О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины

Тип: статья
Версия для печати

Сегодня все больше и больше становятся востребованными услуги практических психологов в различных системах общества и формах жизнедеятельности людей. Среди таких сфер особое место занимает образование. В последние десятилетия активно развиваются различные психологические службы, центры и т.п. Однако, как показывает практика, уровень профессиональной квалификации большинства практических психологов не в достаточной степени соответствует постоянно возрастающему запросу на их услуги по совершенствованию и развитию учебного процесса в учебных заведениях. Это, по нашему мнению, в немалой степени обусловлено недостаточным уровнем их подготовки.

При подготовке практических психологов для системы образования, по нашему мнению, огромное значение имеет комплексное научно-методическое обеспечение учебного процесса. Под комплексным научно-методическим обеспечением учебного процесса мы понимаем планирование, разработку и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения. Они необходимы для полного и качественного профессионального образования в рамках времени и содержания, определенных учебными планами и программой предмета. Разработка такого комплекса основывается на определенных критериях.

Во-первых, комплекс учебно-методической документации и средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность при этом предполагает, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом учебной и учебно-методической документации и средств обучения.

Во-вторых, комплексное обеспечение учебного процесса средствами обучения предполагает учет их преимущественных функций и возможностей в наиболее типичных учебных ситуациях применения.

В-третьих, комплексный подход к обеспечению учебного процесса требует, чтобы учебно-методическая документация и средства обучения в комплексе способствовали реализации обучающий, развивающей и воспитывающей функций учебного процесса.

В-четвертых, комплексность в дидактическом обеспечении учебного процесса предполагает реализацию через учебно-методическую документацию и средства обучения всех основных этапов, звеньев педагогического процесса.

Комплексное обеспечение учебного процесса, по нашему глубокому убеждению, сегодня является не вопросом моды, а острой необходимостью. Это один из важнейших путей повышения качества образования в высшей школе. С одной стороны, такой подход к преподаванию помогает преподавателю еще более четко структурировать материал, накопленный по учебной дисциплине в той или иной форме за время преподавания, с другой стороны,- способствует формированию целостной «картины» по учебной дисциплине у обучаемого. Ведь современный специалист должен обладать целостным взглядом на свою профессиональную деятельность. Этого можно достичь только при правильном формировании ориентировочной основы будущей профессиональной деятельности. Современный специалист должен обладать необходимым уровнем метазнаний и способностей для правильной ориентировки в потоке профессиональной информации. В рамках такого подхода и был разработан нами комплекс учебно-методических материалов по «Педагогической психологии». На некоторых из них хотелось бы остановиться более подробно.

«Педагогическая психология» является одной из базовых дисциплин при подготовке практических психологов для системы образования. В разработанный нами комплекс дидактических средств обучения входят следующие учебно-методические и учебные материалы: учебная программа, учебное пособие, опорные конспекты (в виде структурно-логических схем), хрестоматия, сборник задач и упражнений, тесты достижения (для определения уровня компетентности изучающих дисциплину), сборник методик психолого-педагогической диагностики. Многие из этих материалов были апробированы за последние 10 лет как на занятиях со студентами психологического факультета, так и аспирантами соответствующей специализации. Кроме того, большинство разработанных нами материалов были апробированы на ряде Всероссийских конкурсов «Учитель года России», где мы возглавляли Психологическую службу конкурса.

В последнее время в учебном процессе хорошо себя зарекомендовали так называемые рабочие тетради по учебным дисциплинам. Разновидностью таких материалов являются опорные конспекты по всему курсу в виде структурно-логических схем. Это подтверждается и практикой их использования нами в учебном процессе.

Представление информации в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Почему? При линейном построении текстовой информации часто бывает сложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а лучше - схем. Наглядное преобразование учебного текста представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий мышление учащегося. Кроме того, рядом исследователей было установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа - анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знакового моделирования.

В нами подготовленном пособии используется хорошо известный в науке и на практике способ схематической визуализации информации. Знание этого приема и тем более навык практического владения им каждым учащимся помогает более глубокому овладению предметом педагогической психологии; способствует формированию более рациональных приемов работы с учебным материалом вообще. Бесспорно и то, что структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания. Как свидетельствует наш опыт применения опорных конспектов в учебном процессе, представление учебной информации в виде структурно-логических схем выступает достаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.

Справедливости ради, необходимо отметить, что структурно-логическая форма представления учебной информации имеет и ряд недостатков.

Во-первых, любой схематизм способствует некоторой упрощенности понимания чего-либо. Это может создать иллюзию у учащихся, что для изучения предмета вполне достаточно изображенного материала.

Во-вторых, абсолютизация учебных пособий, построенных по принципу логико-структурного моделирования, может негативно повлиять на формирование профессионального мышления и языка. Это обстоятельство важно учитывать в связи с тем, что существуют принципиальные различия между гуманитарным и естественнонаучным стилями мышления.

