Вокально-речевая имитация в диаде
|
Вокальная имитация является частью общего врожденного имитационного процесса [Meltzoff, Moore 1977: 143--150] и возникает на 12-й неделе жизни ребенка [Kuhl, Meltzoff 1996: 2425--2438]. Визуальный контакт является необходимым условием для ее реализаци детьми 2-месячного возраста [Кольцова 1979: 192], а согласно другим данным [Sedlackova 1967: 111], и 7-10-месячными детьми. Полагают, что в процессе имитации устанавливается связь между системами восприятия и структурами, обеспечивающими реализацию адекватного моторного акта [Meltzoff, Moore 1977: 143-150], и возникающая артикуляция является следствием обработки информации о том, как следует правильно расположить артикуляционные органы в пространстве и во времени [Skoyles 1998: 167-173]. Это положение подтверждают данные о динамике формантных частот имитационных звуков, произносимых ребенком в возрасте от 12 до 20 недель, и приближении их значений к характеристикам имитируемых гласных в 20-недельном возрасте [Kuhl, Meltzoff 1996: 2425-2438]. Эти данные свидетельствуют о том, что вокальная имитация может являться одним из механизмов, лежащих в основе овладения ребенка языком.
С целью изучения вокально-речевой имитации в разные возрастные периоды жизни ребенка проведено лонгитюдное исследование качественных и количественных характеристик имитационных и имитируемых звуков ребенка и матери в 10 парах "мать - ребенок" с нормально развивающимися детьми и в 5 диадах с детьми, имеющими неврологические нарушения (шифр по МКБ-10 - Р.91.8), на протяжении первого года жизни ребенка в возрастные периоды 3, 6, 9, 12 месяцев.
Регистрация взаимодействия в диадах осуществлялась при естественном взаимодействии матери с ребенком и в модельных ситуациях "лицом к лицу", "игра", "чтение". Запись диадных отношений фиксировалась на видеокамеру и аудиомагнитофон. Последующий анализ звуковых сигналов проводился в специализированных компьютерных программах с вычислением временных и спектральных характеристик звуков. Перцептивный анализ проводился аудиторами, перед которыми ставилась задача определения фрагментов, содержащих имитацию.
В качестве критерия имитационных звуков рассматривали звуки, сходные по звучанию и характеристикам и следующие друг за другом через интервал времени (не менее 500 мс), необходимый для обработки акустической информации в слуховой системе ребенка.
В ходе исследования диад с нормально развивающимися детьми показано, что все звуки, произносимые 3-6-месячными младенцами при имитации голоса матери, являлись гласноподобными. Процент имитируемых ребенком звуков в 3-месячном возрасте младенцев составил 8,4±6,6% от общего количества звуков, произнесенных ребенком при взаимодействии с матерью "лицом к лицу" за 5-минутный интервал времени. В 3-месячном возрасте дети имитировали только звуки [а] и [э]. К 6-месячному возрасту число имитируемых звуков увеличилось (13±5,5%). Количество имитируемых во втором полугодии звуков составляет 18±12% для детей 9-месячного возраста и 26±21% для детей 12-месячного возраста. Во втором полугодии жизни детей увеличивается количество типов имитируемых звуков, и один ребенок 12-месячного возраста имитировал слова из речи матери.
Во втором полугодии жизни ребенка изменяется материнская речь (МР) - уменьшается количество гипертрофированно артикуляционно выраженных слов, названных ключевыми, и увеличивается число просодически выраженных слов (функциональных). Значимо изменяются спектральные характеристики имитируемых и имитационных звуков. В первом полугодии жизни ребенка их спектральные характеристики совпадают, во втором - расходятся и совпадают не по всем параметрам, а, как правило, по значениям либо длительности, либо частоты основного тона, первой или второй форманты. По-видимому, в памяти ребенка сохраняется "образец" правильного произнесения звука, но информация еще недостаточно закреплена, чтобы быть реализованной полностью правильно. Факт расхождения характеристик имитируемых и имитационных звуков может быть обусловлен и изменением характера артикуляции матери.
Показано, что аудиторы способны выделять в тестовых последовательностях фрагменты, содержащие имитацию, руководствуясь сходством перцептивных и акустических характеристик.
Наряду с имитацией ребенком звуков материнского голоса в ситуации взаимодействия матери и ребенка выявлены случаи имитации матерью звуков детского голоса. Количество случаев имитации матерью звуков детей увеличивалось с возрастом ребенка.
Результаты исследования показали более четкое произнесение матерью звуков при имитации ребенка по сравнению с артикуляцией ударных гласных в словах, которые имитирует ребенок. Произнесение матери изменяется с 6-месячного возраста ребенка (о чем свидетельствует отсутствие положительной корреляции в характеристиках звуков матери, которые имитирует ребенок, и звуков, которые имитирует мать). Для 3-месячных детей не выявлено значимой связи между количеством материнской и детской имитации. Для детей в возрасте 6, 9, 12 месяцев выявлена прямая зависимость между количеством имитаций матерью звуков, произносимых ребенком, и ребенком голоса матери. Показано, что чем больше мать имитирует ребенка, тем больше случаев имитации ребенком голоса матери. С 6-месячного возраста ребенка мать начинает поощрять произнесение им звуков, в 9 и 12 месяцев имитация матерью голоса ребенка не сопровождается только подкреплением и повторением голоса ребенка, но и содержит образец правильного произнесения.
Полученные в ходе исследования данные показали, что процесс вокально-речевого взаимодействия в паре "мать - ребенок" включает имитацию ребенком голоса матери и, посредством этого, обучение нужным артикуляциям для произнесения звуков, а также имитацию матерью голоса ребенка, при которой мать, делая свою речь более четкой, корректирует произношение ребенка, обучая его правильному произнесению звуков русского языка.
В диадах с детьми, имеющими неврологические нарушения, выявлена единичная имитация гласного [а] одним ребенком 6-месячного возраста. Другой ребенок в возрасте 9 месяцев на обращенную к нему речь матери отвечал последовательностью звуков, не содержащей того звука, который мама просила его произнести. Имитация матерью звуков детей в этих диадах не выявлена.
Литература
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
Kuhl P.K., Meltzoff A.N. Infant vocalizations in response to speech. Vocal imitation and developmental change // Journ. Acoust. Soc. Am., 1996, V.100. N 4.
Meltzoff A.N., Moore M.K. Imitation of Facial and Manual Gestures by Human Neonates // The Blackwell Reader in Developmental Psychology. 1999.
Sedlackova E. Development of the Acoustic Pattern of the Voice and Speech in the Newborn and Infant. 1967.
Skoyles J. Speech phones are a replication code. Medical hypotheses. 1998, V.50.
Примечания
Статьи
- О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери
Журнал практического психолога. Тематический выпуск: Перинатальная психология и психология родительства. №4-5, 2003, Москва. – с.49-63 - Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации
Психологический журнал, 2004, №2. - Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни
Психологический журнал,2003, №5.