Беспризорность и безнадзорность как один из вариантов проявлений девиантного поведения
| 
 | |||||||||||||
В современном обществе выделяются различные формы девиации и девиантного, отклоняющегося от нормы, поведения. В последнее время можно все больше и больше замечать на улицах беспризорных и безнадзорных детей. О них и пойдет речь в данной статье.
Средства массовой информации чаще всего отображают лишь «надводную часть айсберга» беспризорничества, описывая детей, нуждающихся в помощи: попрошайничающих в метро, болтающихся на вокзале и моющих машины на перекрестках. Но не всегда эти дети беспризорные и чаще всего не бездомные. Например, подросток-попрошайка часто задействован в эту деятельность взрослыми (иногда кормит семью, чаще - криминальных взрослых, контролирующих их деятельность, то есть и те и другие дети под надзором взрослых); часто дети все светлое время проводят на улице, но приходят ночевать домой.
В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенннолетних» приводятся основные понятия, относящиеся к детям в кризисной ситуации:
- 
    безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей;
- 
    беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Выше перечисленные дети делятся на 9 подгрупп.
- 
    Живущие в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, в том числе - дети, изолированные частично или полностью от внешнего мира в своих квартирах родителями, так называемые «дети-Маугли».
- 
    Частично потерявшие связь с родителями и бесцельно проводящие все время бодрствования на улице, подрабатывающие (мытьем стекол у машин, продажей мелких товаров и т.п.) или добывающие деньги (попрошайничанием и т.п.) и ночующие дома.
- 
    «Дети улиц» - полностью потерявшие связь с родителями (по причине их жестокости, равнодушия, болезни), живущие в подвалах, на чердаках, в старых машинах и т.п., зарабатывающие на жизнь самостоятельно и не ночующие дома.
- 
    «Дети-бомжи» - ставшие бездомными по причине незаконной купли-продажи квартир у их родителей.
- 
    Благополучные ранее, но внезапно оставшиеся без попечения родителей (их гибель, экстренная госпитализация, арест и т.п.) или вместе с родителями попавшие в кризисную ситуацию.
- 
    Завезенные в Москву родителями-немосквичами и потерянные или брошенные на произвол судьбы, в том числе - дети-цыгане, зарабатывающие деньги самостоятельно или по указанию взрослых.
- 
    «Путешественники и искатели приключений» из других городов России или стран СНГ, в том числе - психически больные.
- 
    Убежавшие из государственного интернатного учреждения по причине жестокого обращения со стороны воспитанников или сотрудников учреждения.
- 
    Украденные у родителей (в целях: выкупа, продажи новым родителям).
Основные причины детской безнадзорности.
- 
    Злоупотребление родителей своими родительскими обязанностями по причине резкого ухудшения материального благополучия семьи, физического здоровья (алкоголизм, шизофрения и т.п.).
- 
    Отсутствие статей законодательства (до марта 1996 года), позволяющих вмешиваться в судьбу ребенка органам опеки и попечительства, милиции и т.п. в момент выявления неблагополучия, не дожидаясь длительной процедуры судебного разбирательства.
- 
    Отсутствие средств, выделяемых государством, на профилактику беспризорничества.
 Незаконная купля-продажа квартир у граждан мошенниками, в результате которой дети и их родители становятся бездомными.
- 
    Ненормальный образ жизни родителей (беженцы, цыгане и т.д.)
Основные варианты работы с беспризорными детьми в нашей стране функционирует целая сеть специализированных учреждений и служб, которые занимаются проблемами детской беспризорности:
- 
    социально-реабилитационные центры
- 
    центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
- 
    центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)
- 
    центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам
- 
    специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
- 
    специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- 
    комиссии по делам несовершеннолетних
- 
    органы опеки и попечительства
- 
    приемники-распределители, а также другие организации
Далее мы более подробно рассмотрим работу, которая может проводиться с беспризорниками в приюте или в другом похожем учреждении. 
  
  
При поступлении ребенка в приют его проблемы делятся на 4 группы и решаются соответствующими службами специалистов:
- 
    медицинской;
- 
    психологической;
- 
    учебно-воспитательной;
- 
    социально-правовой.
Медицинская служба. При поступлении ребенка медперсонал производит следующие мероприятия:
- 
    заполняет журнал первичного приема детей
- 
    заводит медицинскую карту
- 
    производит полный осмотр тела ребенка
2 раза в год дети проходят диспансеризацию в поликлинике по месту пребывания приюта. Подбирается индивидуальная схема закаливания. Составляется график профилактических прививок. Совместно с психологами разрабатывается путь безболезненной адаптации ребенка в новом коллективе. 
  
