Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи
|
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространённых в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам и ценностям. При этом одни учёные предпочитают в качестве точки отсчёта («нормы») использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие - аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).
По мнению А. Коэна, отклоняющее поведение - это «такое поведение, которое идёт вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы».
Исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются такие науки, как правоведение и медицина (прежде всего психиатрия и наркология), психология и демография, история и статистика, этнография и антропология, однако психологические механизмы, причины, диагностика предрасположенности к девиантному поведению и девиантное поведение как процесс изучается, прежде всего психологией.
У истоков исследования девиантного поведения находился Э.Дюркгейм, который ввёл понятие аномии (состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками, т.е. аномия в данной трактовке - социальная дезорганизация). Существенно развил и модифицировал этот термин Р.К.Мертон. Он выделил пять способов «анемического приспособления» как реакцию на аномическое напряжение в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.
Конфоризм (соответствие) - единственный тип недевиантного поведения.
Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, шантаж, рэкет).
Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.
Ретритизм (отступление) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели и социально одобряемые средства их достижения (например, бродяги и наркоманы).
Мятеж (бунт) - стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого.
Т. Парсонс расширил типологию анемических приспособлений Мертона. Поведение подростков и молодёжи он рассматривает в свете понятия аномии - состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость.
Динамика психики подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. Подростковый возраст - это возраст «социального импритинга» - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этого, ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию (К. Мак Кэгни, Д. Миллер, С. Смит, Р. Мейер). Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках нормативного поведения). Вторичная девиация - подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отмерило ранее имевшее место поведения.
Социальная практика и исследовательский опыт многих учёных в этой области позволяют выделить модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях.
Личностная модель даёт возможность типизации тех или иных особенностей личности девианта. В основу личностной модели девиантного поведения положен синтез трёх модальностей личности: активности, социализации, интегративности.
Для характеристики девиантного поведения небезынтересен анализ структуры психологических отношений, в которой В.Н. Мясищев рассматривает оценку, определяя класс «оценочных отношений», формирующихся на основе этических, эстетических, правовых и других социальных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности. Оценка может оказаться проекцией самооценки.
Для отклоняющегося поведения на ситуативном уровне нужны специальные условия в реальной жизни. В качестве такого специального условия выступает ситуация.
Существуют следующие модели ситуаций девиантного поведения.
Первый тип ситуаций - ситуация социально-статусных отношений (отношения складываются на основе социального статуса их субъекта).
Второй тип ситуаций - ситуация ролевых взаимоотношений.
Данные взаимоотношений лежат в основе третьего типа ситуаций.
Решая повседневные проблемы, актуализируется потребность людей в общении, взаимодействии и т.п. Это есть четвёртый тип ситуаций.
Последняя модель девиантного поведения характеризует социальную среду как условие, формирующее личность, т.е. субъективно переживаемая человеком объективная реальность. Социальная среда человека - своеобразный показатель интериоризации им культуры, уровня социального развития, меры участия в жизни общества.
При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах: преступность и наркомания, пьянство и алкоголизм, самоубийство, проституция и др.
Далеко не полный их анализ позволяет лучше понять эти очень сложные элементы общественной жизни, конкретнее представить природу девиантного поведения в целом. Наряду с известными видами и формами девиантного поведения существуют и не слишком изученные: бродяжничество, гомосексуализм, самоубийство, граффити.
Подробнее хотелось бы остановиться на такой форме отклоняющегося поведения как вандализм и граффити.Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. Большая советская энциклопедия (1971) определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». В социально-психологических и социологических исследованиях понятие «вандализм» имеет более широкое значение. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Как констатируют многие исследователи (А. Гольдштейн, Дж. Говард и др.), вандализм - преимущественно мужской феномен. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет.
Существует две распространённые мотивационные типологии вандализма, одна из которых - типология С. Коэна. В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма:
-
Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения - материальная выгода.
-
Тактический вандализм. Разрушение используется как средство для достижения других целей (например, чтобы не допустить снижения цен, уничтожаются целые партии товара).
-
Идеологический вандализм. Когда разрушитель преследует социальные или политические цели. Объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл. Например, за период с 1917 года разрушено 25-30 тыс. церквей и соборов, около 500 монастырей, уничтожено не менее 20 млн. икон, около 400 тыс. колоколов.
-
Вандализм как мщение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.
-
Вандализм как игра. Эта распространённая разновидность детского разрушения рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников и подросткового вандализма за счёт проявления силы, ловкости, смелости.
-
Злобный вандализм. Представляет собой акты, вызванные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда.
Другая классификация мотивов вандализма представлена Д. Кантером. Кроме уже рассмотренных мотивов мести и приобретения Кантер называет следующие причины:
-
Гнев. Разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием неспособности достигнуть чего-либо; может быть попыткой справиться со стрессом.
-
Скука. Причина - желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.
-
Исследование. Целью разрушения служит познание (любопытство, желание понять, как работает система, характерно для детского возраста).
-
Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создаёт новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.
-
Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе (яркий пример в истории — поступок Геростата, который сжёг храм ради личной славы).
Также существует оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодёжи - граффити.
В нашей стране этот феномен почти не изучен, социальные и психологические исследования граффити не проводились.
Сам термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился к древним надписями и употреблялся историками и археологами. Сейчас он означает всякую неразрешённую надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности. В то же время граффити выполняет и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи — разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Не случайно некоторые авторы отмечают психодинамическое значение граффити (Е.Л. Эйбл, Б.Е. Бекли и др.). Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому существуют классификации (виды) граффити.
Е.Л. Эйбл и Б.Е. Беркли (1977) различают публичные и личные граффити; М. Кокорев выделяет содержательные, разрушающие, надписи, сделанные в стиле «хип-хоп». Существует несколько эмпирических классификаций. Причины, побуждающие к созданию граффити:
- утверждение личностной и групповой идентичности;
- протест против социальных и культурных норм;
- злобные реакции;
- мотивы творчества;
- сексуальные мотивы;
- развлекательные мотивы.
Любые формы девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы необходимо решить для обеих сторон возникший конфликт «личность - общество», «личность - социальная среда», «личность - группа», «личность - личность».
Главными задачами коррекционно-воспитательной работы являются следующие:
- развитие социальной активности, побуждение и привитие интереса к себе и окружающим;
- обучение саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности;
- пробуждение и привитие интереса и способности к творчеству, его прикладным видам;
- оптимизация положительного опыта; создание и закрепление позитивных образцов поведения.
Коррекционную работу можно проводить с помощью психологических тренингов (например, тренинг на снятие агрессии), различных тестов (тест склонности к риску), составления карт наблюдений, изучения анкет, других диагностических методик (методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения).
Статьи
- Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Беспризорность и безнадзорность как один из вариантов проявлений девиантного поведения
М., 2003 - Проявление девиации в подростковой субкультуре
Вопросы психологии. 2004. №3. с. 3 - 18.