Психологические причины посещения женщинами специальных занятий по подготовке к родам
|
- Цель работы. Теоретическое обоснование исследования
2.1 Проблемы материнства и их освещение в литературе.
2.2 Исследование проблем материнства в психологии.- Гипотеза
- Задачи
- Методы
- Описание испытуемых
- Процедура тестирования
- Полученные результаты
- Обсуждение результатов.
- Выводы
- Обсуждение результатов.
- Литература
Исследование причин, по которым беременные женщины посещают курсы по подготовке к родам.
С древнейших времен людей интересует, что происходит с женщиной в период беременности. На Руси считалось, что женщина, ожидающая ребенка, обладает магической силой. Новейшие исследования приоткрывают перед нами завесу внутриутробного развития ребенка. Врачи знают вес, рост ребенка, порядок формирования его органов и становления функций. Сейчас не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери; он двигается, отталкивается пяточками от стенок матки, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, "играет" пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама - это первая вселенная ребенка, его "живая сырьевая база" как с материальной, так и с психологической точек зрения. В качестве примера можно привести тот факт, что вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Ребенок заглатывает амниотическую жидкость, и она для него является источником разнообразных вкусовых ощущений, так как сосочков на языке новорожденного ребенка в сто раз больше чем у взрослого человека. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери. "Каждая волна материнских гормонов резко выводит ребенка из его обычного состояния и придает ему обостренную восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее, и пытается "понять", что же именно…" пишет профессор Томас Верни (цитата по (2)). Для ребенка очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинается формироваться базовое доверие или недоверие к миру, и это формирование идет на основе информации, которая поступает к ребенку от мамы (10,27).
В нашей стране выходило и выходит много книг и статей, которые посвящены женщинам, ожидающим ребенка. В них подробно рассказывается о физиологических изменениях, которые происходят в организме женщины в период беременности, даются рекомендации по правильному питанию, режиму дня, гимнастике и т.д. Богдан Текавчич в книге "Что женщина должна знать о себе" (26) освещает такие темы как гигиена беременности, диагностика беременности, определение срока родов, изменения во время беременности, боль в пояснице, судороги в ногах… Почти 100 страниц посвящается вопросам, которые могут быть интересны женщине, ожидающей ребенка. В этой книге, как и во многих других не упоминается о психологии беременной женщины. Так Рената Равич в книге "Мы ждем тебя, малыш!" (20) пишет: "К родам женщина должна готовиться и физически и психически, готовить тело и душу. Понимающий ум и тренированное тело, действуя совместно, дадут возможность контролировать и направлять процесс рождения ребенка. В женщине должно укрепиться положительное отношение к этому процессу". Рената Равич говорит о важности подготовки к родам. В книге она подробно рассказывает о подготовке тела, но как "готовить душу" остается неясно. Для беременных женщин чаще всего пишут врачи, поэтому вопросы психологии в них не отражены. Однако в книгах зарубежных авторов затрагивается вопрос психологической подготовки к родам.
Британский врач Грантли Дик-Рид, написавший множество книг для женщин, ожидающих ребенка, указывает на страх и тревогу, которые мешают нормальному протеканию родов. В своих книгах он рассказывает о разработанной им программе "естественных родов", описывает ее преимущества для женщины и ребенка. Основным положением "естественных родов" является спокойствие и полное расслабление рожающей женщины. В книге "Роды без страха" (12) он пишет о том, что "если пациентка спокойна и готова к сотрудничеству, это дает существенные преимущества… Серьезные проблемы при естественных родах могут быть вызваны эмоциональной неустойчивостью матери или отца. В этом случае роды могут стать как психически, так и физически патологичными". Французский врач Мишель Оден (34) тоже указывает на психологическую сторону родов. В своей книге он отмечает важность психологического комфорта для женщины.