  
Проводится программа по выявлению употребления подростками психоактивных веществ (ПАВ). Определяется степень зависимости, проводятся психотерапевтические беседы, назначается противорецидивная терапия. 
  
  
Психологическая служба. Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это - и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт. 
  
  
Работа психологической службы идет по 3 направлениям:
- 
    работа с детьми
- 
    взаимодействие с персоналом
- 
    работа с родителями и потенциальными опекунами
Задачей психолога в приюте является восстановление доверия ребенка к миру и обществу, измерение самоотношения, выявление и переработка травмирующих переживаний, переосмысление собственного жизненного опыта. 
  
  
Диагностика 3 основные задачи:
- 
    выявление нарушений психологического развития
- 
    выявление сохранных сторон личности
- 
    составление индивидуальной программы коррекции
В ходе диагностики используются:
- 
    корректурная проба бурдона
- 
    таблицы Шульца
- 
    исключение понятий
- 
    матрицы Равена
- 
    методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)
- 
    опосредованное запоминание (память)
- 
    рисуночные методики (несуществующее животное, автопортрет, рисунок на свободную тему и т.д.)
- 
    исследование самооценки по Рубинштейну (эмоциональная сфера)
Коррекция. Формы коррекции определяются не только исходя из результатов диагностики, а в первую очередь исходя из интереса самого ребенка. При подборе коррекционных методик учитываются такие факторы как психологический возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, личностные особенности, интересы. Характер психологической травмы, уровень доверия к психологу.
Социально-правовая служба. Социальная служба обеспечивает социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи. В настоящее время существуют 6 статусов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:
- 
    «отказной»
- 
    «подкидыш»
- 
    «отобранный»
- 
    «сирота»
- 
    «подопечный»
- 
    «бомж»
Социальные работники собирают максимум сведений о жизни ребенка до его помещения в приют, чтобы создать более полную картину причин неблагополучия. 
  
  
Виды помощи семьи. 
  
  
Социальная:
- сбор документов
- восстановление потерянных метрик
- направление запросов в различные государственные и общественные организации,
- направление писем, ходатайств, телефонные звонки в различные организации
Правовая:
- консультирование по статьям Семейного и Гражданского кодексов
- проведение юридических консультаций
- помощь в составлении исков в суд
- выступление в суде в качестве свидетелей
- предоставление адвокатской поддержки в случае необходимости
Согласно 13 статье Федерального закона «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» в приют принимаются установленном порядке несовершеннолетние:
- 
    оставшиеся без попечения родителей
- 
    проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении
- 
    заблудившиеся или подкинутые
- 
    не имеющие места жительства, места пребывания
- 
    самовольно оставившие семью
- 
    самовольно ушедшие из образовательного или интернатного учреждения.
Таким образом, только комплексная работа, по нашему мнению, будет эффективна в преодолении проблемы, которая вышла на государственный уровень и требует безотлагательных мер разрешения.
Статьи
- Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи
 М.,2003
- Влияние детско-родительских отношений на социализацию телесных функций у соматически неблагополучных подростков
 2 часть, М., 2005. - 560 с.
- Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
 2 часть, М., 2005. - 560 с.
- Девиантные подростки-мальчики  и уличная подростковая субкультура
 М.: МГППУ, 2006. - 320с.
- Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм
 2 часть, М., 2005. - 560 с.
- К вопросу изучения нравственно-смысловой сферы безнадзорных и беспризорных подростков
 М.,2003
- Маргинальные семьи: проблемы сегодняшнего дня и катастрофа завтра
 2 часть, М., 2005. - 360 с.
- Моральное воспитание и развитие межличностных отношений
- Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
 3 часть, М., 2005. - 560 с.
- Предрасположенность к появлению девиантных форм поведения у подростков под воздействием различных стилей родительского воспитания
 2 часть, М., 2005. - 360 с.
- Проблема профилактики алкогольной зависимости среди несовершеннолетних в реалиях современной России
 М., 2003
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города
 М., 2003
- Проявление девиации в подростковой субкультуре
 Вопросы психологии. 2004. №3. с. 3 - 18.
- Психокоррекционная работа с подростками группы риска
 2 часть, М., 2005. - 560 с.
- Психологические особенности механизмов регуляции девиантного поведения подростков
 М.: МГППУ, 2006. - 320с.
- Социальная компетентность у подростков с девиантным поведением, воспитывавшихся в социально неблагополучных семьях
 2 часть, М., 2005. - 560 с.




