Психологические особенности механизмов регуляции девиантного поведения подростков

Автор: Глушкова О.В. 
Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Изучение психологических причин девиантного (отклоняющегося от социальной нормы) поведения несовершеннолетних актуально для  современной психологической науки. Одновременно надо отметить наличие социального запроса на работу с несовершеннолетними, характеризующимися  отклоняющимся поведением. Данный запрос реализуется работой созданных в Москве специальных общеобразовательных школ для детей с девиантным поведением и сетью Центров психолого-медико-социального сопровождения. При этом педагогическая практика в данных учреждениях далеко не в полной мере подтверждена положениями психологической теории в части регуляторов произвольного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Педагоги аппелируют, главным образом, к сознанию подростков.

Гипотеза:  Поведение несовершеннолетних регулируется досознательными психическими механизмами не в меньшей мере, чем сознанием. Сознание, в качестве механизма «оттормаживания» асоциальных форм поведения, играет в жизнедеятельности девиантных подростков менее заметную роль, чем у их сверстников просоциальной направленности, хотя досознательные механизмы регуляции развиты в одинаковой мере у тех и других.

Человек, как вид, возник в результате биологической эволюции. Ему свойственны те же механизмы регуляции жизнедеятельности, как и другим высшим животным. К таким механизмам относятся инстинкты, обучаемость и рассудочная деятельность (Л.В. Крушинский). Крушинский Л.В. (1977) определяет рассудочную деятельность как способность животных улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления среды, и оперировать этими законами при построении программы поведения в новых условиях. Рассудок здесь понимается  как эвристическая форма (в отличие от инстинкта и обучаемости) досознательной психики, и он регулирует поведение индивида в ситуации «здесь-и-сейчас».

Л.С. Выготский отмечает существование  двух линий онтогенеза человеческих индивидов: «натуральной» и «культурной». Обе эти линии имеют свои специфические предпосылки (условные и безусловные), содержание и этапность. Результатом формирования «культурного» плана является способность индивида овладевать и присваивать способы реализации и смыслы специфически человеческих общественно-исторически сложившихся видов деятельности .

При нарушении социальной адаптации удельный вес сознательного компонента снижен, поведение регулируется, в основном, именно за счёт досознательного (рассудочного) компонента психики, в том числе, посредством не всегда социально приемлемых эвристических реакций на новые (незнакомые) стимулы.

Полагаем, что для формирования социально адекватных форм поведения необходим высокий уровень развития рефлексии, то есть способности наблюдать не только за внешними и внутренними стимулами, но и за  собой, наблюдающим эти стимулы и реагирующим на них. Вероятно, подобный механизм способствует усвоению социальных и моральных норм.

Индивид с девиантными формами поведения может быть адаптирован к микрогрупповым нормам, как к нормам, отвечающим его индивидным потребностям, но нарушать нормы социальные, которые не усваиваются им. Нормы социальные предполагают отказ от определённых индивидуальных потребностей в пользу потребностей общественных. Общественные нормы призваны регулировать поведение индивида в социуме, то есть ограничивать его в удовлетворении собственных потребностей.  Присвоенные нормы становятся ценностями. Согласно Д.А.Леонтьеву, «если ценности не занимают в структуре мотивации соответствующее им место..., то происходит нарушение процесса социализации, что приводит индивида к непринятию (или незнанию) социальных норм, а затем и к их нарушению».

Мы считаем целесообразным рассматривать девиантное поведение, как проявление социальной дезадаптации, то есть, как устойчивую неприспособленность индивида к влияниям его окружения, а также неспособность производить действия, доступные его возрастному уровню развития. В целом поведение подростков с девиантным поведением характеризуется:

  1. 1) ситуативностью, при которой отдельные актуально складывающиеся ситуации социального взаимодействия не обобщаются и не категоризируются (т.е. не имеют выхода на уровень сознательной регуляции, а воспринимаются «здесь-и-сейчас»);
  2. 2) преобладанием своих потребностей над социальными ценностями;
  3. 3) таким уровнем эмпатии, при котором другие люди воспринимаются не более, чем объекты, препятствующие или способствующие достижению актуальной цели;
  4. 4) преобладанием внешнего локуса контроля.