Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
О профессиональном осмыслении психологами своих позиций по отношению к педагогической практике
Автор:  Чиркова Т.И. 
В статье объясняется причина недостаточности профессиографического подхода при оценке эффективности деятельности специалиста-психолога. Поднимается проблема недостаточности гностического подхода в обучении, предлагается сделать знания не целью, а средством становления профессионала. Описываются четыре аспекта профессионального сознания психолога, которые сейчас более всего нуждаются в обсуждении. В частности, сознание психологами многофункциональности своей профессии и своей позиции по отношению к педагогам.
Инновации в современном общем образовании и будущее региональной научно-педагогической элиты
Автор:  Гуружапов В.А. 
Проблемы обучения и развития в трудах Н.А.Менчинской
Автор:  Якиманская И.С. 
Риск и ответственность в образовании
Автор:  Гуружапов В.А. 
Реалии и перспективы «элитарной школы»
Автор:  Пряжников Н.С. 
Этические проблемы в преподавательской деятельности психолога.
Автор:  Пряжников Н.С. 
Анализ школы Дональда Ховарда
Итоги и перспективы научной деятельности института общей и педагогической психологии АПН СССР
Автор:  Давыдов В.В. 
Особенности моделирования в учебной деятельности подростка
Автор:  Чудинова Е.В. 
Представлены некоторые итоги проектирования и реализации экспериментальных учебных курсов для средней школы. Рассматривается роль моделирования и его отличия при обучении в начальной и средней школе.
Проблема освоения педагогической деятельности в системе Эльконина-Давыдова
Автор:  Каминская М.В. 
Обсуждаются проблемы освоения учителем деятельности в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, где требуется организация специальной психолого-педагогической помощи в преодолении профессиональных стереотипов традиционной системы образования. Раскрываются логика работы с падагогами и основные ее формы. Овладение деятельностью в системе развивающего обучения рассматривается не как освоение набора особых технологических алгоритмов, а как изменение содержательных оснований действий учителя и предполагает подход к ученику как к субъекту учебной деятельности.
Типические особенности педагогического взаимодействия
Автор:  Кондратьев С.В. 
Педагогическое взаимодействие, организуемое учителем на уроке, обусловливается его психологическим типом. Методика "Наблюдение и анализ взаимодействия педагога и учащихся на занятии" позволяет определить доминирующие параметры и психологические особенности педагогического взаимодействия у отдельных типов учителей.
Ориентировачная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах
Автор:  Поддьяков А.Н. 
Рассматривается возможность объединения трех подходов к обучению и воспитанию: теории П.Я. Гальперина об ориентировке как основной функции психики; теории К. Бенсона об ориентации и дезориентации как культурных орудиях формирования личности, служащих противоположным целям - добру или злу; теории конфликтующих структур В.А. Лефевра, анализирующей явление формирования доктрины противника посредством его обучения. Обсуждаются нравственный (целевой) и когнитивный (операционально-технический) аспекты дезориентации обучаемых и воспитуемых в условиях конфликтов целей и нравственных уствновок участников...
Учебно-методический комплекс по «Педагогической психологии»
Автор:  Айсмонтас Б.Б. 
Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: философские и психологические основания
Представлен методологический анализ философских и психологических принципов, положенных В.В. Давыдовым в основу его концепции теоретического мышления. Показано, что он предложил новый подход к ученику как к личности, обладающей собственной мотивацией, целями деятельности и творческой активностью; поэтому в концепции В.В. Давыдова необходимо учитывать две линии: одна направлена на становление нового уровня теоретического мышления и обобщения на уроках математики, русского языка и т.п., а вторая - на развитие творческих способностей и социальных переживаний (в эстетической деятельности).