Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи

Автор: Байбакова О. 
Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространённых в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам и ценностям. При этом одни учёные предпочитают в качестве точки отсчёта («нормы») использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие - аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

По мнению А. Коэна, отклоняющее поведение - это «такое поведение, которое идёт вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы».

Исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются такие науки, как правоведение и медицина (прежде всего психиатрия и наркология), психология и демография, история и статистика, этнография и антропология, однако психологические механизмы, причины, диагностика предрасположенности к девиантному поведению и девиантное поведение как процесс изучается, прежде всего психологией.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э.Дюркгейм, который ввёл понятие аномии (состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками, т.е. аномия в данной трактовке - социальная дезорганизация). Существенно развил и модифицировал этот термин Р.К.Мертон. Он выделил пять способов «анемического приспособления» как реакцию на аномическое напряжение в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.

Конфоризм (соответствие) - единственный тип недевиантного поведения.

Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, шантаж, рэкет).

Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.

Ретритизм (отступление) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели и социально одобряемые средства их достижения (например, бродяги и наркоманы).

Мятеж (бунт) - стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого.

Т. Парсонс расширил типологию анемических приспособлений Мертона. Поведение подростков и молодёжи он рассматривает в свете понятия аномии - состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость.

Динамика психики подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. Подростковый возраст - это возраст «социального импритинга» - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этого, ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию (К. Мак Кэгни, Д. Миллер, С. Смит, Р. Мейер). Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках нормативного поведения). Вторичная девиация - подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отмерило ранее имевшее место поведения.

Социальная практика и исследовательский опыт многих учёных в этой области позволяют выделить модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях.

Личностная модель даёт возможность типизации тех или иных особенностей личности девианта. В основу личностной модели девиантного поведения положен синтез трёх модальностей личности: активности, социализации, интегративности.

Для характеристики девиантного поведения небезынтересен анализ структуры психологических отношений, в которой В.Н. Мясищев рассматривает оценку, определяя класс «оценочных отношений», формирующихся на основе этических, эстетических, правовых и других социальных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности. Оценка может оказаться проекцией самооценки.

Для отклоняющегося поведения на ситуативном уровне нужны специальные условия в реальной жизни. В качестве такого специального условия выступает ситуация.
Существуют следующие модели ситуаций девиантного поведения.

Первый тип ситуаций - ситуация социально-статусных отношений (отношения складываются на основе социального статуса их субъекта).

Второй тип ситуаций - ситуация ролевых взаимоотношений.

Данные взаимоотношений лежат в основе третьего типа ситуаций.

Решая повседневные проблемы, актуализируется потребность людей в общении, взаимодействии и т.п. Это есть четвёртый тип ситуаций.

Последняя модель девиантного поведения характеризует социальную среду как условие, формирующее личность, т.е. субъективно переживаемая человеком объективная реальность. Социальная среда человека - своеобразный показатель интериоризации им культуры, уровня социального развития, меры участия в жизни общества.

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах: преступность и наркомания, пьянство и алкоголизм, самоубийство, проституция и др.

Далеко не полный их анализ позволяет лучше понять эти очень сложные элементы общественной жизни, конкретнее представить природу девиантного поведения в целом. Наряду с известными видами и формами девиантного поведения существуют и не слишком изученные: бродяжничество, гомосексуализм, самоубийство, граффити.

Подробнее хотелось бы остановиться на такой форме отклоняющегося поведения как вандализм и граффити.Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. Большая советская энциклопедия (1971) определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». В социально-психологических и социологических исследованиях понятие «вандализм» имеет более широкое значение. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Как констатируют многие исследователи (А. Гольдштейн, Дж. Говард и др.), вандализм - преимущественно мужской феномен. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет.

Существует две распространённые мотивационные типологии вандализма, одна из которых - типология С. Коэна. В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма:

  1. Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения - материальная выгода.
  2. Тактический вандализм. Разрушение используется как средство для достижения других целей (например, чтобы не допустить снижения цен, уничтожаются целые партии товара).
  3. Идеологический вандализм. Когда разрушитель преследует социальные или политические цели. Объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл. Например, за период с 1917 года разрушено 25-30 тыс. церквей и соборов, около 500 монастырей, уничтожено не менее 20 млн. икон, около 400 тыс. колоколов.
  4. Вандализм как мщение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.
  5. Вандализм как игра. Эта распространённая разновидность детского разрушения рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников и подросткового вандализма за счёт проявления силы, ловкости, смелости.
  6. Злобный вандализм. Представляет собой акты, вызванные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда.

Другая классификация мотивов вандализма представлена Д. Кантером. Кроме уже рассмотренных мотивов мести и приобретения Кантер называет следующие причины:

  1. Гнев. Разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием неспособности достигнуть чего-либо; может быть попыткой справиться со стрессом.
  2. Скука. Причина - желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.
  3. Исследование. Целью разрушения служит познание (любопытство, желание понять, как работает система, характерно для детского возраста).
  4. Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создаёт новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.
  5. Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе (яркий пример в истории — поступок Геростата, который сжёг храм ради личной славы).

Также существует оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодёжи - граффити.
В нашей стране этот феномен почти не изучен, социальные и психологические исследования граффити не проводились.
Сам термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился к древним надписями и употреблялся историками и археологами. Сейчас он означает всякую неразрешённую надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности. В то же время граффити выполняет и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи — разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Не случайно некоторые авторы отмечают психодинамическое значение граффити (Е.Л. Эйбл, Б.Е. Бекли и др.). Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому существуют классификации (виды) граффити.
Е.Л. Эйбл и Б.Е. Беркли (1977) различают публичные и личные граффити; М. Кокорев выделяет содержательные, разрушающие, надписи, сделанные в стиле «хип-хоп». Существует несколько эмпирических классификаций. Причины, побуждающие к созданию граффити:

  • утверждение личностной и групповой идентичности;
  • протест против социальных и культурных норм;
  • злобные реакции;
  • мотивы творчества;
  • сексуальные мотивы;
  • развлекательные мотивы.

Любые формы девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы необходимо решить для обеих сторон возникший конфликт «личность - общество», «личность - социальная среда», «личность - группа», «личность - личность».
Главными задачами коррекционно-воспитательной работы являются следующие:

  • развитие социальной активности, побуждение и привитие интереса к себе и окружающим;
  • обучение саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности;
  • пробуждение и привитие интереса и способности к творчеству, его прикладным видам;
  • оптимизация положительного опыта; создание и закрепление позитивных образцов поведения.

Коррекционную работу можно проводить с помощью психологических тренингов (например, тренинг на снятие агрессии), различных тестов (тест склонности к риску), составления карт наблюдений, изучения анкет, других диагностических методик (методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения).

Новости психологии

10.09.2019

Каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство


06.09.2019

Открытие Московской международной книжной ярмарки 2019


30.08.2019 12:44:00

Впервые представлен учебно-методический комплекс по развитию личностного потенциала и эмоционального интеллекта у детей



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика