Проблема профилактики алкогольной зависимости среди несовершеннолетних в реалиях современной России
|
Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше 8 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.
Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80% взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.
Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей.
Решить проблему алкоголизации молодежи только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма.
В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).
Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу наркотической ситуации в городе «факторов риска».
Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему.
Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах и т.д.
Деятельность социального педагога должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми, которые могут способствовать более высокой эффективности реализации программы профилактики алкоголизма. Меры профилактики, сосредоточенные на семье в целом имеют больший эффект чем, адресованные только детям или только родителям. Технология предупреждения алкогольной зависимости должна быть долговременной, с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой.
Программы по профилактике в образовательных учреждениях могут быть успешно реализованы при условии их экономического и финансового обеспечения. Для этого каждый пункт программы должен иметь выход на государственные органы местного самоуправления, в обязанности которых входит финансовое и экономическое обеспечение подобных программ.
Для решения названных выше задач необходимо объединить усилия органов и учреждений образования и здравоохранения, общественных организаций. Эти усилия должны быть направлены на: определение группы риска среди детей с проблемами поведения, низкой успеваемостью; реализацию образовательных, медицинских, социально-психологических моделей профилактики с финансово-экономическим обеспечением. Чем выше уровень риска для несовершеннолетних, тем более интенсивной должна быть совместная деятельность по профилактике.
Программа по профилактике должна учитывать: социально-психологические, возрастные, половые особенности. Внедрение уже зарекомендовавших себя программ и конкретных методик предполагает их адатацию к определенным условиям.
Рентабельность профилактических программ может рассчитываться на основе затрат на лечение алкоголиков. Оценка эффективности профилактических программ может быть как непосредственной, кратковременной, так и долгосрочной.
Критериями оценки являются численность участников программы, отношение к программе подростков и молодежи, изменение отношения к употреблению спиртных напитков, информированность, изменения поведения, отношения к себе, изменения в общении и т.д.
Пристрастившись к различным одурманивающим напиткам еще на заре своей истории, люди пили, пьют и, наверное, будут продолжать пить, пока будет существовать этот мир. Никакая логика убеждений, никакие неопровержимые доводы о вреде алкоголя не могут излечить их от пьянства. На протяжении не одного десятка веков лучшие и передовые умы вели отчаянную, но тщетную борьбу с этим всеобщим человеческим бедствием, не знающим ни территориальных, ни национальных, ни половых, ни возрастных и никаких прочих границ. Чем закончился исход сражения к настоящему времени, известно всем. Сегодня пьянство можно сравнить с раковой опухолью, которая распространилась по всему телу планеты, достигнув своими уродливыми щупальцами самых отдаленных ее уголков. Единственное, что мы можем сделать сегодня - это уменьшить распространение алкоголизма в нашей многострадальной стране с помощью разработки, внедрения и реализации комплексных программ профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних граждан России.
Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80% взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.
Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей.
Решить проблему алкоголизации молодежи только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма.
В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).
Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу наркотической ситуации в городе «факторов риска».
Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему.
Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах и т.д.
Деятельность социального педагога должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми, которые могут способствовать более высокой эффективности реализации программы профилактики алкоголизма. Меры профилактики, сосредоточенные на семье в целом имеют больший эффект чем, адресованные только детям или только родителям. Технология предупреждения алкогольной зависимости должна быть долговременной, с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой.
Программы по профилактике в образовательных учреждениях могут быть успешно реализованы при условии их экономического и финансового обеспечения. Для этого каждый пункт программы должен иметь выход на государственные органы местного самоуправления, в обязанности которых входит финансовое и экономическое обеспечение подобных программ.
Для решения названных выше задач необходимо объединить усилия органов и учреждений образования и здравоохранения, общественных организаций. Эти усилия должны быть направлены на: определение группы риска среди детей с проблемами поведения, низкой успеваемостью; реализацию образовательных, медицинских, социально-психологических моделей профилактики с финансово-экономическим обеспечением. Чем выше уровень риска для несовершеннолетних, тем более интенсивной должна быть совместная деятельность по профилактике.
Программа по профилактике должна учитывать: социально-психологические, возрастные, половые особенности. Внедрение уже зарекомендовавших себя программ и конкретных методик предполагает их адатацию к определенным условиям.
Рентабельность профилактических программ может рассчитываться на основе затрат на лечение алкоголиков. Оценка эффективности профилактических программ может быть как непосредственной, кратковременной, так и долгосрочной.
Критериями оценки являются численность участников программы, отношение к программе подростков и молодежи, изменение отношения к употреблению спиртных напитков, информированность, изменения поведения, отношения к себе, изменения в общении и т.д.
Пристрастившись к различным одурманивающим напиткам еще на заре своей истории, люди пили, пьют и, наверное, будут продолжать пить, пока будет существовать этот мир. Никакая логика убеждений, никакие неопровержимые доводы о вреде алкоголя не могут излечить их от пьянства. На протяжении не одного десятка веков лучшие и передовые умы вели отчаянную, но тщетную борьбу с этим всеобщим человеческим бедствием, не знающим ни территориальных, ни национальных, ни половых, ни возрастных и никаких прочих границ. Чем закончился исход сражения к настоящему времени, известно всем. Сегодня пьянство можно сравнить с раковой опухолью, которая распространилась по всему телу планеты, достигнув своими уродливыми щупальцами самых отдаленных ее уголков. Единственное, что мы можем сделать сегодня - это уменьшить распространение алкоголизма в нашей многострадальной стране с помощью разработки, внедрения и реализации комплексных программ профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних граждан России.
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Беспризорность и безнадзорность как один из вариантов проявлений девиантного поведения
М., 2003 - Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи
М.,2003 - Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - К вопросу изучения нравственно-смысловой сферы безнадзорных и беспризорных подростков
М.,2003 - Маргинальные семьи: проблемы сегодняшнего дня и катастрофа завтра
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Предрасположенность к появлению девиантных форм поведения у подростков под воздействием различных стилей родительского воспитания
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Психологические особенности механизмов регуляции девиантного поведения подростков
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Проявление девиации в подростковой субкультуре
Вопросы психологии. 2004. №3. с. 3 - 18. - Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города
М., 2003 - Социальная компетентность у подростков с девиантным поведением, воспитывавшихся в социально неблагополучных семьях
2 часть, М., 2005. - 560 с.