Беспризорность и безнадзорность как один из вариантов проявлений девиантного поведения
|
В современном обществе выделяются различные формы девиации и девиантного, отклоняющегося от нормы, поведения. В последнее время можно все больше и больше замечать на улицах беспризорных и безнадзорных детей. О них и пойдет речь в данной статье.
Средства массовой информации чаще всего отображают лишь «надводную часть айсберга» беспризорничества, описывая детей, нуждающихся в помощи: попрошайничающих в метро, болтающихся на вокзале и моющих машины на перекрестках. Но не всегда эти дети беспризорные и чаще всего не бездомные. Например, подросток-попрошайка часто задействован в эту деятельность взрослыми (иногда кормит семью, чаще - криминальных взрослых, контролирующих их деятельность, то есть и те и другие дети под надзором взрослых); часто дети все светлое время проводят на улице, но приходят ночевать домой.
В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенннолетних» приводятся основные понятия, относящиеся к детям в кризисной ситуации:
-
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей;
-
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Выше перечисленные дети делятся на 9 подгрупп.
-
Живущие в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, в том числе - дети, изолированные частично или полностью от внешнего мира в своих квартирах родителями, так называемые «дети-Маугли».
-
Частично потерявшие связь с родителями и бесцельно проводящие все время бодрствования на улице, подрабатывающие (мытьем стекол у машин, продажей мелких товаров и т.п.) или добывающие деньги (попрошайничанием и т.п.) и ночующие дома.
-
«Дети улиц» - полностью потерявшие связь с родителями (по причине их жестокости, равнодушия, болезни), живущие в подвалах, на чердаках, в старых машинах и т.п., зарабатывающие на жизнь самостоятельно и не ночующие дома.
-
«Дети-бомжи» - ставшие бездомными по причине незаконной купли-продажи квартир у их родителей.
-
Благополучные ранее, но внезапно оставшиеся без попечения родителей (их гибель, экстренная госпитализация, арест и т.п.) или вместе с родителями попавшие в кризисную ситуацию.
-
Завезенные в Москву родителями-немосквичами и потерянные или брошенные на произвол судьбы, в том числе - дети-цыгане, зарабатывающие деньги самостоятельно или по указанию взрослых.
-
«Путешественники и искатели приключений» из других городов России или стран СНГ, в том числе - психически больные.
-
Убежавшие из государственного интернатного учреждения по причине жестокого обращения со стороны воспитанников или сотрудников учреждения.
-
Украденные у родителей (в целях: выкупа, продажи новым родителям).
Основные причины детской безнадзорности.
-
Злоупотребление родителей своими родительскими обязанностями по причине резкого ухудшения материального благополучия семьи, физического здоровья (алкоголизм, шизофрения и т.п.).
-
Отсутствие статей законодательства (до марта 1996 года), позволяющих вмешиваться в судьбу ребенка органам опеки и попечительства, милиции и т.п. в момент выявления неблагополучия, не дожидаясь длительной процедуры судебного разбирательства.
-
Отсутствие средств, выделяемых государством, на профилактику беспризорничества.
Незаконная купля-продажа квартир у граждан мошенниками, в результате которой дети и их родители становятся бездомными. -
Ненормальный образ жизни родителей (беженцы, цыгане и т.д.)
Основные варианты работы с беспризорными детьми в нашей стране функционирует целая сеть специализированных учреждений и служб, которые занимаются проблемами детской беспризорности:
-
социально-реабилитационные центры
-
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
-
центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)
-
центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам
-
специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
-
специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
-
комиссии по делам несовершеннолетних
-
органы опеки и попечительства
-
приемники-распределители, а также другие организации
Далее мы более подробно рассмотрим работу, которая может проводиться с беспризорниками в приюте или в другом похожем учреждении.
При поступлении ребенка в приют его проблемы делятся на 4 группы и решаются соответствующими службами специалистов:
-
медицинской;
-
психологической;
-
учебно-воспитательной;
-
социально-правовой.