В-третьих, отдельные части материала очень трудно "поддаются" структуризации, что затрудняет разработку целостного курса с помощью схем.

В-четвертых, схематическая форма представления учебного материала может не в полной мере соответствовать ею "кодируемому" содержанию. Например, знания о процессах изучаемых явлений (формирование навыка, развитие мышления и т.п.) "требуют" другой формы схематизации, чем просто знания о фактах, явлениях, их свойствах и т.п.

Однако многие эти недостатки в той или иной степени нивелируются при комплексном подходе к учебно-методическому обеспечению учебной дисциплины. Как показывает практика, что наилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании различных способов представления информации: текстовой и структурно-логической. Однако, в настоящее время при подготовке учебно-методических пособий превалирует линейно-текстовый способ их изложения. Несомненно, это обстоятельство значительно затрудняет повышение качества образования. С учетом этого и выбран логико-структурный способ презентации учебного курса "Педагогическая психология" в виде опорных конспектов.

В комплект материалов входят тестовые задания. Они построены по принципу программированной проверки знаний по всем разделам и темам педагогической психологии. Это позволяет самому студенту проверить, насколько полно усвоен изучаемый материал, какие вопросы требуют более пристального внимания.

Являясь частью многих педагогических новаций, тестовые задания позволяют не только получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине, но и выявить проблемы, возникающие при усвоении учебной программы. Педагогические задания в тестовой форме нами применяются как для реализации обучающей, так и контролирующей функции. При составлении тестовых заданий нами был использован весь комплект учебных материалов.

Как мы уже отмечали, научно-методические разработки неоднократно использовались в ходе преподавания курса "Педагогическая психология". Накопленный опыт их применения позволяет заключить, что они могут быть взяты за основу при изготовлении дидактических средств с применением слайдов и пленок проекционной аппаратуры (слайдоскопа, оверхеда) и мультимедийных компьютерных технологий. Как показал наш опыт ее использования, можно существенно повысить качество лекций и практических занятий. Кроме того, наличие широкого спектра дидактических материалов позволяет также максимально использовать возможности такой аппаратуры. Например, в начале занятий мы практикуем экспресс-экскурс в пройденный материал, повтор основных понятий, знакомство с основными библиографическим источниками по изучаемой теме (в виде демонстрации обложек книг и портретов их авторов) и т.п.

В последнее время, по нашему мнению, большое значение имеет и подготовка учебно-методических материалов в электронном виде. В связи с этим нами была предпринята попытка подготовки седером диска такого характера. В него входят следующие материалы: образовательные государственные стандарты, учебная программа, учебные и научные тексты по всем темам курса, необходимые для семинарских и практических занятий, ряд психолого-педагогических диагностических методик как в «печатном» виде, так и компьютеризированном и др. Мы считаем целесообразным и необходимым подготовку отдельных седером дисков с психолого-педагогическими методиками, где все они были бы представлены в полном объеме: направленность методики, инструкция, стимульный материал, методика обработки, рекомендации по интерпретации результатов. Ведь часто диагностические методики в учебных пособиях представлены не полностью, нередко стимульный материал не соответствует необходимому уровню качества. Психологи, как правлю, вынуждены стимульный материал изготавливать самостоятельно. А для этого требуются соответствующие технические возможности, время и т.п. Мы убеждены, что практических психологов необходимо обеспечивать в учебном процессе полным комплектом таких материалов на электронных носителях.

Завершающим этапом подготовки комплекса учебно-методических средств по «Педагогической психологии» является разработка мультимедийной компьютерной обучающей программы. Эта программа разрабатывается на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности, а также на базе центра информатизации учебного процесса Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В компьютерной программе интегрированы многие вышеперечисленные учебные материалы. Однако использование компьютерных возможностей презентации и представления материалов в интерактивном режиме (виде гиперссылок), в графической форме с использованием различных цветовых и оформительских эффектов и т.п. позволяет сделать их использование еще более эффективным. В нами разработанную компьютерную обучающую программу входят дополнительно, кроме вышеперечисленных учебных материалов, следующие: видеосюжеты из выступлений ученых, уроков по различным дидактическим системам, тесты достижений в интерактивном режиме; глоссарий (примерно на 500 понятий); данные (биография, область научных интересов, сочинения, литература) об отечественных (около 100) и зарубежных (около 50-ти) ученых; компьютерные методики психолого-педагогической диагностики и др. Ряд проблемных психолого-педагогических ситуаций представлено в виде видеосюжетов-интервью с учителями, учащимися, студентами.

Безусловно, это пока первые попытки в этом направлении. Учебно-методические материалы и другие средства обучения требуют дальнейшего совершенствования и развития. Но уже сейчас, как показывает ряд исследований, использование мультимедийных компьютерных обучающих программ, комплекса учебно-методических материалов позволяет существенно повысить качество образования. Об этом свидетельствует и наш личный опыт их использования в работе с практическим психологами за последние десять лет.

Смотрите также:

Статьи