный, сильный, большой, бойкий).

Можно отметить и характерный для третьего триместра сдвиг в сторону психологических характеристик: интеллектуальных и эмоциональных. Именно они, а не сенсорно-вкусовые, как во время первого триместра, занимают главенствующее положение среди определений, связанных с ребенком. Интеллектуальные характеристики представлены следующими примерами: "с какими-то требованиями", "характер как у папы", "человечек со своим характером". Среди эмоциональных характеристик можно назвать: "умиротворенный", "довольный жизнью", "добрый". Аналогичные результаты были получены нами раннее и при исследовании ассоциативных реакций на слово "младенец": более сильное эмоциональное отношение к ребенку у матерей по сравнению с женщинами, не имеющими детей, всегда сопровождалось увеличением количества психологических характеристик (Миронова, 1999). Интересно, что одновременно с ростом объема психологических характеристик увеличивается и количество указаний на психологические действия ребенка, (все понимает; чувствует, что на него обратили внимание...).

Несмотря на то, что наш эксперимент носил предварительный, пилотажный характер, даже такой ограниченный объем материала позволяет сделать ряд предварительных выводов:

1. Во время беременности происходят закономерные
психоэмоциональные сдвиги, которые отражаются в изменениях характеристик
речи (в количественном и качественном плане). Поэтому лингвистические
характеристики могут использоваться в качестве маркеров психологической
готовности к материнству.

2. Изменения речевых характеристик от первого к третьему триместру
можно рассматривать с одной стороны как свидетельство возникновения у
будущей матери более реального и конкретного образа ребенка, существующего

во времени и пространстве, а с другой - как свидетельство конкретных психофизиологических изменений функционального состояния женщин, происходящих во время беременности.

3. Искажение подобной динамики речевых характеристик может

свидетельствовать о нарушении формирования готовности к материнству.

Именно этой проблеме и будут посвящены наши последующие публикации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. //М. 1997.431 с.

2. Арутюнова Н.Д. Оценка в механизмах жизни и языка // Язык и мир
человека. М., 1999. С.198-199.

3. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к
ребенку в период беременности. //Вопросы психологии. 1997, 6. С.38-47

4. Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. // Синапс, 1993, 4. С. 35-42.

5. Миронова Н.И. Образ младенца: фантазия и реальность //Труды
Международного семинара «Диалог 99». Таруса, 1999. Т.1. С.186-195.

6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

7. LеЬоviciS. 1п1егасtion fantasmatique, transmission intergenerationnelle //
Рзусhiatrie du bebe, Раris: 1988. Р. 321-335.

Сироты России: Право ребенка на семью. Мат-лы Общероссийской конф. (Москва , 15-19 января 2001 г.)-М.2001.-с. 158-164

с сайта http://www.psymama.ru

Смотрите также:

Статьи