Учебно-методический комплекс по «Педагогической психологии»

Тип: статья
Версия для печати

При подготовке практических психологов для системы образования, по нашему мнению, огромное значение имеет комплексное научно-методическое обеспечение учебного процесса. Под комплексным научно-методическим обеспечением учебного процесса мы понимаем планирование, разработку и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения. Они необходимы для полного и качественного профессионального образования в рамках времени и содержания, определенных учебными планами и программой предмета. Разработка такого комплекса основывается на определенных критериях.

В рамках такого подхода и был разработан нами комплекс учебно-методических материалов по «Педагогической психологии», так как эта дисциплина является одной из базовых при подготовке практических психологов для системы образования.

Материалы, представленные в рамках учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Педагогическая психология», предназначены, в первую очередь, для самостоятельного изучения. Данные материалы подготовлены к печати на основе электронного учебника «Педагогическая психология», разработанного на базе Московского городского психолого-педагогического университета совместно с Российским университетом дружбы народов (программно-техническая реализация) в рамках Федеральной программы «Разработка, апробация и опытная эксплуатация сетевых учебно-методических комплексов электронных средств поддержки обучения по основным инвариантным дисциплинам для специальностей, относящихся к направлению подготовки 020400, 52000» в соответствии с Федеральной программой Минобразования «Создание системы открытого образования».

Необходимо отметить, что печатный вариант учебно-методического комплекса подготовлен как самодостаточное учебное издание, которое можно использовать независимо от электронного учебника.

В то же время, по нашему глубокому убеждению, использование наряду с печатным электронного варианта учебных материалов, может способствовать еще более эффективному усвоению данной дисциплины.

Учебно-методический комплекс состоит из обучающих, методических и вспомогательных материалов[1], объединенных на основании общей программы. В УМК по «Педагогической психологии» они представлены следующими изданиями[2]:

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2004
  2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Задания и упражнения. М., 2004
  3. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. Б.Б. Айсмонтас. М., 2004
  4. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. М., 2004

Особенностью учебно-методического комплекса является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.

Данный учебно-методический комплекс разрабатывался как самодостаточный курс (как мини-энциклопедия), позволяющий студентам в ходе обучения получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической сторон педагогической психологии.

Задача комплекса – обеспечение целостности учебного процесса и взаимодействия всех его основных ступеней и форм. Цель – наиболее полная реализация тех образовательных и воспитательных задач, которые были заявлены и сформулированы в программе курса.

Основу УМК составляет авторский курс лекций как краткое изложение всех разделов и тем программы. Базовым элементом УМК, тем ядром, вокруг которого формируется весь комплекс обучающих, методических и вспомогательных изданий, является учебное пособие.



[1] Многие из этих материалов были апробированы    за последние 10 лет как на занятиях со студентами психологического факультета, так и аспирантами соответствующей специализации. Кроме того, большинство разработанных нами материалов были апробированы на ряде Всероссийских конкурсов «Учитель года России», где мы возглавляли Психологическую службу конкурса

[2] Подготовка и издание учебно-методического комплекса осуществлена в Московском городском психолого-педагогическом университете