К вопросу изучения нравственно-смысловой сферы безнадзорных и беспризорных подростков
|
В последние годы в РФ наблюдается рост детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, которые являются причиной девиантного (отклоняющегося) поведения и одними из детерминант криминализации несовершеннолетних.
Для решения данной проблемы открываются различные учреждения социальной помощи и поддержки (социальные гостиницы, центры, подростковые клубы, приюты), задачами которых является реализация и оказание экстренной психосоциальной реабилитации, организация процесса социореадаптации несовершеннолетних. Однако, в настоящее время т.н. категория «детей улиц» мало изучена, а также слабо разработаны и научно обоснованы подходы психокоррекции и реабилитации. Одной из задач реабилитационной работы является коррекция нравственно-смысловой сферы, которая влияет на регуляцию социального поведения, формирование мировоззрения, что определяет необходимость изучения данной сферы.
Безнадзорность и беспризорность как юридические понятия имеют определенное правовое содержание. Безнадзорный несовершеннолетний - это несовершеннолетний, за поведением которого отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц; беспризорный несовершеннолетний - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания (Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999 г.).
Безнадзорность и беспризорность являются социально-психологическими факторами десоциализации несовершеннолетних, и обусловливающими высокий риск девиантного и делинквентного поведения. Десоциализация, выражающаяся в социальной дезадаптации индивида, т.е. неадекватности его поведения нормам и требованиям системы общественных отношений, приводит к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности (С.А. Беличева). Таким образом, десоциализация неразрывно связана с деморализацией личности. Та или иная степень деморализации личности лежит в основе соответствующих форм антиобщественного поведения (А.И. Миллер).
Зарубежные психологические исследования нравственности были начаты в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. Модель первого фундаментального исследования воспроизводила ситуацию столкновения двух противоположно направленных мотивов эгоистической и моральной ориентации (X. Хартшорн, М. Мэй, 1928). Затем был проведен ряд исследований, направленных на выяснение того, почему одни дети нарушают нравственные нормы больше, чем другие (Р. Бертон, 1976; Т. Ахенбах, К. Эдельбрук, 1978, 1981; Т. Берндт, 1979; П. Экман, 1985, 1988, 1989), в ходе которых изучалась роль таких факторов, как уровень интеллектуального развития, степень социальной адаптации и особенности личности ребенка, влияние внешних факторов. В традиции психоанализа среди факторов, влияющих на моральную мотивацию поведения, рассматривалось убеждение в правильности норм и в необходимости следовать им (Р. Хэвигерст, X. Таб, 1949; Л. Хендри, 1960). Изучались стадии морального сознания и моральные суждения детей (Ж. Пиаже, 1957; Л. Колберг, 1964). Л. Колберг разработал уровневую концепцию морального сознания, раскрывающую процесс интериоризации социальных норм, согласно которой нравственное развитие личности проходит три уровня (доусловный, уровень традиционной нравственности, посттрадиционный уровень, обоснованный общими принципами) моральных суждений, предполагающих развитие познавательной способности и понимания чувств других людей.
В отечественной общей и социальной психологии нравственно-смысловая сфера личности рассматривается в контексте регуляции поведения и деятельности. Нравственная регуляция определяется как высшая форма саморегуляции (Хвостов Б.В., 1976), и выражается в таких формах как нормы-заповеди, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, долга, ответственности (Дробницкий О.Г., 1977). Существуют разные теоретические подходы к изучению и определению ведущих компонентов нравственно-смысловой сферы личности. Анализируется влияние интериоризированных социальных норм на поведение человека через систему внутренних факторов регуляции - самосознание, самооценку, мотивационную систему, а также воздействие социальных норм на формирование идеалов, убеждений, нравственных образований (М.И. Бобнева, 1979). В качестве внутренних регуляторов поведения выделялись отношения человека, как состояния, предшествующие его поступкам (В.Н. Мясищев, 1960), мотивация, к которой стягиваются такие свойства личности как направленность, ценностные ориентации (В.Г. Агеев, 1976). В других работах регуляторами поведения «высшего порядка» рассматривались ценности, характеризующие отношение человека миру, и выступающие в качестве смыслообразующих мотивов (Ю.М. Жуков, 1976), нравственность как ценностная ориентация, осуществляемая через дихотомию «добра» и «зла» (А.И. Титаренко, 1974). В диспозиционной концепции регуляции социального поведения, предложенной Ядовым В.А., была предпринята попытка объединить эти различные регуляторы (установки, социальные установки, направленность личности, ценностные ориентации). В русле теории деятельности (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., А.В. Запорожец и др.) нравственное развитие выступает как присвоение моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные инстанции». Моральная норма воспринимается субъектом на двух уровнях - как значение и как личностный смысл.
