Научно-методическое обеспечение дистанционной формы подготовки психологов
|
В последнее время идет активное развитие дистанционных технологий обучения по разным специальностям. Ведущим вузом по разработке и применению дистанционных форм обучения в области подготовки психологов является Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ). Одной из центральных проблем повышения качества такого образования является соответствующее научно-методическое обеспечение учебного процесса. В последние годы Управление информационных технологий и дистанционного обучения МГППУ интенсивно ведет такие разработки. Некоторые из них и хотелось бы представить.
Первоочередное значение имеет создание электронных учебников. В 2003-2004 гг. профессорско-преподавательским составом МГППУ совместно с РУДН (программно-техническая реализация) по гранту Министерства образования и науки РФ было создано 10 таких учебно-методических комплексов (УМК) в электронной форме. Они были разработаны в рамках НИР «Разработка, апробация и опытная эксплуатация сетевых учебно-методических комплексов электронных средств поддержки обучения по основным инвариантным дисциплинам для специальностей, относящиеся к направлению подготовки 020400, 52000» в соответствии с программой Минобразования «Создание системы открытого образования:
-
Возрастная психология (автор – Л.Ф. Обухова).
-
Педагогическая психология (автор – Б.Б. Айсмонтас).
-
Психология личности (автор – Н.Е. Харламенкова).
-
История психологии (авторы: Ю.Н. Олейник, В.А. Кольцова).
-
Зоопсихология и сравнительная психология (автор – М.Н. Сотская).
-
Антропология (авторы: Д.А. Богаденков, Доброшевский).
-
Психофизиология (авторы: Т.М. Марютина, И.М. Кондаков).
-
Психология маркетинга (автор – А.В. Рубцов).
-
Психогенетика (автор – Т.А. Мешкова).
-
Психология труда (авторы – Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.)
В настоящее время создаются аналогичные УМК по психологии по следующим учебным дисциплинам:
-
Физиология центральной нервной системы (доц. А. Ковалева),
-
Анатомия центральной нервной системы (доц. А. Ковалева),
-
Общая психология (проф. Т.М. Марютина),
-
Психологический практикум (доц. И.М. Кондаков),
-
Экспериментальная психология (проф. Б.Б. Айсмонтас),
-
Математические методы в психологии (проф. А.В. Прохоров).
Большое значение для информационно-методического обеспечения дистанционного обучения имеет использование интернет ресурсов, а также создание специализированных сайтов. МГППУ уже второй год является ведущей организацией (наряду с РУДН) по выполнению гранта Министерства образования и науки РФ «Разработка баз данных информационных образовательных ресурсов по психологическим наукам, их редактура, экспертиза и размещение по адресу в Интернете точкой входа http://www.humanities.edu.ru/ на федеральном образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование».
Для повышения качества управления дистанционным обучением большое значение имеет автоматизация делопроизводства и создание соответствующих баз данных. В этих целях Управлением информационных технологий и дистанционного обучения были разработаны следующие базы данных:
-
Электронный отдел кадров.
-
Электронное делопроизводство (на уровне ректората).
-
База данных по публикациях журнала «Психологическая наука и образование» (для сбор и систематизации информации).
-
База данных по информационно-справочным и учебно-методическим материалам для сайта «Детская психология для специалистов».
-
База данных учебно-методических материалов МГППУ.
Необходимо также отметить, что в МГППУ для развития дистанционного обучения впервые в России была создана медиатека по психологии.
-
Видеоматериалы по различным отраслям психологии.
-
Видеоматериалы конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров.
-
Видеоматериалы из телевизионных передач.
-
Видеолекции ведущих ученых и специалистов по психологии и педагогике.
Кроме электронных средств научно-методического обеспечения дистанционного обучения психологов, по нашему глубокому убеждению, имеет большое значение и подготовка специализированных учебных печатных изданий. В настоящее время реализуется программа издания печатных вариантов учебно-методических комплексов. Они подготовлены как самостоятельные издания, которые можно использовать независимо от электронных учебников.
Учебно-методические комплексы состоят из обучающих, методичексих и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы. Многие учебные пособия и сборники заданий и упражнений рекомендованы Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебных поосбий для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Особенностью учебно-методического комплекса является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.
Литература
-
Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. СПб., 2003.
-
Айсмонтас Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе// Психологическая наука и образование. 2004. №4. С.51-59.
-
Башмаков А.И., Башмакова И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М., 2003.
-
Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств.- М., 2003. 223 с.
Статьи
- О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины
Психология и педагогика. Вып.5. Международный сборник научных трудов.- М.: МОСУ, 2002 - Разработка сетевых учебно-методических комплексов электронных средств поддержки психологического образования
- Разработка и внедрение информационных технологий в службе практической психологии образования