Предрасположенность к появлению девиантных форм поведения у подростков под воздействием различных стилей родительского воспитания

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

В современной мире дети, подвергающиеся злоупотреблению, пренебрежению, представляют широкое разнообразие проблем и вариантов развития. Нет однородного или стандартного описания ребенка — жертвы плохого обращения. Для привлечения внимания подростки, жертвы плохого обращения, используют доступные им средства, поведенческие модели. Одним из видов таких моделей является девиантное поведение.

Девиантное поведение подростков, отклоняющееся от общественных норм и правил, может проявляться в различных формах: в плохой успеваемости, неуверенности в себе, боязни отвечать, несмотря на то, знает материал, тревожности, заниженной самооценке, пассивности, пессимизме, разочаровании в школе, пропусках занятий, неорганизованности, замкнутости, неумении дружить со сверстниками, агрессивности, озлобленности, страха, лживости, жестокости и др.

Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование личности подростка, его самосознания, Я-концепции, образа Я.

Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья.
Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.
Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки.  Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. За первые 5-6 лет он формирует свою самооценку почти исключительно на информации, которую получает в семье. Потом в школе на него влияют другие факторы, но роль семьи по-прежнему очень важна. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома:

  • уверенный в себе подросток успешно справляется с любыми неудачами в школе и дома;
  • ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями, для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.

Каждое слово, мимика, жесты, интонация, тембр и громкость голоса, прикосновения и действия родителей несут ребенку сообщения о его самоценности. Большинство родителей даже не осознают, какой именно смысл содержится в этих посланиях своему ребенку.

Дж. Бексли предположил, что плохое обращение с ребенком более вероятно, когда существует совместное влияние факторов на четырех различных уровнях: психологические особенности родителей, семейная обстановка и ее развитие, непосредственное социальное окружение членов семьи, отношение общества в данный момент к фактам дурного отношения с ребенком.

Дети из неблагополучных семей часто беспомощны, они растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. У них высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим. Их внутренний потенциал остается нераскрытым.

У. Бронфенбреннер обращает особое внимание на то обстоятельство, что большинство матерей работают. Причем число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Растет количество разводов, и, как следствие, детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни этих семей низкий. Однако в домах обеспеченных семей часто возникает проблема проведения времени с детьми родителями, работающими на благо безбедного материального будущего своих детей.

Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие другие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье и различных приставок к ним, компьютеров, других бытовых новшеств, интернета, наличие семейных комнат и отдельных спален ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Еще в начале предыдущего столетия существовала патриархальная семейная жизнь, когда большая семья, обычно со всеми тремя поколениями жили вместе и собирались хотя бы 3-4 раза в день за одним столом. В такой семье общение, забота и воспитание детей были непрерывными, а не дискретными. И главное, всегда рядом с ребенком был близкий человек. Современная цивилизация, подчеркивает Бронфенбреннер, все более отдаляется от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, все больше углубляя изоляцию и увеличивая дефицит общения ребенка с взрослым.

Объективные обстоятельства и образ жизни в обществе, с которыми семьи сталкиваются, идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности в отношениях между членами семьи, если эти обстоятельства мешают родителям заботится о своих детях, воспитывать их и доставлять им радость, если обязанности родителя не встречают поддержки и признания в окружающем мире и если время, проводимое в семейном кругу, наносит ущерб карьере, личному удовлетворению и психическому спокойствию — именно тогда в особенности страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости (5).

Проблема социализации личности сказывается на формировании девиантного поведения. Микросоциум, организация воспитания задают модель личности, у которой формируются соответствующие черты характера, смысловые системы.
Ребенок изначально подвергнут влиянию семьи.

Модели воспитания могут выступать функциями развития того или иного деструктивного поведения. Причем любая модель может быть провоцирующей появление такого поведения, в зависимости от ситуации и степени ее крайней выраженности. Рассмотрим некоторые стили воспитания:

  • Гиперопека. Тип воспитания, когда ребенок становится социально инфантильным, незрелым к выполнению возложенных на него социальных обязанностей. Ему не дают принимать самостоятельные решения, происходит формирование зависимости от родителей. Любые желания ребенка исполняются. С одной стороны, ребенок «не напрягается» и постоянно пребывает в положительной эмоциональной среде, что является хорошей предпосылкой развития до 3-4 лет. Потом это начинает препятствовать формированию нормальной личности. Главная проблема ребенка, воспитывающегося в такой семье — это неумение преодолевать трудности, существующая сильная связь с близкими. При этом у ребенка постепенного растет напряжение, снижается уверенность в собственных силах, в дальнейшем может возникать потеря интереса к любого рода изменениям. Родители превращаются в своеобразные «протезы» для своего ребенка, растя социального инвалида. Напряжение порождает соответствующие проблемы в сфере учебной деятельности, снижение успеваемости. Кроме того, существует проблема снижения спонтанности творческого проявления ребенка в сочетании с подчинением требованиям родителей, страхом не оправдать возложенных на него ожиданий. По причине выше изложенного, происходит развитие комплекса неполноценности, ребенок не доверяет своим способностям, усугубляющиеся чувством страха и застенчивостью. Формируется тенденция вытеснять неблагоприятные переживания, и как следствие появляется неспособность объекта оценить ситуацию, уход в мир собственных фантазий, инфантилизм. У такого ребенка теряются нормальные границы «Я», он ощущает себя самым лучшим, просто невезучим.
    Девиантное поведение облегчает жизнь ребенка, присутствующий комплекс уходит в нереальное ощущение себя. Он хочет, чтоб его любили и принимали таким, каков он есть, демонстрируя абсолютное принятие.
  • Гипоопека. Противоположная модель воспитания. Ребенок предоставлен сам себе, его действия и жизнь мало интересуют родителей. Данный стиль воспитания наиболее распространен в дисфункционных семьях, неполных, где существуют конфликты, есть сильные доминанты (инвалид в семье или родитель, страдающий одним из видов аддикции). У ребенка формируется феномен недостаточного самопринятия, ребенок начинает самоотрекаться, что проявляется в следующем:
    • Снижение самооценки происходит у ребенка с депрессивной, невротической предрасположенностью, сопровождающейся негативным отношением к себе.
    • Развитие агрессивного поведения — ребенок злится, уходит в уличные компании, где происходит бессистемная социализация ребенка, формирующая асоциальное поведение. Ребенок таким поведением как бы подтверждает право на свою биологическую жизнь. В связи с тем, что при данном виде воспитания ребенок чувствует неосознанную угрозу собственному биологическому существованию. Здесь же могут возникать фобические состояния.