В концепции ценностного, осознанно-эмоционального усвоения нравственности (Л.И. Рувинский, 1981) механизм усвоения нравственных норм и принципов основывается на эмоциональном отношении к ним, единстве знания и переживания. В ценностно-нормативной концепции (Г.Е. Залесский, 1994) проблема формирования убеждений, переход представлений и понятий в убеждения связывается со становлением особой оценочной деятельности, овладением способами социальной ориентировки. В качестве регулятора поведения также рассматривалось самосознание (И.И. Чеснокова, 1977; В.В. Столин, 1983; А.В. Захарова, 1989), в которое входят нравственные категории, самооценка, нравственно опосредованные формы самоотношений (совесть, долг, гордость, требовательность). Структуры нравственного сознания выполняют мотивирующие, целеобразовательные функции, влияют на развитие личности, ее черт, служат формой самоконтроля, отражают нравственный опыт.
Таким образом, как отмечалось выше, в психологии существуют разные подходы к нравственному развитию, формированию нравственной сферы. Мы выделяем в нравственно-смысловой сфере структурный и содержательный компоненты. Структурный компонент включает в себя иерархию мотивов (в т.ч. нравственных мотивов), ценностей, усвоенные социальные нормы, а также самооценку и личностные особенности. Содержательный компонент включает в себя осведомленность о нравственных нормах, отношение к ним, основанное на прошлом опыте, осмысление, понимание социальных норм.
Отечественными авторами были проведены многочисленные исследования формирования нравственных качеств, суждений, убеждений, особенностей понимания моральных понятий у детей и подростков с нормативным поведением (А.Л. Ширман, 1948; В.И. Селиванов, 1949, В.А. Крутецкий, 1962; Т.В. Рубцова, 1956; А.И. Лавриненко, 1970; Н.Э. Фокина, 1978; Е.В. Субботский, 1983; Г.И. Шкльник, 1983 и др.). На контингенте подростков-правонарушителях проводились исследования мотивационной (в т.ч. нравственной) сферы, особенности эмоционально-нравственных отношений в семьях (Г.Г. Бочкарева, 1972, 1980), а также формирования нравственных качеств личности (Д.И. Фельдштейн, 1972; А.С. Новоселова, 1975), особенности понимания ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства (В.В. Знаков, 1990), анализировались смыслообразующие факторы делинквентного поведения (И.А. Кудрявцев, Г.Б. Морозова и др., 1996).
Однако, как отмечалось выше, категория «детей улиц» в настоящее время мало изучена. Немногочисленные исследования, проведенные на безнадзорных и беспризорных подростках, носят социологический или социально-психологический характер, и представляют статистические данные о причинах побегов детей и подростков из дома, возрастные границы бродяжничества несовершеннолетних, особенности семейной ситуации и близкого окружения (Ю.А. Клейберг, 2001; С.А. Бадмаев, А.Л. Гройсман, В.Ф. Матвеев; В.Ф. Пирожков, 2001, данные ЦВИНП ГУВД г. Москвы, НИИ МВД, 2000). Исследований, направленных на изучение личности безнадзорных и беспризорных подростков также крайне мало. Одно из них было выполнено в 20-х г.г. XX века П.Г. Вельским. Он стремился понять особенности личности правонарушителей-беспризорников путем изучения их эмоционально-потребностной сферы, выявляя доминирующие примитивные потребности «гипер-эмоции ») и нравственные мотивы («этических эмоций»).
Перестройка и преобразования в обществе, политические, социально-экономические, экологические кризисы и потрясения, являясь глобальными, общегосударственными факторами, влияют на процесс социализации и становление личности несовершеннолетних, статус и положение семьи, изменения в общественном сознании и трансформацию социальных норм. Рост детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, происходящий на фоне выше перечисленных факторов, обусловливает поиск новых путей психологической коррекции и психосоциальной реабилитации подростков. Таким образом, актуальность данного исследования определяется социальным запросом в целом, в связи с ростом безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, которые в свою очередь определяют высокий риск противоправного поведения.