Параллельно с профессиональными врачами, делают попытку объяснить, что происходит во время беременности с женщиной и внутриутробным ребенком люди, придерживающиеся нетрадиционных взглядов. В нашей стране издана книга Крис Гриском "Рождение в море" (8). Крис – многодетная мама. Она организовала Всемирный Институт Света, директором которого является сама. "Блоки и комплексы на подсознании предопределены нашими страхами, болями, нереализованными желаниями и неадекватными запросами, причем закладываются они еще в перинатальный период, то есть в утробе матери. Ребенок уже тогда все чувствует, ощущает и испытывает страх от грубого окрика на беременную мать, от стрессов и волнений матери и отца, с которыми он в этот период связан парапсихологически, то есть на уровне мыслеобразов". Последовательницей Крис Гриском в нашей стране является Марина Дадашева, (11) тоже многодетная мама. Она организовала в Москве курсы по подготовке к родам. При ее участии переводятся и издаются в нашей стране книги и видеокассеты, которые призваны помочь женщине, ожидающей ребенка.
Борис Павлович Никитин в своей последней книге (16) отводит большое место беременности и рождению ребенка. Наряду с закаливанием и правильным питанием женщины, регулярными занятиями спортом, он отмечает важность психологической готовности женщины к рождению ребенка. "Девять месяцев ожидания, раздумий о малыше, его будущем, то есть сосредоточенность матери на ребенке, - это ведь не только гормональное, но и биоэнергетическое взаимопонимание…Добрые мысли, видимо, помогают рождению добрых чувств, недобрые – делают сдвиги в иных направлениях". По моему мнению, очень важна мысль автора о том, что сосредоточенность на мыслях о ребенке очень помогает женщине спокойно относиться к жизненным неурядицам и неприятностям. Внимание женщины переключается от стрессовых ситуаций на ребенка, который растет и развивается внутри ее. Многие положения книги основываются на богатом жизненном опыте автора. Борис Павлович Никитин является энтузиастом своего дела.
В наше время жизненный опыт находит объяснение в научных трудах. Психологи давно обратили внимание на важность ранних детских переживаний, на их влияние на последующую жизнь человека. Зигмунд Фрейд (29) выделил и назвал раннюю стадию в жизни ребенка оральной. Вслед за его трудами стала быстро развиваться психология детства. И на сегодняшний день множество трудов посвящено изучению развития ребенка первых лет жизни. Это труды М. И. Лисиной, Н. Н. Авдеевой, С. Ю. Мещеряковой и др.
Психоаналитик доктор Сильвио Фанти в книге "Микропсихоанализ" (27) высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека лежат задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой яркостью, если мать наносит обиды своему ребенку. В книге приведены высказывания анализируемых, которые на бессознательном уровне помнят внутриутробный период своей жизни. Сильвио Фанти рисует безрадостную картину попыток взаимного разрушения матери и плода. Многие из положений этой теории являются спорными. Бесспорно то, что психика берет свое начало задолго до рождения ребенка. Этот момент находит свое отражение в трудах Дональда Винникотта. В книге "Маленькие дети и их матери" (6) в главе "Вклад психоанализа в акушерство" автор говорит о важности для матери периода беременности. В своем анализе Винникотт спускается к моменту возникновения психики, когда "мозг как орган уже позволяет регистрировать переживаемый опыт, собирать данные, сортировать явления и классифицировать их. Такое слово, как "фрустрация", уже имеет смысл: ребенок способен держать в уме идею, что нечто ожидалось, но в полной мере не исполнилось. В свете подобных теоретических рассуждений возможно допустить факт существования человеческой личности до рождения". Винникотт признает спорность этого положения, но он убежден в его правильности. В своей книге он указывает на важность периода беременности. Винникот считает, что, если о женщине достаточно заботится муж или государство, то ко времени появления ребенка на свет, мать готова действовать, прекрасно зная нужды ребенка. Этому нельзя научить. Мать чувствует: младенца надо взять на руки или положить, не трогать или перевернуть. В книге Винникотт пытается проанализировать, почему иногда мать не может быть "обычной преданной матерью". Автор подчеркивает, что "если мать – без особых усилий – способна быть матерью, мы никогда не должны вмешиваться. Она не сможет защитить себя, потому что просто не поймет, в чем ее обвиняют. А мы покалечим ее. Все это обернется изувеченной психикой ребенка". Маргарет Мид (34) тоже считает, что материнская забота и привязанность к ребенку глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью. Только сложные социальные установки могут полностью подавить их.