Медицинская служба. При поступлении ребенка медперсонал производит следующие мероприятия:
-
заполняет журнал первичного приема детей
-
заводит медицинскую карту
-
производит полный осмотр тела ребенка
2 раза в год дети проходят диспансеризацию в поликлинике по месту пребывания приюта. Подбирается индивидуальная схема закаливания. Составляется график профилактических прививок. Совместно с психологами разрабатывается путь безболезненной адаптации ребенка в новом коллективе.
Проводится программа по выявлению употребления подростками психоактивных веществ (ПАВ). Определяется степень зависимости, проводятся психотерапевтические беседы, назначается противорецидивная терапия.
Психологическая служба. Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это - и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт.
Работа психологической службы идет по 3 направлениям:
-
работа с детьми
-
взаимодействие с персоналом
-
работа с родителями и потенциальными опекунами
Задачей психолога в приюте является восстановление доверия ребенка к миру и обществу, измерение самоотношения, выявление и переработка травмирующих переживаний, переосмысление собственного жизненного опыта.
Диагностика 3 основные задачи:
-
выявление нарушений психологического развития
-
выявление сохранных сторон личности
-
составление индивидуальной программы коррекции
В ходе диагностики используются:
-
корректурная проба бурдона
-
таблицы Шульца
-
исключение понятий
-
матрицы Равена
-
методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)
-
опосредованное запоминание (память)
-
рисуночные методики (несуществующее животное, автопортрет, рисунок на свободную тему и т.д.)
-
исследование самооценки по Рубинштейну (эмоциональная сфера)
Коррекция. Формы коррекции определяются не только исходя из результатов диагностики, а в первую очередь исходя из интереса самого ребенка. При подборе коррекционных методик учитываются такие факторы как психологический возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, личностные особенности, интересы. Характер психологической травмы, уровень доверия к психологу.
Социально-правовая служба. Социальная служба обеспечивает социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи. В настоящее время существуют 6 статусов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:
-
«отказной»
-
«подкидыш»
-
«отобранный»
-
«сирота»
-
«подопечный»
-
«бомж»
Социальные работники собирают максимум сведений о жизни ребенка до его помещения в приют, чтобы создать более полную картину причин неблагополучия.
Виды помощи семьи.
Социальная:
- сбор документов
- восстановление потерянных метрик
- направление запросов в различные государственные и общественные организации,
- направление писем, ходатайств, телефонные звонки в различные организации
Правовая:
- консультирование по статьям Семейного и Гражданского кодексов
- проведение юридических консультаций
- помощь в составлении исков в суд
- выступление в суде в качестве свидетелей
- предоставление адвокатской поддержки в случае необходимости
Согласно 13 статье Федерального закона «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» в приют принимаются установленном порядке несовершеннолетние:
-
оставшиеся без попечения родителей
-
проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении
-
заблудившиеся или подкинутые
-
не имеющие места жительства, места пребывания
-
самовольно оставившие семью
-
самовольно ушедшие из образовательного или интернатного учреждения.
Таким образом, только комплексная работа, по нашему мнению, будет эффективна в преодолении проблемы, которая вышла на государственный уровень и требует безотлагательных мер разрешения.
Статьи
- Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи
М.,2003 - Влияние детско-родительских отношений на социализацию телесных функций у соматически неблагополучных подростков
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм
2 часть, М., 2005. - 560 с. - К вопросу изучения нравственно-смысловой сферы безнадзорных и беспризорных подростков
М.,2003 - Маргинальные семьи: проблемы сегодняшнего дня и катастрофа завтра
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Моральное воспитание и развитие межличностных отношений
- Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Предрасположенность к появлению девиантных форм поведения у подростков под воздействием различных стилей родительского воспитания
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Проблема профилактики алкогольной зависимости среди несовершеннолетних в реалиях современной России
М., 2003 - Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города
М., 2003 - Проявление девиации в подростковой субкультуре
Вопросы психологии. 2004. №3. с. 3 - 18. - Психокоррекционная работа с подростками группы риска
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Психологические особенности механизмов регуляции девиантного поведения подростков
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Социальная компетентность у подростков с девиантным поведением, воспитывавшихся в социально неблагополучных семьях
2 часть, М., 2005. - 560 с.