Научная новизна исследования будет состоять в построении структурно-содержательной модели нравственно-смысловой сферы безнадзорных и беспризорных подростков. Предполагаемое практическое значение исследования: полученные данные могут быть использованы в диагностической практике, при проведении профилактики, а также при выработке путей психокоррекционной работы и направлений социально-психологической реабилитации.
Целью исследования является выявление структурных и содержательных особенностей нравственно-смысловой сферы безнадзорных и беспризорных подростков, поступающих в Приют, а также процесс усвоения социальных норм во время пребывания в Приюте.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существуют выраженные специфические особенности в структуре и содержании нравственно-смысловой сферы и процессе усвоения социальных норм у безнадзорных и беспризорных подростков по сравнению с просоциальными подростками.
Исходя из поставленной цели и опираясь на выдвинутую гипотезу, были сформулированы следующие задачи исследования:
-
Провести экспериментальное исследование структурных и содержательных особенностей нравственно-смысловой сферы у безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, а также подростков и юношей с просоциальным поведением;
-
Провести анализ и сравнение результатов по всем группам;
-
Выделить основные типологические варианты особенностей нравственно-смысловой сферы у безнадзорных и беспризорных подростков, существенные для решения задач психосоциальной реабилитации;
-
Разработатъ приемы психосоциальной реабилитации;
-
Реализовать реабилитационую программу с группой воспитанников Приюта;
-
Провести экспериментальное исследование изменений в нравственно-смысловой сфере несовершеннолетних, проходящих и не проходящих реабилитацию;
-
Провести сравнение полученных результатов.
Объектом исследования являются безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, а также подростки и юноши с просоциальным поведением. Предметом исследования выступили структурные и содержательные особенности (компоненты) нравственно-смысловой сферы и процесс усвоения социальных норм на разных этапах психосоциальной реабилитации. -
Методики исследования: методики, направленные на выявление структурных и содержательных особенностей нравственно-смысловой сферы: МПС - методика предельных смыслов (Д.А. Леонтьев, 1999), ЦТО - цветовой тест отношений (В.В. Столин, 1987; А.М. Эткинд, 1988), ТАТ - тематический апперцептивный тест (Н.А. Murray, 1943; Д.А. Леонтьев, 1998), Методика экспресс-диагностики эмпатии (И.М. Юсупов, 1990), Методика «Незаконченные предложения», Методика оценки уровня развития морального сознания (Л. Колберг, 1984; Л.И. Анцыферова, 1999), Методика Г.Г. Бочкаревой (Г.Г. Бочкарева, 1972), Тест фрустрацонной толерантности Розенцвейга (S. Rosenzweig, 1945; К.Д. Шафранская 1971), Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Методики, направленные на выявление личностных особенностей: ИТДО - индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик, 2002), Методика исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн с модифицированными шкалами «доброта», «стыд», «честность» и др. (Рубинштейн С.Л., 1998).
-
Материал исследования. Предполагается рассмотреть данные, полученные с помощью вышеописанных методик на безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет - воспитанниках Социального приюта для детей подростков г. Москвы, а также подростках и юноша (12-18 лет) с просоциальным поведением - учащихся московских школ.
-
Исследователям предстоит ответить еще на множество вопросов, на сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что любая экстремальная ситуация, будь то техногенная катастрофа, стихийное бедствие, насилие и т.д., может стать причиной возникновения пограничных психических расстройств, коим и является ПТСР, практически у любого человека. Ввиду того, что при воздействии крупномасштабных катастроф, которые сейчас совсем не редкость, ПТСР может развиться сразу у большого числа людей, то речь здесь идет уже о здоровье нации в целом, ведь посттравматическое стрессовое расстройство - это скорее всего дезадаптивное поведение, проблемы со здоровьем, нарушение профессионального функционирования, нарушение функционирования в сфере социальных контактов (включая семейные проблемы) - вот неполный перечень того, что происходит с человеком, подвергшимся травматическому стрессу. Таким образом, первоочередной проблемой государственной политики в сфере национальной безопасности на пороге XXI века является организация квалифицированной помощи для всех, кто пережил травматический опыт.
Статьи