Так же в семьях с данным типом воспитания наблюдаются:

    • Феномен депривации (лишения) — невозможность удовлетворить потребности в эмоционально теплых отношениях с родителями, что влияет на задержку развития личности, при этом у ребенка не возникают когнитивные смыслы и ценности. В результате у него может произойти усвоение модели, научение формам взаимодействия и стереотипам поведения, принятым в семье, развивается созависимость, появляется стремление уйти из семьи.
    • Феномен перфекционизма—стремление, что бы все было на высшем уровне, стремление достичь высоких результатов, стремление к хорошему социально одобряемому поведению, при не достижении поставленной цели формируется комплекс неполноценности. В частности взрослым детям алкоголиков характерна некоторая виктимоность, недостаточное самопринятие, стереотипы не выражать себя.
  • Сверхтребовательность. Стиль воспитания, когда происходит предъявление чрезмерных требований к ребенку, у которого возникает чувство требовательности к себе. Родителями реализуется спартанское воспитание, прививается умение самостоятельно справляться с трудностями. Однако при таком стиле воспитания родители дают мало эмоционального тепла своему ребенку, им трудно соблюсти баланс между требовательностью и любовью. Если этот баланс не соблюдается, то у ребенка может возникнуть страх сделать что-то не так, развивается фрустрация. Взрослыми предъявляются требования банального достижения успеха. В ребенке возникают свои интенции и фобии, особенно если он терпит неудачу, а дома взрослые его за это ругают. Детско-родительские отношения выхолащиваются, ребенок чувствует свою ущербность, и как следствие возникает дезадаптация. Стыдящее воспитание — формирует чувство стыда, развитие эмоции страха, которая формирует непринятие ответственности за свои поступки из-за боязни получить наказание. Такой тип воспитания порождает желание найти место, где ребенок может чувствовать себя принимаемым, часто таким местом оказывается уличная компания с асоциальными наклонностями.
    Диффузная модель воспитания, заключающаяся в непрогнозируемом ожидании поведения родителей. Ребенок находится в ситуации противоположных реакций на свои действия со стороны родителей. Родители в своей педагогической практике используют сплитинг-форму эмоционального поведения, при которой происходит мгновенный переход из одного состояния в другое. Причем за одно и тоже действие один из родителей может наказывать, а другой — нет. В схожих ситуациях один раз отругать, второй раз не обратить внимание. Таким образом, ребенок не может оценить свое поведение, черты своего характера, у него возникает неуверенность в собственных силах. Ребенок постоянно находится под страхом отвержения. Так же как и при описанных выше стилях поведения, у ребенка может возникнуть формы девиантного поведения.

Заключение

Родители так же создают некоторые основания для характеристики возможных особенностей их детей. Не случайно в народной мудрости присутствует убеждение о возможности точного прогноза в отношении будущего поведения жениха или невесты на основе анализа взаимоотношений между их родителями. Определенные основания для такого рода утверждений, конечно же, имеются. Именно родители часто выступают в качестве эталонов или моделей для решения определенного класса задач, и именно они формируют огромное количество поведенческих алгоритмов, схем и эвристик в последующем воспроизводимых детьми при решении сходных задач. Причем, вооружение подобного рода поведенческой алгоритмикой часто является основанием будущего проблемного поля детей, обусловленного ее неадекватным применением.
Хочется так же отметить, что ощущение самоценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается, открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и доверительно, а правила поведение не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого неотъемлемая часть взаимоотношений. А это и есть атмосфера зрелой семьи. Не удивительно, что дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.
Ребенок по сути своей является хорошим. А своим поведением он всегда стремится обратить внимание родителей на себя, свои проблемы, свою личность, свое существование. Родители, часто понимая свои педагогические ошибки, не готовы меняться, чем толкают собственных детей на девиантное поведение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Байярд Р.Т, Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Перевод с английского А.Б.Орлова. (Школа для родителей). — М.: Семья и школа, 1995. 223 с.
  2. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 2. С. 57-65.
  3. Мастюкова Е.М. и др. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: Кн. Для учителя // Е.М. Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина. — М.: Просвещение, 1989. 80 с.
  4. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Мялярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. — М.: ТОО «ТП», В. Секачев, 1998. 222 с.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. 360 с.
  6. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗОВ / Под ред. Н.К.Асановой. — М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. 512 с.
Смотрите также:

Статьи