Самоотношение и саморегуляция у больных гемофилией подростков
|
Кровотечения, связанные с гемофилией, создают трудности родителям и семьям, вынужденным бороться с этим нарушением. Дети, страдающие гемофилией и болезнью Виллебранда, имеют стойкое нарушение системы гемостаза, сопровождающееся ограничением их жизнедеятельности в течение всей жизни. Эти пациенты имеют психологические проблемы, их сопровождает страх остаться без своевременной медицинской и необходимой социальной помощи, преследует страх возможного летального исхода.
Для разработки системы психокоррекционных вмешательств и тренингов семей, в которых есть больные гемофилией дети, было проведено пилотажное исследование в реабилитационно-оздоровительном лагере в Ленинградской области на базе пансионата «Волна» (20 семей).
Результаты сопоставительного анализа самоотношения (мет. МИС) у подростков больных гемофилией и физически здоровых показали, что все показатели у больных ниже. Так максимальное отличие выявляется по переменным отраженное самоотношение, самоценность, и самопринятие. При этом показатели самопривязанности и внутренней конфликтности были завышенными у больных гемофилией по сравнению со средними показателями у физически здоровых ровесников. Эти закономерности оказались вполне ожидаемыми и закономерными и не требуют дополнительной интерпретации. Общие профиль осознанной саморегуляции поведения в группе больных подростков также имел более низкие средние показатели по планированию, моделированию, программированию. Схожими у всех подростков были значения переменных оценка результатов и самостоятельность (последний показатель скорее характеризует недостаточную связанность всех процессов саморегуляции и является возрастной нормой). При этом, существенно хуже сформирована у больных гемофилией такая сквозная характеристика процессов саморегуляции как гибкость — способность своевременно корректировать свои цели, деятельность и действия.
При сравнении самоотношения больных подростков и их матерей была обнаружена практическая идентичность кривых средних показателей. Особенно ярко зависимость от матери наблюдается в детском возрасте, поскольку дети не могут контролировать свое поведение, обладают повышенной двигательной подвижностью, подвержены травмам. Естественно при такой зависимости не происходит процесса автономизации, и в первую очередь самосознания. В исследовании было обнаружено, что происходит взаимная подстройка самоотношений матери и ребенка. Вместе с тем, операционально и содержательно ребенок должен научиться иметь дело с совершенно разными людьми и воспринимать их как потенциально способных оказать ему помощь.
Предварительные результаты выявили «проблемные зоны» в диаде мать-ребенок, и при более тщательном анализе должны занять должное место среди задач психотерапевтических вмешательств и тренингов с семьями больных гемофилией подростков.
Статьи
- Особенности половой идентификации у подростков с задержкой психического развития, осложненной детским церебральным параличом
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Психологический микроклимат в семье и особенности родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Психологические последствия острого лейкоза у детей.
Вопросы психологии, 2004, №4. - Психологические особенности детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом
Вопросы психологии, 2004, №6.