Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Беспризорность и безнадзорность как один из вариантов проявлений девиантного поведения

Автор: Курбатов В. 
Ключевые слова:  девиантное поведение 
Версия для печати

В современном обществе выделяются различные формы девиации и девиантного, отклоняющегося от нормы, поведения. В последнее время можно все больше и больше замечать на улицах беспризорных и безнадзорных детей. О них и пойдет речь в данной статье.

Средства массовой информации чаще всего отображают лишь «надводную часть айсберга» беспризорничества, описывая детей, нуждающихся в помощи: попрошайничающих в метро, болтающихся на вокзале и моющих машины на перекрестках. Но не всегда эти дети беспризорные и чаще всего не бездомные. Например, подросток-попрошайка часто задействован в эту деятельность взрослыми (иногда кормит семью, чаще - криминальных взрослых, контролирующих их деятельность, то есть и те и другие дети под надзором взрослых); часто дети все светлое время проводят на улице, но приходят ночевать домой.

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенннолетних» приводятся основные понятия, относящиеся к детям в кризисной ситуации:

  • безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Выше перечисленные дети делятся на 9 подгрупп.

  1. Живущие в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, в том числе - дети, изолированные частично или полностью от внешнего мира в своих квартирах родителями, так называемые «дети-Маугли».
  2. Частично потерявшие связь с родителями и бесцельно проводящие все время бодрствования на улице, подрабатывающие (мытьем стекол у машин, продажей мелких товаров и т.п.) или добывающие деньги (попрошайничанием и т.п.) и ночующие дома.
  3. «Дети улиц» - полностью потерявшие связь с родителями (по причине их жестокости, равнодушия, болезни), живущие в подвалах, на чердаках, в старых машинах и т.п., зарабатывающие на жизнь самостоятельно и не ночующие дома.
  4. «Дети-бомжи» - ставшие бездомными по причине незаконной купли-продажи квартир у их родителей.
  5. Благополучные ранее, но внезапно оставшиеся без попечения родителей (их гибель, экстренная госпитализация, арест и т.п.) или вместе с родителями попавшие в кризисную ситуацию.
  6. Завезенные в Москву родителями-немосквичами и потерянные или брошенные на произвол судьбы, в том числе - дети-цыгане, зарабатывающие деньги самостоятельно или по указанию взрослых.
  7. «Путешественники и искатели приключений» из других городов России или стран СНГ, в том числе - психически больные.
  8. Убежавшие из государственного интернатного учреждения по причине жестокого обращения со стороны воспитанников или сотрудников учреждения.
  9. Украденные у родителей (в целях: выкупа, продажи новым родителям).

Основные причины детской безнадзорности.

  • Злоупотребление родителей своими родительскими обязанностями по причине резкого ухудшения материального благополучия семьи, физического здоровья (алкоголизм, шизофрения и т.п.).
  • Отсутствие статей законодательства (до марта 1996 года), позволяющих вмешиваться в судьбу ребенка органам опеки и попечительства, милиции и т.п. в момент выявления неблагополучия, не дожидаясь длительной процедуры судебного разбирательства.
  • Отсутствие средств, выделяемых государством, на профилактику беспризорничества.
    Незаконная купля-продажа квартир у граждан мошенниками, в результате которой дети и их родители становятся бездомными.
  • Ненормальный образ жизни родителей (беженцы, цыгане и т.д.)

Основные варианты работы с беспризорными детьми в нашей стране функционирует целая сеть специализированных учреждений и служб, которые занимаются проблемами детской беспризорности:

  • социально-реабилитационные центры
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
  • центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)
  • центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
  • комиссии по делам несовершеннолетних
  • органы опеки и попечительства
  • приемники-распределители, а также другие организации

Далее мы более подробно рассмотрим работу, которая может проводиться с беспризорниками в приюте или в другом похожем учреждении.

При поступлении ребенка в приют его проблемы делятся на 4 группы и решаются соответствующими службами специалистов:

  • медицинской;
  • психологической;
  • учебно-воспитательной;
  • социально-правовой.

Медицинская служба. При поступлении ребенка медперсонал производит следующие мероприятия:

  • заполняет журнал первичного приема детей
  • заводит медицинскую карту
  • производит полный осмотр тела ребенка

2 раза в год дети проходят диспансеризацию в поликлинике по месту пребывания приюта. Подбирается индивидуальная схема закаливания. Составляется график профилактических прививок. Совместно с психологами разрабатывается путь безболезненной адаптации ребенка в новом коллективе.

Проводится программа по выявлению употребления подростками психоактивных веществ (ПАВ). Определяется степень зависимости, проводятся психотерапевтические беседы, назначается противорецидивная терапия.

Психологическая служба. Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это - и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт.

Работа психологической службы идет по 3 направлениям:

  • работа с детьми
  • взаимодействие с персоналом
  • работа с родителями и потенциальными опекунами

Задачей психолога в приюте является восстановление доверия ребенка к миру и обществу, измерение самоотношения, выявление и переработка травмирующих переживаний, переосмысление собственного жизненного опыта.

Диагностика 3 основные задачи:

  • выявление нарушений психологического развития
  • выявление сохранных сторон личности
  • составление индивидуальной программы коррекции

В ходе диагностики используются:

  1. корректурная проба бурдона
  2. таблицы Шульца
  3. исключение понятий
  4. матрицы Равена
  5. методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)
  6. опосредованное запоминание (память)
  7. рисуночные методики (несуществующее животное, автопортрет, рисунок на свободную тему и т.д.)
  8. исследование самооценки по Рубинштейну (эмоциональная сфера)

Коррекция. Формы коррекции определяются не только исходя из результатов диагностики, а в первую очередь исходя из интереса самого ребенка. При подборе коррекционных методик учитываются такие факторы как психологический возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, личностные особенности, интересы. Характер психологической травмы, уровень доверия к психологу.

Социально-правовая служба. Социальная служба обеспечивает социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи. В настоящее время существуют 6 статусов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:

  • «отказной»
  • «подкидыш»
  • «отобранный»
  • «сирота»
  • «подопечный»
  • «бомж»

Социальные работники собирают максимум сведений о жизни ребенка до его помещения в приют, чтобы создать более полную картину причин неблагополучия.

Виды помощи семьи.

Социальная:

  • сбор документов
  • восстановление потерянных метрик
  • направление запросов в различные государственные и общественные организации,
  • направление писем, ходатайств, телефонные звонки в различные организации

Правовая:

  • консультирование по статьям Семейного и Гражданского кодексов
  • проведение юридических консультаций
  • помощь в составлении исков в суд
  • выступление в суде в качестве свидетелей
  • предоставление адвокатской поддержки в случае необходимости

Согласно 13 статье Федерального закона «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» в приют принимаются установленном порядке несовершеннолетние:

  1. оставшиеся без попечения родителей
  2. проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении
  3. заблудившиеся или подкинутые
  4. не имеющие места жительства, места пребывания
  5. самовольно оставившие семью
  6. самовольно ушедшие из образовательного или интернатного учреждения.

Таким образом, только комплексная работа, по нашему мнению, будет эффективна в преодолении проблемы, которая вышла на государственный уровень и требует безотлагательных мер разрешения.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика