Научно-методическое обеспечение дистанционной формы подготовки психологов

Тип: статья
Версия для печати

В последнее время идет активное развитие дистанционных технологий обучения по разным специальностям. Ведущим вузом по разработке и применению дистанционных форм обучения в области подготовки психологов является Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ). Одной из центральных проблем повышения качества такого образования является соответствующее научно-методическое обеспечение  учебного процесса. В последние годы Управление информационных технологий и дистанционного обучения МГППУ интенсивно ведет  такие разработки. Некоторые из них и хотелось бы представить.

Первоочередное значение имеет создание электронных учебников. В 2003-2004 гг. профессорско-преподавательским составом МГППУ совместно с РУДН (программно-техническая реализация) по гранту Министерства образования и науки РФ было создано 10 таких учебно-методических комплексов (УМК) в электронной форме. Они были разработаны в рамках НИР «Разработка, апробация и опытная эксплуатация сетевых учебно-методических комплексов электронных средств поддержки обучения по основным инвариантным дисциплинам для специальностей, относящиеся к направлению подготовки 020400, 52000» в соответствии с программой Минобразования  «Создание системы открытого образования:

  1. Возрастная психология (автор – Л.Ф. Обухова).
  2. Педагогическая психология (автор – Б.Б. Айсмонтас).
  3. Психология личности (автор – Н.Е. Харламенкова).
  4. История психологии (авторы: Ю.Н. Олейник, В.А. Кольцова).
  5. Зоопсихология и сравнительная психология (автор – М.Н. Сотская).
  6. Антропология (авторы: Д.А. Богаденков,  Доброшевский).
  7. Психофизиология (авторы: Т.М. Марютина, И.М. Кондаков).
  8. Психология маркетинга (автор – А.В. Рубцов).
  9. Психогенетика (автор – Т.А. Мешкова).
  10. Психология труда (авторы – Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.)

В настоящее время создаются аналогичные УМК по психологии по следующим учебным дисциплинам:

  • Физиология центральной нервной системы (доц. А. Ковалева),
  • Анатомия центральной нервной системы (доц. А. Ковалева),
  • Общая психология (проф. Т.М. Марютина),
  • Психологический практикум (доц. И.М. Кондаков),
  • Экспериментальная психология (проф. Б.Б. Айсмонтас),
  • Математические методы в психологии (проф. А.В. Прохоров).

Большое значение для информационно-методического обеспечения дистанционного обучения имеет использование интернет ресурсов, а также создание специализированных сайтов. МГППУ уже второй год является ведущей организацией (наряду с РУДН) по выполнению гранта Министерства образования и науки РФ «Разработка баз данных информационных  образовательных ресурсов по психологическим наукам, их редактура, экспертиза и размещение по адресу в Интернете точкой входа  http://www.humanities.edu.ru/  на  федеральном   образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование».

Для повышения качества управления дистанционным обучением большое значение имеет автоматизация делопроизводства и создание соответствующих баз данных. В этих целях Управлением информационных технологий и дистанционного обучения были разработаны следующие базы данных:

  1. Электронный  отдел  кадров.
  2. Электронное  делопроизводство  (на уровне ректората).
  3.  База данных по публикациях журнала «Психологическая наука и образование» (для сбор и систематизации информации).
  4. База данных по информационно-справочным и учебно-методическим материалам для сайта «Детская психология  для специалистов».
  5. База данных учебно-методических материалов МГППУ.

Необходимо также отметить, что в МГППУ для развития дистанционного обучения впервые в России была создана медиатека по психологии.

  • Видеоматериалы по различным отраслям психологии.
  • Видеоматериалы конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров.
  • Видеоматериалы из телевизионных передач.
  • Видеолекции ведущих ученых и специалистов по психологии и педагогике.

Кроме  электронных средств научно-методического обеспечения дистанционного обучения психологов, по нашему глубокому  убеждению, имеет большое значение и подготовка специализированных  учебных  печатных изданий. В настоящее время реализуется программа издания печатных вариантов учебно-методических комплексов. Они подготовлены как самостоятельные издания, которые можно использовать независимо от электронных учебников.

Учебно-методические комплексы состоят из  обучающих, методичексих и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы. Многие учебные пособия и сборники заданий и упражнений рекомендованы Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию  в качестве учебных поосбий для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.  Особенностью учебно-методического комплекса является то, что все его элементы подготовлены  на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.

Литература

  1. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. СПб., 2003.
  2. Айсмонтас Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования  компьютерных обучающих программ в вузе// Психологическая наука и образование. 2004. №4. С.51-59.
  3. Башмаков А.И., Башмакова И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М., 2003.
  4. Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих  средств.- М., 2003. 223 с.