Психокоррекционная работа с подростками группы риска
|
Эмпирические исследования подростков группы риска выявили важный диспозиционный фактор расстройств поведения — дефицитарность процессов социального информирования. Нарушения процессов социального информирования (распознавания), включающих ряд последовательных шагов, интерпретацию социальной информации и выбор приемлемых ответов, делает подростков более склонными к агрессивному реагированию в межличностных взаимодействиях.
Терапевтический процесс (сходный с процедурами научения) должен быть построен так, чтобы помочь подростку усвоить и использовать специфические умения для изменения малоадаптивного интерперсонального стиля, сдержать импульсивный ответ и преодолеть дефициты в социальном познании (например, враждебное смещение аттрибуций). Техники сосредоточены на обучении когнитивным навыкам, которые являются «недоразвитыми» (дефицитарными) у данной категории пациентов, применяются в маленьких группах от трех до пяти человек, проводятся в течение от 18 до 22 сеансов. Среди используемых программ можно перечислить «самоучебное обучение» (Kendall и Braswell, 1985), «Программу Успеха Гнева» (Lochman и Wells, 1996), «Стратегия Программ — быстрая модификация следа (Bierman и Greenberg, 1996), для которых характерны следующие положения:
-
Запрещение импульсивных агрессивных ответов через самообразования.
-
Увеличение умений в социально—перспективном принятии, чтобы минимизировать враждебные смещения аттрибуций.
-
Распознавание физиологического признаков возбуждения и использования их как команды вызова программы, чтобы использовать социальный процесс решения задач.
-
Использование мультишаговой социальной стратегии решения задач.
Применяя самоинструктивные техники для управления импульсивными ответами, подростков обучают использовать подход с пятью шагами для решения задач. Он включает:
-
Распознавание и определение ключевых аспектов каждой проблемной ситуации.
-
Разработку множественных возможных решений или тактик для решения каждой проблемной ситуации.
-
Концентрацию внимания на важных аспектах проблемных ситуаций.
-
Оценку множественных решений, предвосхищение возможных последствий каждого решения и выбор наиболее адаптивного хода действий.
-
Использование самоподкрепления для использования процедуры решения задач с пятью шагами.
Таким образом, все программы направлены на увеличение уверенного социального поведения, развитие самообладания и эмоциональных стратегий регулирования, использование социального умения решения задач. Применение данного психокоррекционного комплекса в отношении подростков, находящихся на амбулаторном принудительном лечении в психоневрологических диспансерах доказало его эффективность. Число рецидивов (в том числе нарушений надзора, имущественные правонарушения) снизилось в течение первых 12-18 месяцев на 30 процентов.
Статьи
- Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города
М., 2003 - Психологические характеристики старшеклассников в массовых школах и школах-гимназиях
Вопросы психологии, 2005, №3. - Проблема профилактики алкогольной зависимости среди несовершеннолетних в реалиях современной России
М., 2003 - Проблема подросткового кризиса
Психологическая наука и образование, 1997. №1 - Предрасположенность к появлению девиантных форм поведения у подростков под воздействием различных стилей родительского воспитания
2 часть, М., 2005. - 360 с.