Материнское отношение не возникает одномоментно и сразу после рождения ребенка, а проходит целый путь становления. Индивидуальный онтогенез материнства изучала Галина Григорьевна Филиппова. В статье "Образ мира и мотивационные основы материнства", вошедшей в сборник "Проблемы изучения и развития личности дошкольника" (32), она описала этапы развития материнского отношения в онтогенезе:
-
Собственный опыт взаимодействия с матерью в пренатальный, родовой и ранний постнатальный период.
-
Игровой период.
-
Период нянченья.
-
Период полового созревания.
-
Опыт первых родов.
Развитие материнского отношения зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью, отработки опекающего поведения в ролевых детских играх, в заботе о младших детях, во время вынашивания беременности и при телесном контакте с ребенком после родов, в ходе которых опредмечиваются младенческие стимулы и создаются условия для возникновения привязанности между матерью и ребенком. Изучая формирования чувства привязанности, В. И. Брутман выделил три этапа:
-
Фаза преднастройки. Формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе.
-
Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления.
-
Период после родов.
В. И. Брутман (4) считает центральным в формировании привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство "сродненности" с собственным ребенком. Г. Г. Филиппова считает, что переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориенированного психологического вмешательства (28). Используя методы наблюдения, феноменологического описания поведения, полуструктурированного интервью, проективных методик, она описала варианты стилей переживания беременности:
-
Адекватный;
-
Тревожный;
-
Эйфорический;
-
Игнорирующий;
-
Амбивалентный;
-
Отвергающий.
Н. П. Коваленко разработала комплексный метод психофизической подготовки женщин к родам. Этот метод она назвала "Глория". Автором было доказано, что у женщин, которые прошли психофизическую подготовку по этому методу понижается тревожность, уменьшается вероятность патологии в родах, большинство женщин кормит ребенка грудью. Материалы этого исследования были представлены на конференции Межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины России. На конференции был представлен материал Ю. И. Шмурак "Категории психологической антропологии в построении психологической теории пренатального развития и предмета пренатальной практики" (31). В нем говорится, что "внутриутробный ребенок обладает автономной субъективностью, способной к спонтанному самовыражению, которое, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние беременной… Травматические влияния на плод происходят потому, что у внутриутробного ребенка отсутствуют средства коммуникации, он не был "услышан" и "понят" матерью". Ю. И. Шмурак считает, что оптимальной моделью для психотерапевтического воздействия является модель под названием "неограниченная коммуникация". На конференции Межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины представили свои материалы Захаров А. И. – доктор психологических наук, Р. Д. Мухамедрахимов – кандидат психологических наук, В. А. Самойлов – кандидат психологических наук и др.
Из сказанного видно, что с одной стороны растет социальный запрос на психологическую помощь беременным женщинам, а с другой стороны, профессиональных психологов, работающих с беременными, у нас в стране единицы. В женских консультациях занятия по подготовке к родам ведут врачи – гинекологи, организованной психологической службы не существует. Нет даже разовых консультаций. Зачастую женщина остается один на один со своими проблемами. Пустующую нишу заполняют представители неформальных направлений. Они организуют группы по подготовке к родам. Эти группы пользуются популярностью, количество их растет. Однако психологического анализа деятельности этих групп нет. Неизвестно какой контингент женщин приходит на занятия, почему, какие вопросы волнуют беременных женщин, посещающих занятия по подготовке к родам. Начать такой анализ целесообразно с выявления причин, по которым женщины приходят на занятия. С этих точек зрения была сформулирована цель данной работы.
Статьи
- О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей
Журнал практического психолога №4-5, 2003, Москва. - Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни
Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999г., Санкт-Петербург-Иваново 2000 с.312-320 - Психологическая готовность к материнству
Вопросы психологии, 2000, N 5. - Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными
Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО Научный Центр Психического Здоровья РАМН - Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству
Тезисы доклада на конференции по психотерапии 17-21 июня 2000 года, Москва